Понятие межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Синдром «дископии-дисграфии». Понятие профиля литеральной асимметрии и его и его диагностика.




Межполушарная асимметрия (МА) – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.Первых больше в западных странах, вторых – на Востоке и в Африке.

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. МА и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. МА является частным случаем межполушарного взаимодействия. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария с помощью комиссур, главная из которых мозолистое тело, которое объединяет мозг в единую интегративную систему.

Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т.е. типом мышления. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. «Правополушарное» - пространственно-образное мышление, является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Условно, правое полушарие считается творческим, левое – аналитическим.Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.
А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или право-полушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Два мозговых полушария обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая приспособляемость человека и его способности к решению задач.

Деление функций между полушариями не является абсолютным. Оно возникает в период индивидуального развития и является результатом усвоения ребёнком речи и усовершенствования абстрактно-логического мышления.

Синдром «дископии-дисграфии »

Координированная работа полушарий мозга обеспечивается спаечными волокнами, среди которых ведущая роль у взрослых людей принадлежит мозолистому телу (МТ). При его перерезке каждое полушарие начинает работать как изолированный орган, интеграция деятельности полушарий существенно нарушается (Синдром расщепленного мозга). В настоящее время описаны два основных варианта синдромов, обусловленных нарушением межполушарного взаимодействия, существенным признаком которых является их односторонний характер.

1. синдром аномии. Он проявляется в нарушениях называния стимулов, поступающих в правое полушарие мозга. Если больной ощупывает предметы левой рукой или получает зрительные стимулы только в левоеполуполе зрения, информация поступает в теменные или затылочные отделы правого полушария мозга. В случае сохранности межполушарных связей она переносится в левое полушарие, где находятся речевые зоны, и может быть названа. После комиссуротомии такой перенос не происходит и воспринимаемые объекты не могут быть названы. Отличие аномии от нарушений номинации при афазии состоит в том, что при поступлении той же информации в левое полушарие (ощупывание предмета правой рукой, предъявление стимулов в правое полуполе зрения) она легко может быть названа.

2.синдром " дископии-дисграфии ". Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.

Профиль латеральной асимметрии мозга (индивидуальный латеральный профиль, индивидуальный профиль асимметрии, латеральный фенотип, профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, профиль латеральной организации) — закономерное сочетание сенсорных, моторных и «психических» асимметрий, свойственное конкретному субъекту.

Профиль латеральной асимметрии мозга— это не просто сумма асимметрий, это динамичная система, определяющая межполушарное взаимодействие в анализаторных системах в целом. Идея изучать совокупность асимметрий как систему возникла из нейропсихологических представлений о мозговой организации психических процессов, выведенных в отечественной нейропсихологии.

Каждая психическая функция обеспечивается совместной работой обоих полушарий головного мозга, при этом нарушение взаимодействия полушарий приводит к возникновению серьезных синдромов. К настоящему времени накопилось много данных о связи межполушарных отношений (ведущей руки, ведущего уха, ведущего глаза) с особенностями реализации различных психических процессов в норме. Эти положения являются основанием для изучения индивидуальных различий психики в норме в аспекте именно межполушарной организации мозга.

Асимметричность распределения звеньев отдельных функций между полушариями неизбежно ведет нас к понятию функциональной асимметрии мозга.

Функциональная асимметрия – специализация каждого полушария при выполнении отдельных функций.

Моторная асимметрия п роявляется в неравенстве участия правой и левой половины тела в движении

Сенсорная асимметрия – функциональное неравенство парных органов чувств.

Многообразие латеральных профилей определяет многочисленность сочетаний всех признаков асимметрий, и, следовательно, обуславливает индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга, являющаяся одной из причин существования у человека определенной структуры психики, отражает различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов.

Наиболее точным приемом диагностики типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика — электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр». Однако в психологии и педагогике используются и другие методики. Остановимся на них подробнее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: