Авантюрин — багровый, тёмно-красный, по драгоценному камню авантюрин.
Аврорный, авроровый, Аврора — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии.ветлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом, устрично-розовый.
Автомобиль — серовато-синий, как ведущий цвет первых автомобилей XIX века.
Адамантовый — алмазный, от адамантина — непрозрачный вид алмазного шпата.
Аделаида, аделайда — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. Возможно, от героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Маттиссона.
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони.
Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым оттенком, от алебастра. Мучнисто-белый.
Ализариновый — от исп. alisari, цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина.
Амарантовый — малиновый (фр. amarante — «малина»)[7], или близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Агулинный, ангулимный — темный, черный; но по другим источникам то же, что гулинный, то есть фиолетовый.
Аполлон — ярко-золотой, от имени бога солнца Аполлона.
Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников). Также устаревшее название переливающегося благородного опала; по какому из смыслов функционировало прилагательное — неясно.
Аспидный — серо-черный, цвета сланца-аспида, употреблявшегося для грифельных досок.
Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли.
Багор (багр, багрец) — густо-красный с синеватым оттенком.
Багрецовый — цвет ткани багреца, яркий багровый
Багрянец — темно-красный, багровый, заката.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. По другим указаниям красно-огненный с примесью желто-синеватого.
Бакановый (баканный) — от «бакан» (араб.-тур. bakkam «красное красящее дерево») багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из мареныи др. Это же красный венецианский лак (бакан — багряная ярко-красная краска)
Барканский — один из оттенков красной гаммы (от «баркан» — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа).
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы».Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Биллиардного сукна — ядовито-зелёный.
Бисквитный — нежный серовато-зелёный.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк encolere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый).
Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.
Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleud’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
Бледый — бледный, бледно-желтоватый
Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond).
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд».
Болкатый — чёрный, тёмный.
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера» или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Броный — бело-серый.
Бронзовый
Брощаный — багряный
Брусвяный — ярко-красный, багряный, цвета брусники
Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый.густо-розовый, цвета созревающей брусники.
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета ягоды брусники.
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый, брунатный, бурнатный — то же, что и бурый; либо рыжебурый, без черноты и огненной красноты.
Бусый, босый — тёмный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Весёлая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый, вердепёшевый (от фр. vert-de-pêche)— жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик).
Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый.
Вердрагоновый (от фр. vertdragon) — оттенок тёмно-зелёного.
Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари.
Винный — желтовато-красный.
Винных дрожжей — желтовато-красный.
Влюблённой жабы — зеленовато-серый.
Влюбленного жирафа (или брюха жирафа, или «жирафы в изгнании») — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королём Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г.
Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный.
Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого.
Выдровый — грязновато-зелёный.
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гагатовый — цвета гагата (каменного угля); блестяще-черный. Возможно, устаревшая форма от агатовый.
Гаити — или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный — серый.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Георгиевские цвета — оранжевый и черный, от георгиевской ленты.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Глинастый — красновато-желтый, похожий на глину.
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубец — ярко-синяя краска
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый — серый или грязно-жёлтый.
Гортензия — нежно-розовый.
Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. grisdelin), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
Гридеперлевый (фр. grisdeperle) — жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового» (от персид. gulab «розовая вода»)
Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом.
Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны, переливающийся двумя цветами.
Девонширский коричневый — светло-жёлтый.
Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джалосанто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста. Изначально передавало цвет любого необработанного материала, затем основным значением стал цвет необработанного льна. Позже к нему присоединился элемент грязной голубизны (сочетание светло-серого и бледно-голубого). Дополнительный иронический смысл — «грязный, неопрятный».
Драконьей зелени — очень тёмный зелёный.
Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».
Египетский коричневый — цвета мускатного ореха.
Еринный, еринной, яринной — точное значение слова не установлено, это может быть беловатый (ярин — шерсть белого цвета); либо ярко-зеленый (от ярь — зеленая краска); или же красный (ср. ярило — солнце); а также и голубой.
Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце XIX в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий, горячий — оранжевый, насыщенно-оранжевый, в XVII—XVIII веках служило самым распространенным словом для обозначения оранжевого цвета.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого.
Жжёного хлеба — сложный оттенок коричневого.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.
Жирафовый — жёлто-коричневый.
Жирафового брюха — жёлто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.
Жонкилевый — цвет нарцисса.
Зекрый, изекрый — тёмный, светло-синий, сизый. По другим указаниям же — светлый, блестящий (чаще всего для цвета глаз и камней)
Земля, земляной — светлый коричневато-серый; обычно основной фон ткани.
Зетинный — (от тюрк, zaitin «оливка»); оливковый.
Золотный — то же, что золотой, золотистый.
Зольный — пепельный.
Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти лошади, светловолосой; изжелта-белёсоватой при белом хвосте и гриве.
Изжелта — желтистый, с добавкой другого цвета.
Индиговый — синий, от индиго.
Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной).
Искра, с искрою — с блеском, металлическим отливом, обычно про ткань[15].
Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый — желтовато-коричневый.
Карамазый — черномазый, чернявый.
Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, ярко-алый цвет старинного тонкого сукна кармазина. По другим указаниям эта ткань могла быть также темно-малиновой.
Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кассиев — (от франц. cassis «черная смородина»), блестяще-черный
Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кашу ́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Киноварный — цвет минерала киновари, ярко-красный.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
Клеопатра — пурпурный.
Клуши — чёрная карточная масть — пика.
Колумбиновый — сизый (от фр. colombe — «голубь»).
Конго — начищенного медистого золота.
Кореневый — цвет корня, бурый
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royalblue, яркий, насыщенный синий.
Кошенилевый — (от франц. cochenille) ярко-красный, слегка малиновый, от кошенили — красителя, добываемого из насекомых.
Краповый — от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены, грязный красно-коричневый, почти красный.
Краплачный, крапплачный - от того же крастителя, но яркий алый цвет, разбавленный белилами.
Краска — красный цвет.
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).
Куропаткины глаза — светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лазуревка — голубая краска. Лазурик — особый вид синего ситца.
Лазуревый — то же, что и лазоревый
Лани цвет (по одноимённому животному) — желтовато-коричневый.
Лесных каштанов — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. Обычно про человеческую кожу.
Лиловый — слово имело иное значение, чем сегодня и обозначало светло-сиреневый (а не темно, с красноватым оттенком).
Ложь — невыразительный тусклый цвет.
Лондонского дыма — тёмно-серый, дымчато-серый, белесый или бледный сине-зеленый.
Лондонской грязи — тёмно-коричневый.
Лорд Байрон — тёмно-каштановый, практически коричневый, с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна, седой.
Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный, по другим указаниям цвет не определен.
Магово-гуляфный — красно-розовый.
Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Маков цвет, маковый — цвет красного мака, румяный, пунцовый
Малахит муравленый — характеристика гончарного изделия, например, горшка, покрытого глазурью, обычно зеленоватый.
Малахитовый — цвет малахита.
Малинный — малиновый.
Маргаритовый — ярко-пунцовый.
Марена, мареновый — ярко-красный, по названию одноименного растения, из корней которого добываются яркие красящие вещества.
Маренго — серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны (от фр. marine — морской).
Мария Луиза — голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).
Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь — RosePompadour.
Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Матовый — (от нем. matt) слово имело иное значение, чем сейчас, подразумевало оттенок сине-зеленого цвета.
Медвежий ( он же медвежьего ушка) — тёмно-каштановый оттенок коричневого.
Медянка — ярко-зеленый, от названия краски.
Мексиканский — голубо-стальной.
Мелинный, мелинной — значение не известно.
Меловой — цвета мела, белый, обычно для описания кожи человека.
Милори — тёмно-голубой, синий.
Минимный, мииий — ярко-красный, киноварный.
Мов — розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского mauredoré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в.
Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
Муаровый — переливающийся (от фр. moire, названия ткани с отливом).
Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый.
Муравый, муравленый, мурамный, мурамно-зеленый — травянисто-зелёный
Мурастый — полосатый.
Муругий — пятнистый, полосатый, темное пятно на светлом фоне.
Мурый, измурый — то же, что и смурый, то есть серый.
Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный.
Мышастый — серый, цвета мыши.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нагой — телесный.
Назельный — зеленоватый.
Накаратовый, накаратный, жаркий накаратовый — оттенок красного, огненно-красный, оранжево-красный (от фр. nacarat — краска, чистый сорт кармина).
Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани, называвшейся «нанка».
Норанж — оранжевый
Нефритовый — от нефрита, насыщенный зелёный, цвета нефрита.
Нильской воды (фр. vertduNil) — серовато-зелёный.
Облакотный — цвета облака, бледно-голубой.
Обломный — густой, обильный (например, «обломный синий»)
Обрбщеный — багряный[23].
Объяринный — слегка голубоватый с серебристым блеском (от парчовой ткани объярь)
Огневой — ярко-оранжевый с красным отливом
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Орлеановый — темно-оранжевый (от названия краски «орлеан»)
Орлецовый — красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца.
Осиновый — зелёный с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний — синевато-лиловый.
Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижский голубой — светло-голубой.
Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-СебастьенаМерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.
Парчовый — золотой, от ткани парча
Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой.
Пелёсый — тёмный, бурый.
Пеньковый — цвета пеньки, светло-бурый (обычно для описания волос)
Пепелесый, пепелистый, пепловый, попеловатый, попельный — пепельный, серый
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перёнковый — персиковый, розовый.
Перидотовый — от камня перидот, салатовый
Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг).
Плавый — светло-жёлтоватый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.
Пламезарный — розовато-красный.
Пламенный — огненно-красный
Поджаренного хлеба цвет, сженого хлеба — черно-коричневый
Пожелклого листа цвет — пожухлой листвы, буровато-желтый
Половой, половый - бледный желто-коричневый, почти палевый (от «половеть» — вянуть, блекнуть)
Померанцевый — апельсиновый с розовым, от дерева померанец, оранжевый, ярко-оранжевый.
Померклый — темный, черный.
Попугайный зеленый — ярко-зеленый.
Порфирный, порфировый — пурпурный, от устарелого названия красителя пурпура, или от «порфиры» — монаршьей или кардинальской мантии.
Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Празелёный — иссиня-зеленоватый, светлый синевато-зеленый, цвет краски «празелень».
Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца.
Прапруд - красный, для названия царской торжественной одежды.
Пропелесый — серый, сероватый[27].
Проскурняковый — (от «проскурняк» — разновидность мака) оттенок, близкий к сиреневому.
Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.
Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский»
Пунцовый — ярко, густо или темно-алый, темно-багряный, багровый.
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке».)[8]
Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц.
Ранжевый, рынжевый — то же, что оранжевый.
Рвота императрицы — оттенок коричневого.
Рдяный — красный, алый
Резвая пастушка — оттенок розового.
Редрый, рёдрый — бурый, рыжий, красноватый.
Роговой — цвет клюва, кости.
Рогожаный — цвет не известен.
Розмариновый — сиренево-лиловый, от розмарина.
Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Рудой, рудый — красный, рыжий и рыжебурый, «жарко-красный».
Рудожелтый — оранжевый, рыжий.
Савоярский — то есть «савойский», цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Сажной — (от «сажа») цвет сажи, серо-черный.
Санкирный — (от краски «санкирь») светло-телесный.
Сардий — густо-красный.
Сахарный — оттенок белого цвета с легкой голубизной; цвет колотого сахара, либо бледновато-желтый. Поначалу только для описания цвета ткани (например, знамени Ивана Грозного), позже появился и цвет сахарной бумаги — синий, по цвету оберточной бумаги.
Селадоновый — серовато-зелёный, в честь героя романа Селадона.
Серизовый — вишневый.
Сёмги — оттенок розового в желтизну, по цвету рыбы.
Сиводущатый — темно-серый (обычно про мех).
Сизый, сизовый — цвет голубя, позже просто синий. Долгое время употреблялось только обозначения оперения птиц и обозначения цвета ткани.
Силковый — голубой, васильковый.
Сине-алый — тёмно-фиолетовый.
Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый — с синим отливом.
Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet).
Смаглый, смяглый — смуглый, не белый, темноватый (о человеческой коже).
Смарагдовый — изумрудный, от устар. названия.
Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, темно-серый.
Смядый — черный, смуглый.
Соловый — серo-жёлтый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 г.
Сомо́, сомон — розовато-жёлтый (от фр. saumon — сёмга), то же, что цвет сёмги, лососёвый[24]. Встречается в «Войне и мире».
Срений — серый.
Станцовый — точно не определен, некий темный цвет ткани.
Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цвет.
Стризовый — ярко-красный.
Сутозолотой — оттенок золотого (встречается у Гоголя).
Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности — по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанеттапродемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Тагаший, тагашевый, тугаший — синий[28].
Танго — оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный — синий (от греч. ταώς, ταῶς — «павлин»). Синевато-лиловый. Согласно Далю — тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка — тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты «тагашинный, тагашовый». Также описывается как цвет цветка чертополоха, пурпурный (преимущественно о цвете скатерти).
Тельный — телесный[28].
Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины, терракоты.
Турмалиновый — тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Тусмянный — тусклый, мрачный, земляного цвета.
Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фиалковый — цвета фиалки, также его можно назвать сиреневым или лавандовым.
Фисташковый — грязновато-зелёный, цвета ядра фисташек.
Флорентийский — жёлтый с бронзовым отливом.
Фрез, фрезовый (от фр. fraise — земляника) — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком.
Фуксии — насыщенный розовый, или фиолетово — вишневый, по названию цветка фуксия.
Хамелеоновый — цвет двусторонней ткани, обе стороны которого можно использовать.
Хризолитовый — от камня хризолит, желтовато-зеленый с золотистым блеском.
Хризопразовый — от камня хризопраз, яблочно-зеленый; либо от сплава меди и цинка, по виду близкого к золоту.
Хромой — окраска ткани, выполненная в двух контрастных цветах. Пример народной этимологии от французского слова dichromatique («двуцветный»). Распространено только в 1-й пол. 19 века.
Ценинный, цининный - синий. В древнерусском языке слово «ценин» обозначало фаянс и фарфор, возможно — от слова «Китай».
Цианинный — оттенок зелёного, от «цианид».
Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.
Червень, червлень - темно-красная краска с малиновым оттенком.
Червленый, черленый - темно-красный, малиновый, бордовый. От славянского корня «червь», по красной краске, добываемой из червца (червя определенного вида). Глагол «червить» — значил окрашивать этим красителем.
Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Червонный, червль, чермный — также вариации красного.
Черемый — смуглый
Че́рмный — искрасна-рыжий.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.
Ш [править | править код]
Шампань — прозрачно-жёлтый, цвета шампанского.
Шамуа — светлый рыже-коричневый (от фр. chamois — серна).
Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками.
Шарлах — ярко-красный, от названия краски шарлах.
Шаровный — красочный, живоносный.
Шартрёз — жёлто-зелёный, по названию ликёра.
Шмальтовый, шмальта, смальта — голубой, от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты).
Экрю — цвета слоновой кости или небелёного полотна, серовато-белый.
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон — ярко-голубой с прозеленью.
Эстерхази — серебристо-серый, от рода Эстерхази, возможно, имеет отношение к торту эстерхази.
Юбагрый, убагрый — багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространён в первой четверти XIX в. (Юфть — выделанная кожа).
Японской розы — цвета раздавленной клубники.
Ярь — сине-зеленый цвет, устарелое название ацетата меди(II), от медянки, зелёной краски, получаемая путём окисления меди. Профессиональное название существующей краски, пигмент яркого зеленовато-синего цвета или темного ярко-зеленого цвета.
Яхонтовый — неопределенное название. Красный, фиолетовый или тёмно-голубой, от «яхонт», общего устарелого названия драгоценных камней. По некоторым утверждениям — синий.