советский германский договор война




Агрессивная политика гитлеровской Германии и ее союзника по оси Италии в конце 30-х годов, в частности аншлюс Австрии, захват Чехословакии, вторжение Италии в Абиссинию и Албанию, беспокоила европейскую общественность. Несмотря на это, правительства одних из основных стран-игроков европейской сцены - Англии и Франции фактически попустительствовали подобному поведению, претворяя в жизнь политику невмешательства, рассчитывая, что Гитлер, "умиротворенный" территориальными уступками направит агрессию в сторону Советского Союза. Пиком подобной политики, к слову, совершенно не оправдавшей себя, явилось Мюнхенское соглашение, положившее начало захвату Чехословакии. Согласно ему Германия получала право на Судетскую область. Соглашение было подписано между Германией, Италией, Францией и Великобританией. Чехов фактически "поставили в известность" о разделе страны. Взамен между Германией и Великобританией, а так же Германией и Францией были подписаны договора о ненападении. Примечательны высказывания двух политических деятелей Великобритании на эту тему осенью 1938 года:

"Сколь ужасной, фантастичной и неправдоподобной представляется сама мысль о том, что мы должны здесь, у себя, рыть траншеи и примерять противогазы лишь потому, что в одной далекой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно. Ещё более невозможным представляется то, что уже принципиально улаженная ссора может стать предметом войны".

"У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье, теперь Вы получите войну".

Первая принадлежит бывшему на тот момент премьер-министром Н. Чемберлену, вторая сменившему его в 1940-м году У. Черчиллю, жестко критиковавшему первого за решения касательно Германии.

В этой ситуации руководство Советского Союза неоднократно предлагало в противовес агрессии создать систему коллективной безопасности. К сожалению, из-за политики невмешательства дипломатия Англии и Франции эти предложения отвергала. После захвата Австрии прозвучало предложение о созыве международной конференции для обсуждения мер по устранению опасности войны, но было отклонено правительством Чемберлена. После захвата Чехословакии англичане хоть и подписали соглашение о взаимопомощи с Польшей, а так же предоставили гарантии совместно с Францией для Румынии и Греции, но все же объявили "преждевременным" предложение русских о созыве совещания миролюбивых государств по вопросу о мерах борьбы с агрессией. Исключительно для успокоения английской общественности в Москву был направлен в конце марта 1939 года министр по делам заморской торговли Хадсон. Чуть позже англичане предложили СССР дать Польше и Румынии такие же гарантии, как получили Румыния и Греция. Советское правительство ухватилось за возможность диалога и, в свою очередь, отправило предложение заключить тройственный союз о взаимопомощи и военной конвенции. В договоре должна была быть установлена форма и размер военной помощи, оказываемой каждым из трех государств в случае участия одного из них в военном конфликте.

Переговоры между Англией, Францией и Советским Союзом проходили в Москве с 15 июня по 2 августа. Состоялось 12 заседаний. На самом деле их процесс был лишь ширмой для западных дипломатов. Англия и Франция и не собирались подписывать никаких соглашений о взаимопомощи с Советским Союзом. Целью была дезориентация общественного мнения в этих странах и, в определенной степени, давление на Гитлера с целью принудить его пойти на компромисс с Францией и Англией. При этом в дипломатических кругах формировалось мнение, что все договоренности с советами - лишь резервное средство для действительно важной и стоящей цели - соглашения с Германией. Что в случае его достижения, все остальные связи отпадут как ненужные. Таким образом, переговоры в Москве являлись лишь ходом в двойной игре правительств Великобритании и Франции. Прекрасной иллюстрацией этого являются выставленные на переговорах к СССР требования оказать помощь в случае военного конфликта в результате данных ими Румынии и Польше гарантий. Ответных же действий в виде помощи Советскому Союзу, который оказался бы втянутым в конфликт в соответствии со своими обязательствами, не предлагалось. Естественно подобная позиция не могла расцениваться как конструктивная.

Советское правительство сохраняло свою позицию неизменной на всем протяжении переговоров. В своём докладе о внешней политике Советского Союза на третьей сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 г. т. Молотов следующим образом изложил ее:

"...если в самом деле хотят создать дееспособный фронт миролюбивых стран против наступления агрессии, то для этого необходимы, как минимум, такие условия: заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств центральной и восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессоров; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерax немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессоров."

Требуя от СССР в случае военного конфликта помощи странам, которым они дали гарантии, Англия и Франция не желали давать аналогичные гарантии прибалтийским соседям СССР - Латвии, Эстонии и Финляндии. Таким образом, был указан путь агрессору, который гарантировал нейтралитет Англии и Франции. Чемберлен при этом ссылался на то, что данные государства не желают никаких гарантий. При этом вопрос о предоставлении Англией чуть ранее гарантий ряду государств, которые о них не просили, старательно обходился. Доходило до абсурда - СССР хотели обязать предоставлять военную помощь Польше, которая категорически эту помощь принять отказывалась, а так же Швейцарии и Голландии, с которыми у СССР даже не было дипломатических отношений.

В переговорах с английской и французской сторон участвовали второстепенные лица, не имевшие права принимать какие-либо существенные решения. В то же время на переговоры с Германией в 1938 году отправлялся лично Н. Чемберлен. Вдобавок англо-французская дипломатия на московских переговорах отличалась исключительной медлительностью. Ведь быстрое заключение реальных соглашений с СССР могло помешать переговорам англичан с немцами. И вдобавок сами переговоры были ничем без соглашения о военной конвенции - без него любые договоренности, принятые в ходе переговоров не имели бы реальной базы. Англия и Франция согласились прислать в Москву военные миссии для переговоров о конвенции только в конце июля. Миссии прибыли в Москву лишь 11 августа и опять же состояли из второстепенных деятелей, не имевших реальных полномочий. До Москвы англичане добирались на пароходе в течение 6 суток, хотя могли прилететь самолетом. C 12 по 21 августа состоялось 9 заседаний, но безрезультатно. Русские внесли в ходе переговоров конкретный военный план, по которому их вооружённые силы, выставленные против возможного агрессора, должны были включить 120 пехотных и 16 кавалерийских дивизий, 5 тыс. тяжёлых орудий, 9-10 тыс. танков, от 5 до 5,5 тыс. боевых самолётов. Однако Великобритания и Франция не привезли разработанных военных планов; они не обеспечили согласия польского правительства на проход через Польшу в случае военного конфликта с Германией вооруженных сил СССР, что лишало советские войска возможности войти в соприкосновение с врагом. Советские гарантии были отвергнуты правительствами Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. Советскому Союзу были выставлены заранее невыполнимые условия и стал очевиден провал переговоров. Судя по всему, этот провал был заранее запланирован, дабы не помешать проходившим в это же время англо-германским переговорам, которым англичанами придавалось несравненно большее значение.

Учитывая возможность создания единого европейского антисоветского фронта, правительство СССР вынуждено было пойти на заключение договора о ненападении, предложенного Германией, который сломал всю игру англо-французской дипломатии.

Западные историки однако приводят в качестве причин провала переговоров идеологическое неприятие и страх Европы перед коммунизмом. В качестве иллюстрации можно процитировать мнение У. Черчилля на данную тему: "Препятствием к заключению такого соглашения (с СССР) служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, - германской агрессии или русского спасения. Именно необходимость сделать такой жуткий выбор парализовала политику Англии и Франции".

 

. Советско-германские договоренности в августе-сентябре 1939 года

 

По мнению некоторых историков, некоторые моменты речи Сталина на XVIII съезд ВКП (б), произнесенной 10 марта 1939 года, в которой он с одной стороны осуждал агрессивные действия стран оси, но с другой следующим образом формулировал главные задачи советской политики были восприняты министром иностранных дел Германии Риббентропом как намек на возможность улучшения советско-германских отношений.

Попытки нащупать пути выхода из кризиса весной 1939 года привели к определенным перестановкам в дипломатическом аппарате СССР. В частности наркомом иностранных дел СССР был назначен В. Молотов. Со стороны Германии данный шаг был расценен как позитивный и буквально через день немецкой прессе был дан запрет на любую критику Советского Союза. А через несколько недель новый нарком при встрече с послом Германии в СССР в общем дружелюбном тоне сообщил, что необходимо создать политическую базу для успеха экономических переговоров. В конце июня 1939 года они вновь встретились, при этом шел разговор о нормализации отношений с Германией как о деле желаемом и возможном.

В конце июля - начале августа предпринимались попытки обсудить план нормализации советско-германских политических отношений. Он включал 3 пункта:

. Подписание торгово-кредитного соглашения

. Нормализация отношений в области прессы и культуры.

. Политическое сближение

Гитлер торопился, т.к. сроки начала войны с Польшей были уже установлены, он хотел закончить кампанию до осенних дождей. Сталин согласился принять министра иностранных дел Риббентропа 23 августа. В этот день переговоры продолжались 3 часа и были признаны успешными обеими сторонами. Вечером того же дня договор о ненападении сроком на 10 лет был подписан. С советской стороны наркомом иностранных дел Молотовым, с германской - министром иностранных дел Риббентропом. Поэтому в литературе этот договор иногда называют "пактом Молотова- Риббентропа". В статьях договора были обязательства стран воздерживаться от агрессии друг в отношении друга, не поддерживать агрессии третьих стран против другой стороны, не вступать в военные союзы против другой стороны, об информировании друг друга о вопросах, затрагивающих общие интересы, об исключительно мирном пути решения возникающих споров и конфликтов. К договору прилагался секретный протокол, в котором описывались сферы интересов "в случае территориально-политического переустройства" областей, входящих в состав Прибалтийских государств и Польши. Граница интересов в Прибалтике проходила по северной границе Литвы, в Польше - по линии рек Сан, Висла, Нарев (линия Керзона), примерно соответствующей этнической границей между поляками с запада, белорусами и украинцами с востока.

