1. Определение целей урока
- п рактическая ценность урока определяется его итогами, уровнем обученности школьников, дотигнутым в результате совместной деятельности учащихся и учителя на данном уроке,
- образовательная ценность урока характеризуется содержательной стороной учебных материалов (текстов, картинок, фильмов),
- воспитательная ценность урока характеризуется воспитательным потенциалом всего материала урока; вниманием учителя к содержательной стороне примеров и иллюстраций; выводами по оценке поступков и высказываний героев текстов и самих учащихся; сознательной дисциплиной учащихся; умениями учителя, сочетать индивидуальные и коллективные формы работы; справедливостью выставления и правильным комментированиемучителя оценки ученика; умениями учителя держаться в классе,
- развивающая ценность урока определяется с помощью анализа приемов и методов работы, предложенных учителем, которые способствуют развитию у школьников активности и самостоятельности в процессе учебной деятельности, осуществляют индивидуализацию и дифференцированность обучения, способствуют развитию личности и умственного потенциала школьников.
Пояснение основных целей и задач урока учащимся, связь целей урока с его содержанием.
2. Определение типа и вида урока, т.е. методически обоснованное определение места урока в системе уроков по данной теме: нацелен ли он на формирование или совершенствование НВ (фонетических, лексических, грамматических) или на развитие речевых умений (диалогической, монологической речи, аудирования, чтения, письма). Являясь самостоятельным и цельным звеном учебного процесса, каждый урок должен быть продолжением предыдущего урока и подготовкой к следующему. Анализ логики урока: целенаправленности, целостности, динамики и связности.
Анализ структурной четкости урока, соответствие его структуры поставленным целям и задачам. Целесообразность выбора и расположения отдельных этапов урока, а также выбора и выполнения определенных видов работы.
- организация начала урока;
- основные виды работы на уроке и их методическая характеристика
- методическая характеристика упражнений и техники их выполнения (соответствие упражнений целям урока, четкость формулировок, охват учащихся, взаимосвязь упражнений и логическая последовательность их выполнения, затраты времени на отдельные виды работы)
- посильность домашнего задания и четкость его объяснения, объем, своевременность дачи, подготовка учащихся к его выполнению,
- подведение итогов урока: справедливость, мотивированность выставления оценок, правильность комментирования участия учащихся в ходе урока.
3. Обеспечение обязательной коммуникативной направленности всего урока (средства, приемы и способы обеспечения индивидуализации, речевой направленности ситуативности, функциональности и новизны).
II. Общепедагогическая деятельность учителя при реализации плана урока.
Для учителя иностранного языка наиболее ценными качествами являются коммуникативные качества, обеспечивающие хороший контакт с группой и положительную эмоциональную атмосферу урока.
Учитель ИЯ должен уметь устанавливать отношения с учащимися и между учащимися средствами иностранного языка, оценивать и корректировать их речевую и познавательную деятельность тоже средствами ИЯ.
Обязательной общепедагогической характеристикой урока является обеспечение интереса к нему. ”Учение с увлечением” стало одним из важных факторов, способствующих оптимизации учебного процесса. Данная характеристика урока зависит от того, насколько учитель владеет технологией урока:
- умением установить контакт с учебной группой, использовать адекватные приемы привлечения внимания, предусмотреть и своевременно устранить неблагоприятные условия, которые могли бы вызвать нарушение порядка или ослабить интерес к уроку, наблюдательность и оперативность реакции на возникающие ситуации и формы поведения учащихся, умение перестроиться в связи с возникающими на уроке обстоятельствами,
- умением использовать различные формы учебного и речевого взаимодействия учащихся на уроке (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), оптимально и методически обоснованно использовать предметно-изобразительную наглядность, целесообразно применять ТСО, включая лингафонное оборудование и компьютер, запись на доске,
педагогический такт учителя, его способность создать благоприятный
психологический климат на уроке и умение учителя общаться: говорить
правильно, выразительно, адаптивно, при необходимости переходить на
родной язык, оптимально использовать доступные учащимся средства
иностранного языка для общения на уроке,
- умение адекватно выбрать средства и способы текущего и итогового учета, контроля и оценки владения учащимися иноязычным материалом, речевыми НВ и УМ (тестирование, само- и взаимоконтроль), использовать правильную технологию исправления ошибок. Правильно дозировать свои собственные речевые действия и речь учеников (Teacher Talking Time).