Историки до сих пор решают вопрос - зачем Ермак ходил в Сибирь? На него, оказывается не так-то просто ответить. В многочисленных трудах о легендарном герое прослеживаются три точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства: первая - царь благословил казаков на завоевание этой земли, ничем не рискуя; вторая - поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов, и третья - казаки не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли воевать землю сибирскую, например, с целью грабежа. Но если рассмотреть их каждую в отдельности, то ни одна из них не объяснит цели похода. Так, по одной из летописей, Иван Грозный, узнав о походе, велел Строгановым немедленно вернуть казаков для обороны городков. Строгановым тоже не очень-то, видимо, хотелось отпускать от себя казаков - это было им не выгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Известно, что казаки изрядно пограбили продовольственные и ружейные запасы. Так Строгановы против своей, видимо, воли сделались участниками похода на Сибирь. Остановиться на какой-либо из версий этого похода трудно, потому что в фактах, приводимых разными жизнеописаниями и летописями много противоречий. Существуют Строгановская, Есиповская, Ремизовская (Кунгурская) и Черепановская летописи, в которых даже сроки прихода казаков на службу к Строгановым указываются разные, как и разнится отношение к самому Ермаку. Позднее - в XVII и XVIII веках появились многочисленные "летописные повести" и "своды", в которых чудесный вымысел и баснословия переплелись с перепевами из старых летописей и с народными преданиями. Большинство исследователей склоняются к фактам Строгановской летописи, так как считают ее написанной по царским грамотам того времени. По словам историка "...Строгановская объясняет нам явление вполне удовлетворительным образом, указывая на постепенный ход, связь событий: колонизуется страна, соседняя с Сибирью, колонизаторам по обыкновению даются большие права: по особенным условиям новонаселенной страны богатые колонизаторы должны взять на себя обязанность защищать собственными средствами свои поселения, строить острожки, содержать ратных людей; само правительство в грамотах своих указывает им, откуда они могут набрать ратных людей - из охочих казаков; эти казаки особенно становятся им нужны, когда они намереваются перенести свои промыслы и за Уральские горы, во владения сибирского султана, для чего у них есть царская грамота, и вот они призывают толпу охочих казаков с Волги и отправляют в Сибирь". Карамзин относит написание ее к 1600 году, что опять же оспаривается некоторыми историками. А может быть, у атамана были свои цели, скорее личные, чем государственные? Может быть, в его понимании этот поход был восстановлением исторической справедливости? Победив Кучума и взяв его столицу, Искер, Ермак не собирается договариваться с ним о мире и о дани, как это делалось испокон веку. Он чувствует себя не победителем, а хозяином этой земли! В Сибирь Ермак шел не за охотой на чужое добро, а ради борьбы с агрессором, грабившим восточную окраину России. А сам Ермак погиб в бою, как ратный человек, и ушел с этой земли, каким и был - бессребреником. Он жил, если верить историкам и источникам, как аскет. Ермак не нес насилия и поголовного убийства населения, наоборот, в русских традициях защищал коренных сибиряков от самоуправства татар.
|
|
Заключение
Присоединение Сибири к Русскому государству имело большое историческое значение. После факта присоединения в Сибирь двинулись переселенцы, которые начали освоение богатых земель, пушной промысел, решение продовольственной проблемы. Русский народ получил огромную территорию, богатую полезными ископаемыми, металлами, пушниной и новые земли для освоения. В Сибирь пошли казаки, крестьяне, ремесленники и построили там крепости – города Тюмень и Тобольск. Они способствовали экономическому и культурному развитию края. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря, но при этом как бы стерлась сама суть сибирского похода, оставив на поверхности конечный результат - присоединение Сибири к России. Вряд ли мы сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем - это несомненно. А сам образ Ермака вдохновляет художников, скульпторов и даже кинематографистов. И память о нем сохранится надолго в сказаниях, легендах и сердцах народов Сибири.