Подписание пакта было достаточно неоднозначно воспринято в мире. Великобритания уверила Германию, что без колебаний исполнит обязательства перед Польшей в случае войны. Япония, ведшая в тот момент необъявленную войну на территории Монголии в районе озера Халхин-гол, почувствовала себя преданной. Она надеялась в дальнейшем развить военные действия и с помощью Германии превратить их в победоносную войну против коммунизма. Из-за заключенного Германией и СССР пакта в Японии сменилось правительство.

Советские историки и современные российские историки придерживаются следующей версии поведения Сталина в тех условиях: договор давал СССР отсрочку от нападения Германии и время на подготовку обороны страны; исключал возможность ведения войны на два фронта - против Германии и Японии - союзников по "Антикоминтерновскому пакту" от 1936 года; исключал создание единого антисоветского фронта в Европе, который мог возникнуть в случае успешных переговоров Германии с Францией и Англией.

Часть специалистов считает, что действительными мотивами подписания договора со стороны Сталина было желание поссорить западные демократии и Германию, а затем "социализировать" ослабленную войной Европу. Подобная версия находит подтверждение в переписке Сталина с соратниками и деятелями зарубежных компартий. Как всегда в жизни не бывает чистых красок, всегда они смешиваются и картинка оказывается в полутонах. Скорее всего в реальности имело место сочетание всех вышеуказанных факторов, влиявших на принятие решений.

Незадолго до подписания договора о ненападении, 19 августа, в рамках налаживания отношений между странами было подписано торгово-кредитное соглашение. Его заключение было предварительным условием со стороны русских во время августовских переговоров. Германия согласно соглашению предоставляла СССР кредит на сумму 200 миллионов рейсхмарок. Кредит был целевым и мог использоваться только на покупку в Германии оборудования, различных товаров, вооружения, станков. Кредит погашался поставками сырья и продукции которые с большей или меньшей возможностью конвертировались в золото. В частности древесины, зерна, нефти и продуктов ее переработки, хлопка, меха, платины. Советскую сторону интересовало оборудование для сырьевой промышленности, металлургии, энергетики, станки, суда, локомотивы, оптика, а так же новейшее вооружение Германии. Реализация данного соглашения в дальнейшем проходила с определенными трудностями, к примеру немецкая сторона выставляла баснословные цены за образцы вооружения и не хотела показывать все новинки.

После начала Второй мировой войны и захвата к середине сентября Германией своей части Польши, возник вопрос об исполнении договоренностей пакта о ненападении, в частности секретного протокола, касающегося раздела страны. Советский Союз 17 сентября ввел войска на территорию Западной Беларуси и Украины. Сопротивление было минимальным или его не было вообще. Оказывалось оно в основном жандармерией, ополчением из поляков. Местное население, белорусы, украинцы, евреи оказывали содействие частям РККА. В 20-х числах сентября части Красной Армии вышли к указанным в секретном протоколе границам. 28 сентября был подписан договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Секретные протоколы договора корректировали "сферы интересов", оговоренные в пакте от 23 августа. Граница между странами была проведена по т.н. "линии Керзона" - этнической границе расселения поляков и белорусов. Так же запрещалась всяческая польская агитация на захваченных территориях. Международный авторитет СССР весьма сильно пострадал в результате данных действий. Антифашистские силы в мире были дезориентированы. В то же время западная граница СССР отодвигалась на 200-300 км и у Германии исчезал выгодный стратегический плацдарм для нападения на русских.

Все советско-германские договоренности в соответствии с нормами международного права перестали действовать с момента нападения Германии на СССР.

 

. Советско-финская война 1939-1940 годов

 

