Технологическая карта урока
Предмет, класс | Технология, 5 класс | |||
УМК, автор программы | В.Д. Симоненко | |||
Учитель | Иванов В.В. | |||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Изготовление продукта с применением элементарных рабочих инструментов | |||
Цель урока | Сформировать первичные навыки строгания древесины | |||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |
Развивать умение следовать технологии изготовления продукта | Развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Развивать умение работать в группе | Формировать ответственное отношения к учению; уважительное отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде | ||
Планируемые результаты | Предметные знания и умения | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Умение следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта, изготавливать материальный продукт по заданному алгоритму. | Регулятивные УУД Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Познавательные УУД Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, играть определенную роль в совместной деятельности. | Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | ||
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | |||
Инструменты для ручной обработки древесины, столярные верстаки, готовые образцы. | Компьютер, проектор. | |||
Организационная структура урока
Название этапа урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Оргмомент | Подготовка обучающихся к учебной деятельности. | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку, проверка наличия учебника, принадлежностей, рабочей тетради. | Приветствие учителя. Проверка присутствующих. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление степени освоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. | Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими - Что называется пилением? - Какие инструменты используются для пиления? - Какие виды пил вы знаете? - Возможно ли с помощью столярной ножовки создать ровную гладкую поверхность? Предложить учащимся выбрать необходимый инструмент, с помощью которого можно создать ровную и гладкую поверхность и выполнить пробное действие. Выяснить и зафиксировать основные затруднения. | Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие). |
Постановка учебной задачи | Обозначение проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока - Знаете ли вы, как называется процесс обработки древесины рубанком? - Тема нашего урока: Изготовление продукта с применением элементарных рабочих инструментов (строгание древесины). Предложение учащимся сформулировать цели и задачи урока, используя следующие ключевые слова: ознакомиться, изучить, освоить, научиться. Цель: Сформировать первичные навыки строгания древесины Задачи: 1) Ознакомиться с видами стругов; 2) Изучить устройство рубанка; 3) Освоить первичные приемы строгания | Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия Формулирование цели и (или уточнение) темы урока Запись темы, цели урока и опорных понятий в рабочую тетрадь. |
Освоение нового учебного материала | Формирование новых знаний и умений | Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу - Давайте вспомним последовательность действий при освоении предыдущей технологической операции – пилении. При работе с рубанком будем использовать аналогичную последовательность. Показ презентации «Строгание древесины». (виды стругов, устройство рубанка, рабочая позиция, ПБР) Наглядная демонстрация учителем. Инструктаж по правилам безопасной работы. | Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу. По желанию 1 – 2 учащихся выполняют пробные действия. |
Закрепление учебного материала | Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации | Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений Практическая работа: 1. Выбрать заготовку (брусок) 2. Строгать базовую кромку 3. Выполнить разметку 4. Строгать контрольный размер 5. Проверить ровность поверхности, используя линейку и угольник. Вариант: взаимная проверка и оценка качества выполненной работы. | Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе). Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Взаимопроверка. Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений. |
Рефлексия учебной деятельности | Формирование умения анализировать результаты учебной деятельности. | Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки - Мы достигли цели? - Что вам было интересно на уроке? - Что было не интересно? - Что вызвало затруднения? - Что вы узнали нового? - Чему научились? - Где вы сможете применить полученные сегодня знания и умения на практике? - Что бы вы хотели узнать ещё по данной теме? - Оцените свою работу на уроке по пятибальной системе. | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки |
Информация о домашнем задании | Определение заданий для самоподготовки | Предложение разноуровневых заданий. Основное: § 9, учить опорные понятия, вопросы устно. Дополнительное: Сообщение по теме «Виды стругов», «Виды обработки древесины режущим инструментом». | Осуществление выбора задания для самоподготовки |