Этапы работы над проектом «Влияние почвогрунта на выгонку
(из опыта работы по разработке этапов исследовательского проекта «Влияние почвогрунта на выгонку лилейника буро – желтого к определенной дате»)
Дымова Т.Н.,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района
Учебный проект – это самостоятельное, развернутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Работу над своими проектами мы строим по схеме Хуторского. Применительно к нашему опыту она состоит из:
- проектирование деятельности по выгонке конкретного растения;
- выполнение данной деятельности для достижения цели;
- сравнение прогнозируемых и полученных результатов выгонки;
- анализ результатов;
- получение компетентностного опыта.
Любой проект и наш, в том числе строится по принципу - 5 П. Он включает в себя:
- Проблему
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт (в нашем случае цветущее растение)
- Презентация продукта. (Защита работы на областной конференции).
Остановимся подробнее на каждом из пунктов.
Проблема. Как влияет почвогрунт на процесс выгонки лилейника буро – желтого к определенной дате. У нас есть два вида почвогрунтов. Это чернозем со школьного участка и второй вид - это смесь в равных пропорциях чернозема, песка и готового торфогрунта «Универсальный». Также у нас есть дата - 18 февраля. Нам нужно узнать, в каком почвогрунте мы можем получить цветущее растение к указанной дате.
Когда мы определились с проблемой, переходим к проектированию работы.
Проектирование работы. Выделяют три этапа:
- подготовительный этап (поиск знаний);
- проектировочный этап (план выполнения работы);
- практический этап (дневник наблюдений, продукт, презентация).
Остановимся подробнее на каждом из них.
Поиск знаний. На этом этапе мы должны:
- изучить биолого-морфологические характеристики растения;
- выбрать сорт данного растения и изучить его особенности;
- изучить правила агротехники;
- определить цель выгонки и этапы её достижения;
- выбрать методику проведения опыта, определить фазы роста и развития растения;
- определить правила наблюдения за ростом и развитием растения.
После завершения работы по вышеуказанным пунктам, переходим к плану выполнения работы. Свою работу мы строим по следующему плану:
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный | Отметка о выполнении |
Выбор растений | 1 - 7 ноября 2018 | Митусова Мария | заполняется от руки | |
Подготовка почвогрунтов | 8 ноября 2018 | Митусова Мария | -//- | |
Выбор помещения для опытнической работы | 5- 8 ноября 2018 | Митусова Мария | -//- | |
Пересадка растений в контейнеры | 9 ноября 2018 | Митусова Мария | -//- | |
Оформление дневника наблюдений | с 10 ноября 2018 | Митусова Мария | -//- | |
Наблюдение и уход за опытными растениями | с 10 ноября 2018 | Митусова Мария | -//- |
На этом этапе происходит непосредственно практическая деятельность по выращиванию опытных растений в соответствии с выбранной методикой.
Завершающий этап Практический.
Все результаты работы над проектом мы фиксируем в дневнике наблюдений.
Выписка из дневника наблюдений:
Наблюдения за развитием лилейника буро – желтого во время выгонки
№ п/п | Наблюдения за растениями | К | О |
Посадка корневищ лилейника в контейнер | 11ноября | 11ноября | |
Пристановка на выгонку | 4 декабря | 4 декабря | |
Отрастание листьев 8-14 см | 7 декабря 30 января – (листья мелкие не достигли длины 30 см) | 6 декабря 16 января – (некоторые листья длиннее 30 см) | |
Появление цветоноса | - | 18 января - первый цветонос, 25 января - второй цветонос | |
Начало цветения | - | 7 февраля |
По итогам проделанной работы мы имеем продукт - это цветущее растение лилейника буро желтого.
Презентация. Вся работа была оформлена в виде исследовательского проекта и представлена на областной конференции в рамках выставки выгоночных цветочно - декоративных растений «Приближая дыхание весны…».
Учащиеся, работая над учебным проектом, получают не только навыки проведения опытнической работы, но и приобретают экологические компетенции. Высокая мотивация учащихся к опытнической деятельности подтверждается результатами участия в конкурсах различного уровня: областная конференция в рамках выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны…», номинация «Опытническая работа в цветоводстве», 2 место; всероссийский проект «Лучшая исследовательская работа в естественно - научной и технической области» 2017 - 2018 учебный год, лауреат 1 степени; всероссийский конкурс учащихся «Будущие Ломоносовы» 2019 - 2020 учебный год, лауреат 2 степени; муниципальный этап Всероссийского опытнического задания в 2016 году по теме: «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко - Юниор»», лауреат 1 степени; а их экологическая компетентность – активным участием в мероприятиях Станции юннатов: научно-практическая конференция обучающихся и педагогов «ВИВАТ, НАУКА!» (2019), 1 место.