Несмотря на подписанный между Финляндией и СССР в 1932 году пакт о ненападении, отношения двух стран были достаточно напряженными. Финны опасались советской агрессии с целью вернуть исконно русские земли, отошедшие к Финляндии по результатам Тартусского мирного договора (1920 г.). Советский союз в конце 30-х годов по большей части концентрировал внимание на дипломатических отношениях с Англией и Францией, однако с ростом напряженности на континенте стал опасаться, что Финляндия предоставит свою территорию другой недружественной стране для нападения на СССР. Прецедент уже был в 1919 году, когда английские торпедные катера атаковали Кронштадт из финских портов. Второй город страны - Ленинград находился всего лишь в 32 километрах от советско-финской границы, что усугубляло ситуацию. Попытки решить проблему дипломатическим путем начались в 1938 году. В соответствии со статьей секретного соглашения договора о ненападении между Германией и СССР от 1939 года Финляндия отходила в зону интересов русских и это в определенной степени развязало им руки. СССР пытался обменять часть Карельского перешейка на часть территории Карелии, вдвое большей по площади, нежели запрашиваемый у финнов участок, а так же требовал передачи нескольких островов и части полуострова Ханко в аренду. Там планировалось обустроить военные базы и порты. Финляндия лишалась на уступаемых землях построенной для защиты от советской агрессии линии оборонительных укреплений, известной как «линия Маннергейма». Общественное мнение и парламент были против данных уступок, поэтому Государственный совет не пошел на соглашение с русскими. Переговоры по данному вопросу проводились в Москве с 12 октября по 13 ноября. Требования советской стороны звучали в резко ультимативной форме. Устраивающее обе стороны решение так и не было найдено, поэтому финская делегация отбыла на родину, понимая, что вопрос в дальнейшем вероятнее всего будет решаться военными. В советской прессе началась активная антифинская кампания, а в Финляндии была объявлена всеобщая мобилизация. Маннергейм, опасаясь провокаций, дал указание отвести всю артиллерию от границы. 26 ноября 1939 года произошел вооруженный инцидент - были обстреляны советские войска в районе местечка Майнила. Стороны обвиняли друг друга. Финская сторона предложила совместное расследование, но русские отказались его проводить и разорвали дипломатические отношения с Финляндией 29 ноября, а 30 ноября начали военные действия. Руководство Советского Союза решило ограничиться в конфликте войсками Ленинградского военного округа. При этом превосходство по численному составу над финской армией было в 1,6 раза, по артиллерии и минометам в 5,4 раза, по танкам в 88 раз, по самолетам в 9,1 раза. Как оказалось в ходе боев, советская сторона имела достаточно смутное представление об ожидавшем ее на Карельском перешейке противнике и о силе оборонительных сооружений, а в войсках в недостаточном количестве присутствовала крупнокалиберная артиллерия, предназначенная для разрушения укреплений. До конца декабря было предпринято несколько попыток порвать оборону финнов, но они закончились неудачно. После этого, в январе и начале февраля наступил период относительного затишья - советское командование анализировало причины неудач и проводило доукомплектование, усиление и перегруппировку войск. Были проведены тренировки с личным составом, разработаны новые методы преодоления укреплений, проведена работа по улучшению взаимодействия родов войск, поднятию боевого духа.

февраля войска РККА совместно с флотом начали новое наступление. Первая линия обороны была прорвана и 17 февраля финским войскам из-за угрозы окружения был отдан приказ отойти на вторую. 28 февраля обе советские армии, участвующие в операции, начали наступление по всей ширине Карельского перешейка. Финны отчаянно сопротивлялись, однако вынуждены были отступать. 13 марта советские войска вошли в Выборг.

Руководство Финляндии после прорыва линии Маннергейма и выхода на оперативный простор советских войск осознало, что шансов продолжить борьбу не остается и начало мирные переговоры с СССР. 7 марта в Москву прибыла уполномоченная на это делегация и 12 марта был заключен мирный договор. По итогам войны Советский Союз добился желаемого результата - граница была отодвинута от Ленинграда. Русским отошел Карельский перешеек, города Выборг, Сортавала, Куолаярви, ряд островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Был в большей безопасности так же и важный порт - Мурманск, находившийся до войны недалеко от границы. Ладожское озеро стало внутренним для СССР.

Однако в результате военных действий очень сильно пострадала репутация СССР - страна была признана агрессором и исключена из Лиги Наций. Во время боевых действий Англия и Франция всерьез разрабатывали планы посылки войск для ведения войны на стороне Финляндии, а так же поставляли финнам технику и вооружение. В финских частях сражались добровольцы из Швеции, Дании, Норвегии, Венгрии и других государств.

Еще одним негативным результатом для СССР стало подтверждение слабости Красной Армии. Потери в людях и технике в несколько раз превышали таковые с финской стороны. Однако советские военные получили опыт ведения боевых действий в зимнее время, в болотисто-лесистой местности, опыт прорыва долговременных укреплений и борьбы с противником, использующим партизанскую тактику.

Значение линии Маннергейма, подаваемой как невероятно укрепленной, вероятнее всего было преувеличено. Миф об укрепленности поддерживали и советская и финская стороны. Первая для оправдания задержек наступления, вызванных скорее всего слабой подготовкой войск, вторая для поднятия морального духа армии и населения. Сам Карл Густав Маннергейм в мемуарах говорил, что линия была, но достаточно слабо подготовленная и у нее отсутствовала глубина. А прочность ее была результатом стойкости и мужества финских солдат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: