Контрольно-итоговый урок




- устный контроль: проблемные и речевые ситуации, контрольные монологические высказывания, диалоги, контрольное аудирование, игры, контрольное чтение вслух и т.д.

- письменный контроль: пересказ, изложение, перевод, диктант, описание картинки (серии картинок), ситуаций, тесты.

 

3. Структура урока иностранного языка.

Каждый урок, к какому бы типу и виду он не относился, имеет свою определенную структуру. Под структурой урока ИЯ понимают взаимосвязь и последовательное расположение различных этапов урока. Основными частями структуры урока являются следующие:

1. Начало урока или организационный момент (3-10 мин.) решает три основные задачи:

- создание предпосылок для успешного проведения урока;

- постановка задач урока и сообщение его цели;

- вовлечение учащихся в иноязычную практику.

Выполнение этих требований достигается различными путями:

- из урока в урок идет постепенное усложнение речевых единиц, которыми пользуются учащиеся, от простого приветствия к рапорту дежурного, а от него к развернутой беседе по предложенной учителем теме или ситуации;

- на каждом уроке должны вводиться новые элементы. Это могут быть вопросы о причине отсутствия, о новых фактах из жизни класса и школы. При длительном использовании одного и того же приема в одной и той же форме он теряет обучающий эффект.

Обновление начала урока идет в плане смены моделей общения: учитель обращается с вопросом/вопросами к классу - требуются устные или письменные ответы (t-c); два ученика у доски ведут между собой диалог

(p-p); вызванный ученик задает вопросы всему классу (p-c); класс задает вопросы одному ученику (c-p); от группы представитель сообщает о результатах выполнения задания и т.д.

Систематически должны меняться формы работы: повторение хором стихотворения или песенки; прослушивание рассказа; запись ответов на вопросы на доске или в тетрадях.

Заканчивается организационный момент постановкой учителем задач, которые объединяют отдельные звенья урока в единое целое.

При всем многообразии упражнений этого этапа их основная функция – переключить учащихся на иноязычную языковую базу, на восприятие иноязычного материала на иноязычную речевую деятельность.

2. Этап введения (объяснения) нового языкового материала (до 10 мин.). В начале урока учащиеся еще не утомлены, их внимание еще не притупилось, они в состоянии лучше понять и запомнить. Количество нового материала определяется календарным и тематическим планом. Любое введение нового материала должно заканчиваться контролем понимания.

Объяснению подлежат фонетические, грамматические и лексические явления. В зависимости от сложности материала объяснение может вестись как на иностранном, так и на родном языке. При этом возможно использование различных средств наглядности.

3. Этап тренировки – формирования, развития языковых навыков используется учителем для правильного воспроизведения языковых явлений (дифференцированные (на выбор новых явлений по аналогии и противопоставлению) и имитационные упражнения (традиционные, программированные и контрастные). ДФ и ИМ упражнения чаще всего проводятся в виде фонетической и речевой зарядки. Современные технические средства обучения позволяют проводить такую работу с образцовым эталоном для подражания. Затем предлагаются упражнения на сочетание (комбинирование) уже изученных и новых языковых единиц, т.е. подстановочные упражнения. Количество тренировочных упражнений определяется задачами, которые решаются на данной ступени обучения.Используется подстановка с полной сочетаемостью, с выборочной сочетаемостью, подстановка, требующая изменений в исходном предложении или в подставляемом образце. По мере возможности следует использовать условно-речевые упражнения, имеющие условную коммуникативную задачу для придания языковым навыкам свойств естественного общения.

4. Этап речевой практики составляет основу урока (от 15 до 30 мин.). Содержание и характер работы на этом этапе не поддаются строгой регламентации. Этот этап может включать самые разные задания и виды работы, на отработку усвоенного языкового материала во всех видах речевой деятельности. На этом этапе учащиеся приобретают умения понимать и строить речевые сообщения в соответствии с целью и ситуацией общения. В устной речи основным способом решения поставленных задач является комбинирование речевых единиц на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном и продуктивном уровне.

При работе с текстом акцент ставится на понимание и интерпретацию информации текста с разной степенью глубины и полноты проникновения в содержание читаемого.

5. Важным этапом урока является методика организации домашнего задания. Учитель должен не только назвать задание, но и дать необходимые пояснения о приемах его выполнения, а иногда и выполнить одно-два предложения и записать для примера в тетрадь.

6. На завершающем этапе подводятся итоги, отражающие достигнутое на уроке. Нужно оценить работу как можно большего количества учащихся. Студенту-практиканту целесообразно составить таблицу, которая должна заполняться оценками в процессе хода урока по мере выполнения заданий каждым учеником. Общая оценка за урок выставляется на основе всех видов работы ученика, которые он выполнял на уроке.

Сам процесс выставления оценок и комментарии учителя целесообразно использовать для обучения аудированию.

Из всех перечисленных этапов урока этап введения (2) и этап тренировки (3) являются переменными и присутствуют только на уроке введения и уроке тренировки или формирования языковых навыков. Все остальные этапы являются постоянными и присутствуют на всех типах и видах уроков.

Вторым аспектом структуры урока является связь между его этапами, то есть логика урока, которая проявляется в следующих четырех компонентах.

Целенаправленность урока или соотнесенность всех этапов урока с ведущей целью, когда все, что делается на уроке, так или иначе подчинено данной цели, помогает ее достичь. Такое понимание целенаправленности предполагает, что урок призван решать одну практическую цель. В качестве цели урока ИЯ может быть только тот или иной языковой навык, то или иное речевой умение, их уровни и качества. Правильными являются следующие формулировки:

Формирование грамматического навыка говорения (чтения, аудирования).

Формирование произносительного навыка

Формирование лексического навыка говорения (чтения аудирования).

Развитие техники чтения вслух.

Расширение активного словарного запаса учащихся.

Введение и первичное закрепление лексики по теме…

Название цели является правомерным только при указании конкретного языкового материала, который должен быть усвоен до указанного уровня.

В верхней части поурочного плана должно быть указано:

Цель урока: формирование грамматического навыка говорения.

Речевой материал: грамматическая структура «Future Simple».

или

Цель урока: формирование лексического навыка говорения.

Речевой материал: слова … (указываются только новые слова).

Указание на материал, причем точное его количество и состав необходимо, чтобы снять упрек в безграничности, объемности цели. Поскольку одна и та же цель, например, Развитие (совершенствование) умений … ставится периодически, она должна каждый раз уточняться. Цели могут повторяться, но точное определение материала обеспечит четкость цели, а это важная предпосылка правильного планирования и проведения урока. Определяя цели конкретных уроков, следует учитывать также, какие частные навыки и умения формируются на данном уроке.

Например, в области устной речи это могут быть:

- умение пересказать текст по плану (схеме, логико-смысловой карте, ключевым словам);

- умение описать рисунок (серию картинок);

- умение сделать сообщение о ….

- прокомментировать текст (видеофильм).

В области письменной речи это могут быть умения:

- составить план (разной степени протяженности) услышанного или прочитанного текста;

- подготовить реферат, аннотацию текста;

- написать отзыв о ….

- написать деловое (приветственное, личное) письмо.

- выписать факты (положения текста), иллюстрирующие (характеризующие, объясняющие) ….

В работах Г.В. Роговой приводятся примеры таких формулировок практических целей урока:

- тренировать учащихся в употреблении Past Indefinite глаголов “read, wrote, drew, began, thought” в монологической речи (при ведении диалогов на тему…).

- составлять монологические высказывания на тему … из 3-4 логически связанных фраз.

- ознакомление со словами “film, interesting, cinema” на основе догадки и тренировка их употребления на уровне предложения в монологических высказываниях.

- тренировка реплик-реакций в диалогической речи, стимулируемой вербально (описание ситуаций учителем или на карточках).

Следует всегда помнить, что практическая цель – это фокус, вокруг которого организуется весь урок. Помимо общей практической цели урока учителю приходится решать и более мелкие задачи. Их число жестко не лимитируется, но более трех учебных задач на одном уроке ставить бесполезно, ибо решить их за один урок невозможно. Исключение может составить урок самого начального периода обучения. Задачи могут по-разному быть связаны с основной целью, но должны работать на эту цель. Ибо только цель дает уроку логический стержень и обеспечивает логику урока. Этой цели должно быть отведено не менее 35 минут урока.

При определении воспитательных и развивающих целей логичнее идти от языкового и речевого материала, чем наоборот. Если когда-либо их невозможно сформулировать, лучше этого не делать. Примерами воспитательных и развивающих целей урока могут быть следующие:

Прививать уважение к труду.

Прививать уважение к стране изучаемого языка (к народу страны изучаемого языка; к культуре народа страны изучаемого языка).

Воспитывать трудолюбие (честность, мужество) на примере выдающихся людей.

Развивать литературный (художественный, музыкальный вкус).

Развивать внимание к собеседнику во время разговора.

Учить самостоятельно составлять письменные опоры для монологического высказывания (план текста).

Учить пользоваться словарем (грамматическим справочником).

Учить выполнять упражнения с функциональными опорами.

«Шапка» поурочного плана может иметь следующие цели:

Цели урока:

практическая: формирование лексических навыков говорения по теме

«Город».

воспитательная: привитие уважения к стране изучаемого языка.

развивающая: учить использовать вербальные опоры в виде плана (ключевых слов).

Речевой материал: микро диалоги по теме «Город» (как пройти? как начать разговор с прохожим? как уточнить? как отреагировать на отказ (уточнение, контрпросьбу).

Формулировка цели должна быть четкой и понятной, а главное – конкретной. Именно цель определяет и характер домашнего задания, ибо хорошо формулированная цель урока это и есть его планируемый результат, а на дом можно задать лишь то, чему научили на уроке.

При постановке цели урока следует учитывать, что учитель и учащиеся видят цели под разным углом зрения. Приведенные примеры формулировок целей предназначены для учителя, для учащихся их нужно переформулировать и сделать понятными.

Если цель урока – формирование лексических навыков говорения по теме «Город», ученикам можно сообщить, что сегодня на уроке мы будем учиться рассказывать иностранцам о своем городе, используя следующие слова….

Если цель урока – развитие умений монологической речи по теме «Город», ученикам можно сказать, что мы часто слышим рассказы о разных городах, хорошо, когда человек рассказывает логично и связно. Сегодня нашей целью является научиться высказываться логично, а для этого следует уметь составлять план рассказа, чтобы ничего важного не упустить.

В многоцелевом уроке все его составные части существуют сами по себе и тем самым нарушают логику урока.

Следующим после целенаправленности компонентом логики уроки является его целостность или соразмерность всех его компонентов, их соподчиненность и упорядоченность. Необходимо, чтобы основная цель урока была связана со всеми задачами, чтобы каждое упражнение подготавливало выполнение следующего, поднимая учеников на более высокий уровень овладения нужными языковыми операциями и речевыми действиями. Следует учитывать общедидактический принцип «от более легкого к более трудному».

Логика урока также предполагает соблюдение его динамики, которая зависит от правильной последовательности упражнений. Определить необходимую последовательность упражнений можно на основе учета их методической типологии, этапов формирования языковых навыков и речевых умений. Тренировочные упражнения должны выполняться в следующей последовательности: дифференцированные, имитационные, подстановочные и трансформационные. Количество упражнений каждого вида и переход от одного вида упражнений к другому следует определять с учетом трудности языкового и речевого материала, языкового уровня группы.

Четвертым компонентом логики урока является его связность.

Связность урока осуществляется следующими средствами:

1. Лингвистическая связность. Новые языковые единицы содержатся во всех без исключения упражнениях и тем самым связывают этапы урока друг с другом.

2. Предметная связность. Соблюдение такой связности требует наполнять одним и тем же предметным содержанием все этапы урока вплоть до речевой зарядки.

3. Формальная связность предполагает связность компонентов урока по общему замыслу его проведения: урок-экскурсия, урок - пресс-конференция.

Логика урока достигается только при наличии все четыре перечисленных аспектов (целенаправленность, целостность, динамика и связность).

 

4. Планирование учебного процесса по иностранному языку.

 

Планирование учебного процесса является одним из важных условий его успешности и предполагает составление календарных, тематических и поурочных планов. План любого типа предусматривает последовательное распределение во времени учебного материала, подлежащего усвоению. При этом учитель должен учитывать основные дидактические. психологические и методические закономерности формирования соответствующих знаний, навыков и умений.

Важнейшими условиями, определяющими успешность планирования, являются:

1 – знание учителем целей обучения и требований к практическим навыками

и умениям по каждому классу;

2 – знание программного материала по каждому классу;

3 – знание всех компонентов учебно-методического комплекса и

дополнительных учебно-методических материалов;

4 – знание возрастных особенностей учащихся и основных этапов

формирования речевых навыков и умений;

5 – знание методических требований к современному уроку иностранного

языка;

6 – знание уровня владения иностранным языком учащимися данного

класса, их общего развития.

Наличие планов в книге для учителя облегчает планирование, но не исключает его. Ибо там приводится идеальный вариант, составленный без учета особенностей конкретного класса.

Это говорит о том, что планирование не только необходимо, но и обязательно для всех учителей.

В методической литературе и педагогической практике различают календарное (четвертное или полугодовое), тематическое и поурочное планирование.

Календарные планы, как правило, составляются авторами учебников и институтами усовершенствования учителей с учетом опыта планирования за предыдущие годы.

Основной целью тематического планирования является определение целей, объема материала, последовательности изучения языкового материала при прохождении определенной темы (часто параграфа учебника) и на этой основе формирование соответствующих речевых навыков и умений.

В методической литературе серию уроков, объединенных одной темой, называют еще системой уроков, под которой понимается «совокупность» уроков, обеспечивающая формирование речевых навыков и умений применительно к определенному тексту/теме и на основе определенного языкового материала.

При тематическом планировании следует помнить, что в пределах серии уроков, объединенных одной темой, должен быть усвоен определенный объем лексического и грамматического материала, должны быть развиты до определенного уровня соответствующие навыки и умения. Кроме практических задач, должны быть решены общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи применительно к данному классу и условиям обучения.

Поурочное планирование выражается в определении основных этапов урока в соответствии с тематическим планированием, уточнении их цели, места и объема на данном уроке с учетом его практических, воспитательных и развивающих задач.

Примерная схема поурочного плана:

Класс Название учебника

Дата:

 

Цели:

 

Задачи:

 

Языковой и речевой материал:

новый:

для повторения:

 

Оснащение урока:

 

Этап и его цель Содержание этапа Педагогическая модель Примеча- ния
1. Орг. момент.   Переключение на аглийс- кую язы- ковую базу. Вопросы всему классу: 1. What is the date today? 2. What lessons do you have today? 3. Did you have the same lessons yesterday? Прослушивание аудиотекста «At school» краткий письменный пересказ. T - C T – P Правописание дней недели.   Длитель-ность текста: 1 минута.

 

5. Методический анализ и критерии оценки современного урока иностранного языка.

 

Урок является основной формой организации учебной работы учителя и ученика, выдержавшей более чем трехвековую проверку временем и опытом преподавания школьных дисциплин. В то же время содержание, структура, основные этапы и формы учебной деятельности школьника и система обучения, организуемая учителем, постоянно видоизменяются в соответствии с требованиями современности.

В качестве основных особенностей современного урока иностранного языка в методической литературе выделяют следующие

- целью и содержанием урока является обучение иноязычной речевой деятельности, теоретические знания играют вспомогательную, подчиненную роль. Ведущее место на уроке должны занимать формирование, развитие и совершенствование иноязычных речевых навыков и умений;

- комплексность, взаимосвязанность всей работы по обучению ИЯ благодаря возможности переноса навыков и умений из одного вида речевой деятельности в другой (ибо психофизиологические механизмы в основе усвоения языкового материала, методические приемы усвоения языкового и речевого материала, предметный и языковой материал для всех видов речевой деятельности - одни и те же);

- ИЯ выступает как цель и как средство обучения (овладение ИЯ как средством общения идет через упражнения в иноязычном общении на уроке).

Анализируя урок, необходимо выяснить, насколько полно учитель реализовал основные цели урока, как ему удалось подобрать соответствующее содержание, почему он избрал именно такое сочетание методов, как ему удалось учесть психологические особенности учебной группы.

В соответствии с выделенными особенностями современного урока ИЯ, критерии анализа и оценки урока целесообразно разделить на следующие группы. Деление это условно, все критерии должны рассматриваться в комплексе. Учет всех критериев по отношению к каждому уроку необязателен: при анализе конкретного урока следует учитывать все группы критериев, но не всегда останавливаться на каждом из них внутри данной группы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: