Список устаревших названий цветов и оттенков




Авантюрин — багровый, тёмно-красный, по драгоценному камню авантюрин.

Аврорный, авроровый, Аврора — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии.ветлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом, устрично-розовый.

Автомобиль — серовато-синий, как ведущий цвет первых автомобилей XIX века.

Адамантовый — алмазный, от адамантина — непрозрачный вид алмазного шпата.

Аделаида, аделайда — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. Возможно, от героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Маттиссона.

Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами.

Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони.

Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым оттенком, от алебастра. Мучнисто-белый.

Ализариновый — от исп. alisari, цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина.

Амарантовый — малиновый (фр. amarante — «малина»)[7], или близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.

Агулинный, ангулимный — темный, черный; но по другим источникам то же, что гулинный, то есть фиолетовый.

Аполлон — ярко-золотой, от имени бога солнца Аполлона.

Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников). Также устаревшее название переливающегося благородного опала; по какому из смыслов функционировало прилагательное — неясно.

Аспидный — серо-черный, цвета сланца-аспида, употреблявшегося для грифельных досок.

Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли.

Багор (багр, багрец) — густо-красный с синеватым оттенком.

Багрецовый — цвет ткани багреца, яркий багровый

Багрянец — темно-красный, багровый, заката.

Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу. По другим указаниям красно-огненный с примесью желто-синеватого.

Бакановый (баканный) — от «бакан» (араб.-тур. bakkam «красное красящее дерево») багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из мареныи др. Это же красный венецианский лак (бакан — багряная ярко-красная краска)

Барканский — один из оттенков красной гаммы (от «баркан» — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа).

Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы».Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».

Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Биллиардного сукна — ядовито-зелёный.

Бисквитный — нежный серовато-зелёный.

Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк encolere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый).

Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом.

Бисной — седой, серебристый.

Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.

Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleud’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника».

Бледый — бледный, бледно-желтоватый

Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond).

Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд».

Болкатый — чёрный, тёмный.

Бордоского вина — красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера» или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом.

Бристольский голубой — ярко-голубой.

Броный — бело-серый.

Бронзовый

Брощаный — багряный

Брусвяный — ярко-красный, багряный, цвета брусники

Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый.густо-розовый, цвета созревающей брусники.

Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета ягоды брусники.

Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.

Буланый — серо-бежевый.

Бурнастый, брунатный, бурнатный — то же, что и бурый; либо рыжебурый, без черноты и огненной красноты.

Бусый, босый — тёмный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Весёлая вдова — оттенок розового.

Вердепешевый, вердепёшевый (от фр. vert-de-pêche)— жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик).

Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый.

Вердрагоновый (от фр. vertdragon) — оттенок тёмно-зелёного.

Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари.

Винный — желтовато-красный.

Винных дрожжей — желтовато-красный.

Влюблённой жабы — зеленовато-серый.

Влюбленного жирафа (или брюха жирафа, или «жирафы в изгнании») — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королём Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г.

Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный.

Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого.

Выдровый — грязновато-зелёный.

Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гагатовый — цвета гагата (каменного угля); блестяще-черный. Возможно, устаревшая форма от агатовый.

Гаити — или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный — серый.

Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Георгиевские цвета — оранжевый и черный, от георгиевской ленты.

Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Глинастый — красновато-желтый, похожий на глину.

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец — ярко-синяя краска

Голубиной шейки — оттенок серого.

Гороховый — серый или грязно-жёлтый.

Гортензия — нежно-розовый.

Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. grisdelin), встречается у Тургенева в «Записках охотника».

Гридеперлевый (фр. grisdeperle) — жемчужный оттенок серого.

Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового» (от персид. gulab «розовая вода»)

Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом.

Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны, переливающийся двумя цветами.

Девонширский коричневый — светло-жёлтый.

Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джалосанто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста. Изначально передавало цвет любого необработанного материала, затем основным значением стал цвет необработанного льна. Позже к нему присоединился элемент грязной голубизны (сочетание светло-серого и бледно-голубого). Дополнительный иронический смысл — «грязный, неопрятный».

Драконьей зелени — очень тёмный зелёный.

Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».

Египетский коричневый — цвета мускатного ореха.

Еринный, еринной, яринной — точное значение слова не установлено, это может быть беловатый (ярин — шерсть белого цвета); либо ярко-зеленый (от ярь — зеленая краска); или же красный (ср. ярило — солнце); а также и голубой.

Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце XIX в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий, горячий — оранжевый, насыщенно-оранжевый, в XVII—XVIII веках служило самым распространенным словом для обозначения оранжевого цвета.

Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого.

Жжёного хлеба — сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.

Жирафовый — жёлто-коричневый.

Жирафового брюха — жёлто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.

Жонкилевый — цвет нарцисса.

Зекрый, изекрый — тёмный, светло-синий, сизый. По другим указаниям же — светлый, блестящий (чаще всего для цвета глаз и камней)

Земля, земляной — светлый коричневато-серый; обычно основной фон ткани.

Зетинный — (от тюрк, zaitin «оливка»); оливковый.

Золотный — то же, что золотой, золотистый.

Зольный — пепельный.

Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти лошади, светловолосой; изжелта-белёсоватой при белом хвосте и гриве.

Изжелта — желтистый, с добавкой другого цвета.

Индиговый — синий, от индиго.

Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной).

Искра, с искрою — с блеском, металлическим отливом, обычно про ткань[15].

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа — цвет горячего шоколада.

Камелопардовый — желтовато-коричневый.

Карамазый — черномазый, чернявый.

Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»).

Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, ярко-алый цвет старинного тонкого сукна кармазина. По другим указаниям эта ткань могла быть также темно-малиновой.

Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.

Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.

Кассиев — (от франц. cassis «черная смородина»), блестяще-черный

Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кашу ́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Киноварный — цвет минерала киновари, ярко-красный.

Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.

Клеопатра — пурпурный.

Клуши — чёрная карточная масть — пика.

Колумбиновый — сизый (от фр. colombe — «голубь»).

Конго — начищенного медистого золота.

Кореневый — цвет корня, бурый

Коричный — то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royalblue, яркий, насыщенный синий.

Кошенилевый — (от франц. cochenille) ярко-красный, слегка малиновый, от кошенили — красителя, добываемого из насекомых.

Краповый — от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены, грязный красно-коричневый, почти красный.

Краплачный, крапплачный - от того же крастителя, но яркий алый цвет, разбавленный белилами.

Краска — красный цвет.

Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).

Куропаткины глаза — светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.

Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лазуревка — голубая краска. Лазурик — особый вид синего ситца.

Лазуревый — то же, что и лазоревый

Лани цвет (по одноимённому животному) — желтовато-коричневый.

Лесных каштанов — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии. Обычно про человеческую кожу.

Лиловый — слово имело иное значение, чем сегодня и обозначало светло-сиреневый (а не темно, с красноватым оттенком).

Ложь — невыразительный тусклый цвет.

Лондонского дыма — тёмно-серый, дымчато-серый, белесый или бледный сине-зеленый.

Лондонской грязи — тёмно-коричневый.

Лорд Байрон — тёмно-каштановый, практически коричневый, с рыжеватым оттенком.

Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.

Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна, седой.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный, по другим указаниям цвет не определен.

Магово-гуляфный — красно-розовый.

Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Маков цвет, маковый — цвет красного мака, румяный, пунцовый

Малахит муравленый — характеристика гончарного изделия, например, горшка, покрытого глазурью, обычно зеленоватый.

Малахитовый — цвет малахита.

Малинный — малиновый.

Маргаритовый — ярко-пунцовый.

Марена, мареновый — ярко-красный, по названию одноименного растения, из корней которого добываются яркие красящие вещества.

Маренго — серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета.

Маренго-клер — светло-серый.

Марин, марина — цвет светлой морской волны (от фр. marine — морской).

Мария Луиза — голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).

Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь — RosePompadour.

Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».

Матовый — (от нем. matt) слово имело иное значение, чем сейчас, подразумевало оттенок сине-зеленого цвета.

Медвежий ( он же медвежьего ушка) — тёмно-каштановый оттенок коричневого.

Медянка — ярко-зеленый, от названия краски.

Мексиканский — голубо-стальной.

Мелинный, мелинной — значение не известно.

Меловой — цвета мела, белый, обычно для описания кожи человека.

Милори — тёмно-голубой, синий.

Минимный, мииий — ярко-красный, киноварный.

Мов — розовато-лиловый.

Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского mauredoré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Муаровый — переливающийся (от фр. moire, названия ткани с отливом).

Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый.

Муравый, муравленый, мурамный, мурамно-зеленый — травянисто-зелёный

Мурастый — полосатый.

Муругий — пятнистый, полосатый, темное пятно на светлом фоне.

Мурый, измурый — то же, что и смурый, то есть серый.

Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный.

Мышастый — серый, цвета мыши.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нагой — телесный.

Назельный — зеленоватый.

Накаратовый, накаратный, жаркий накаратовый — оттенок красного, огненно-красный, оранжево-красный (от фр. nacarat — краска, чистый сорт кармина).

Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани, называвшейся «нанка».

Норанж — оранжевый

Нефритовый — от нефрита, насыщенный зелёный, цвета нефрита.

Нильской воды (фр. vertduNil) — серовато-зелёный.

Облакотный — цвета облака, бледно-голубой.

Обломный — густой, обильный (например, «обломный синий»)

Обрбщеный — багряный[23].

Объяринный — слегка голубоватый с серебристым блеском (от парчовой ткани объярь)

Огневой — ярко-оранжевый с красным отливом

Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.

Орлеановый — темно-оранжевый (от названия краски «орлеан»)

Орлецовый — красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца.

Осиновый — зелёный с сероватым оттенком.

Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний — синевато-лиловый.

Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь — ярко-синий.

Парижский голубой — светло-голубой.

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-СебастьенаМерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Парчовый — золотой, от ткани парча

Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой.

Пелёсый — тёмный, бурый.

Пеньковый — цвета пеньки, светло-бурый (обычно для описания волос)

Пепелесый, пепелистый, пепловый, попеловатый, попельный — пепельный, серый

Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перёнковый — персиковый, розовый.

Перидотовый — от камня перидот, салатовый

Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг).

Плавый — светло-жёлтоватый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.

Пламезарный — розовато-красный.

Пламенный — огненно-красный

Поджаренного хлеба цвет, сженого хлеба — черно-коричневый

Пожелклого листа цвет — пожухлой листвы, буровато-желтый

Половой, половый - бледный желто-коричневый, почти палевый (от «половеть» — вянуть, блекнуть)

Померанцевый — апельсиновый с розовым, от дерева померанец, оранжевый, ярко-оранжевый.

Померклый — темный, черный.

Попугайный зеленый — ярко-зеленый.

Порфирный, порфировый — пурпурный, от устарелого названия красителя пурпура, или от «порфиры» — монаршьей или кардинальской мантии.

Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Празелёный — иссиня-зеленоватый, светлый синевато-зеленый, цвет краски «празелень».

Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца.

Прапруд - красный, для названия царской торжественной одежды.

Пропелесый — серый, сероватый[27].

Проскурняковый — (от «проскурняк» — разновидность мака) оттенок, близкий к сиреневому.

Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.

Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский»

Пунцовый — ярко, густо или темно-алый, темно-багряный, багровый.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке».)[8]

Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц.

Ранжевый, рынжевый — то же, что оранжевый.

Рвота императрицы — оттенок коричневого.

Рдяный — красный, алый

Резвая пастушка — оттенок розового.

Редрый, рёдрый — бурый, рыжий, красноватый.

Роговой — цвет клюва, кости.

Рогожаный — цвет не известен.

Розмариновый — сиренево-лиловый, от розмарина.

Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудой, рудый — красный, рыжий и рыжебурый, «жарко-красный».

Рудожелтый — оранжевый, рыжий.

Савоярский — то есть «савойский», цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Сажной — (от «сажа») цвет сажи, серо-черный.

Санкирный — (от краски «санкирь») светло-телесный.

Сардий — густо-красный.

Сахарный — оттенок белого цвета с легкой голубизной; цвет колотого сахара, либо бледновато-желтый. Поначалу только для описания цвета ткани (например, знамени Ивана Грозного), позже появился и цвет сахарной бумаги — синий, по цвету оберточной бумаги.

Селадоновый — серовато-зелёный, в честь героя романа Селадона.

Серизовый — вишневый.

Сёмги — оттенок розового в желтизну, по цвету рыбы.

Сиводущатый — темно-серый (обычно про мех).

Сизый, сизовый — цвет голубя, позже просто синий. Долгое время употреблялось только обозначения оперения птиц и обозначения цвета ткани.

Силковый — голубой, васильковый.

Сине-алый — тёмно-фиолетовый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Скарлатный — ярко-красный (от англ. scarlet).

Смаглый, смяглый — смуглый, не белый, темноватый (о человеческой коже).

Смарагдовый — изумрудный, от устар. названия.

Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, темно-серый.

Смядый — черный, смуглый.

Соловый — серo-жёлтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 г.

Сомо́, сомон — розовато-жёлтый (от фр. saumon — сёмга), то же, что цвет сёмги, лососёвый[24]. Встречается в «Войне и мире».

Срений — серый.

Станцовый — точно не определен, некий темный цвет ткани.

Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цвет.

Стризовый — ярко-красный.

Сутозолотой — оттенок золотого (встречается у Гоголя).

Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности — по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанеттапродемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Тагаший, тагашевый, тугаший — синий[28].

Танго — оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный — синий (от греч. ταώς, ταῶς — «павлин»). Синевато-лиловый. Согласно Далю — тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка — тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты «тагашинный, тагашовый». Также описывается как цвет цветка чертополоха, пурпурный (преимущественно о цвете скатерти).

Тельный — телесный[28].

Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины, терракоты.

Турмалиновый — тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Тусмянный — тусклый, мрачный, земляного цвета.

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фиалковый — цвета фиалки, также его можно назвать сиреневым или лавандовым.

Фисташковый — грязновато-зелёный, цвета ядра фисташек.

Флорентийский — жёлтый с бронзовым отливом.

Фрез, фрезовый (от фр. fraise — земляника) — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком.

Фуксии — насыщенный розовый, или фиолетово — вишневый, по названию цветка фуксия.

Хамелеоновый — цвет двусторонней ткани, обе стороны которого можно использовать.

Хризолитовый — от камня хризолит, желтовато-зеленый с золотистым блеском.

Хризопразовый — от камня хризопраз, яблочно-зеленый; либо от сплава меди и цинка, по виду близкого к золоту.

Хромой — окраска ткани, выполненная в двух контрастных цветах. Пример народной этимологии от французского слова dichromatique («двуцветный»). Распространено только в 1-й пол. 19 века.

Ценинный, цининный - синий. В древнерусском языке слово «ценин» обозначало фаянс и фарфор, возможно — от слова «Китай».

Цианинный — оттенок зелёного, от «цианид».

Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Червень, червлень - темно-красная краска с малиновым оттенком.

Червленый, черленый - темно-красный, малиновый, бордовый. От славянского корня «червь», по красной краске, добываемой из червца (червя определенного вида). Глагол «червить» — значил окрашивать этим красителем.

Червча́тый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Червонный, червль, чермный — также вариации красного.

Черемый — смуглый

Че́рмный — искрасна-рыжий.

Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.

Ш [править | править код]

Шампань — прозрачно-жёлтый, цвета шампанского.

Шамуа — светлый рыже-коричневый (от фр. chamois — серна).

Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками.

Шарлах — ярко-красный, от названия краски шарлах.

Шаровный — красочный, живоносный.

Шартрёз — жёлто-зелёный, по названию ликёра.

Шмальтовый, шмальта, смальта — голубой, от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты).

Экрю — цвета слоновой кости или небелёного полотна, серовато-белый.

Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон — ярко-голубой с прозеленью.

Эстерхази — серебристо-серый, от рода Эстерхази, возможно, имеет отношение к торту эстерхази.

Юбагрый, убагрый — багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространён в первой четверти XIX в. (Юфть — выделанная кожа).

Японской розы — цвета раздавленной клубники.

Ярь — сине-зеленый цвет, устарелое название ацетата меди(II), от медянки, зелёной краски, получаемая путём окисления меди. Профессиональное название существующей краски, пигмент яркого зеленовато-синего цвета или темного ярко-зеленого цвета.

Яхонтовый — неопределенное название. Красный, фиолетовый или тёмно-голубой, от «яхонт», общего устарелого названия драгоценных камней. По некоторым утверждениям — синий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: