ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ РАННЕГО И ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




ПРИМЕЧАНИЯ

Рекомендуемые переводы литературных произведений уточняются в лекциях.

Монография М.М. Бахтина о Ф. Рабле (см. выше) включена отдельным вопросом в экзаменационные билеты

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ РАННЕГО И ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(один обязательный реферат, второй – исключительно по желанию)

1. Мифологические и магические мотивы в ирландских сагах уладского цикла.

2. Специфика героического характера в ирландских сагах уладского цикла.

3. Этические принципы, утверждаемые в ирландских сагах уладского цикла.

4. Особенности композиции саги «Похищение быка из Куальнге».

5. Магическая функция слова (пения, музыки) в ирландских сагах.

6. Функция и соотношение стихов и прозы в ирландских сагах.

7. Образ Кухулина в ирландских сагах.

8. Интерпретация любви в ирландских сагах.

9. Время и пространство в саге.

10. Образы мифологических животных в кельтском эпосе.

11. Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах.

12. Образы богов в скандинавском эпосе.

13. Эсхатологические мотивы в «Старшей Эдде» (сравните с аналогичными мотивами в Библии).

14. Тема судьбы в мифологических и героических песнях «Старшей Эдды».

15. Мотивы утраты и возрождения золотого века в «Волуспе».

16. Тема «проклятого золота» в скандинавском эпосе.

17. Время и пространство в эддических сказаниях.

18. Особенности смеха в «Песни о Трюме» и «Перебранке Локи».

19. Особенности героического характера в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда»).

20. Интерпретация мотива клада в «Песнях о Нифлунгах («Старшая Эдда») и в «Песне о
Нибелунгах».

21. Образы Брюнхильд в «Песнях о Нифлунгах» и Брюнхильды в «Песни о Нибелунгах» (сравнение).

22. Образы Атли в «Песнях о Нифлунгах» и Этцеля в «Песни о Нибелунгах» (сравнение).

23. Общность эпических мотивов и различие в их интерпретации в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».

24. Соотношение языческих и христианских представлений в «Песни о Нибелунгах».

25. Сказочные персонажи «Песни о Нибелунгах» и их роль в реальном мире поэмы.

26. Значение образа Зигфрида в образной системе «Песни о Нибелунгах».

27. Сравните образы Хагена и Кримхильды в 1 и 2 частях «Песни о Нибелунгах».

28. Специфика конфликта в «Песни о Нибелунгах».

29. Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песни о Нибелунгах».

30. Тема пира - сражения в «Песни о Нибелунгах».

31. Особенности композиции «Песни о Нибелунгах».

32. Специфика простанственно-временной структуры «Песни о Нибелунгах».

33. Сюжет Нибелунгов в немецком искусстве XIX в. (Ф. Геббель, Р. Вагнер).

34. Жанровые особенности жития и назидательного примера (exemplum).

35. Значение жанров жития и назидательного примера (exemplum) в средневековой словесности.

36. Особенности сюжетно-композиционного построения «Песни о Роланде».

37. Национально-религиозная тема и христианские мотивы в «Песни о Роланде».

38. Параллелизм и антагонизм христианского и мусульманского мира в «Песни о Роланде».

39. Функция эпических повторов в «Песни о Роланде».

40. Проблема трагической вины героя в «Песни о Роланде».

41. Особенности описания сражений в «Песни о Роланде» (эпизод Ронсевальской битвы, эпизод сражения с Балигантом).

42. Специфика конфликта в «Песни о Роланде».

43. Особенности героического характера в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах».

44. Образ «предателя» в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах».

45. Соотношение темы борьбы с внешним врагом и темы сеньориально-вассальных отношений в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».

46. Соотношение народно-эпических и феодально-рыцарских мотивов в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».

47. Специфика конфликта в «Песни о моем Сиде».

48. Отражение событий Реконкисты и специфика отношения к маврам в «Песни о моем Сиде».

49. Отражение бюргерского сознания в «Песни о моем Сиде».

50. Значение и особенности описания судов в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».

51. Образы архиепископа Турпина и епископа Жерома в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».

52. Отражение куртуазных представлений в героическом эпосе зрелого Средневековья.

53. Система куртуазных ценностей и основные жанры поэзии трубадуров.

54. Основные персонажи куртуазного универсума в поэзии трубадуров.

55. Образ прекрасной дамы и интерпретация любви в поэзии трубадуров.

56. Функция «клеветника» в поэзии трубадуров.

57. Соотношение традиции и индивидуального начала в поэзии трубадуров.

58. Жанровая специфика рыцарского романа (сравните с эпосом).

59. Особенности композиции и хронотопа рыцарского романа.

60. Рыцарская утопия в куртуазном романе (артуровский цикл).

61. Соотношение куртуазных представлений и архаической кельтской первоосновы в романе о Тристане и Изольде.

62. Герои романа о Тристане и Изольде и их кельтские прототипы.

63. Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде.

64. Образная система и особенности конфликта в романе о Тристане и Изольде.

66. Значение образа отшельника Огрина в романе о Тристане и Изольде.

67. Эволюция сюжета и образов в поздних версиях романа о Тристане и Изольде.

68. Специфика жанра исповеди в раннем Средневековье (Аврелий Августин).

69. Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников.

70. Значение злободневного начала в «Божественной комедии» Данте.

71. Жанровые особенности «Божественной комедии» Данте.

72. Переосмысление мотива «водитель – ведомый» в «Божественной комедии» Данте.

 

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

1. Особенности композиции «Декамерона» Боккаччо и значение «рамы».

2. Значение образа чумы в «Декамероне» Боккаччо и в романе А. Камю «Чума».

3. Образы рассказчиков и их функция в «Декамероне» и в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера.

4. Голос автора в «Декамероне».

5. Ренессансная утопия в «Декамероне» Боккаччо.

6. Взаимодействие различных повествовательных жанров и стилевых традиций в «Декамероне» Боккаччо.

7. Пародия в новеллах «Декамерона».

8. Традиция рыцарской литературы в «Декамероне» Боккаччо.

9. Тема превратностей судьбы и активной человеческой деятельности в «Декамероне».

10. Культ прекрасного слова в «Декамероне» Боккаччо.

11. «Декамерон» Боккаччо как критическое обозрение на злобу дня.

12. Тема великодушия и сострадания в «Декамероне» Боккаччо.

13. «Монашеская» тема в «Декамероне» Боккаччо и в «Похвальном слове Глупости» Эразма Роттердамского.

14. Образ Глупости в произведении Эразма Роттердамского.

15. Соотношение Мудрости и Глупости в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского.

16. Особенности смеха Эразма в первой и второй части «Похвалы Глупости».

17. Значение библейской цитаты в «Похвальном слове Глупости».

18. Особенности раблезианского смеха.

19. Пародийные стилизации в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

20. Эпизод «Телемская обитель» в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Томаса Мора.

21. Соотношение образов Пантагрюэль - Панург в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

22. Тема идеального правителя в романе Рабле.

23. Интерпретация мотива женитьбы Панурга в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

24. Панург и шекспировский Фальстаф («Генрих IV», части 1 и 2).

25. Значение мотива путешествия в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

26. М. Бахтин о раблезианском хронотопе.

27. М. Бахтин о народно-праздничных и пиршественных образах в романе Рабле.

28. М. Бахтин о гротескной концепции тела в романе Рабле.

29. М. Бахтин о карнавальном характере «военных» эпизодов и сцен избиений у Рабле.

30. М. Бахтин о карнавальном характере эпизода посещения Эпистемоном преисподней.

31. Образ веселой смерти в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

32. Античные образы и мотивы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

33. Образ рассказчика в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

34. Специфика отношения к слову в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

35. Оппозиция смеха и серьезности в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

36. Образ Человека и «философия морали» в речи Пико дела Мирандола «О достоинстве человека».

37. Образ государя в трактате Макиавелли и ренессансная концепция «универсального человека».

38. Образ Дон Кихота и тема «мудрого безумия».

39. Соотношение мира воображаемого и реального в «Дон Кихоте» Сервантеса.

40. Рыцарский миф в «Дон Кихоте» Сервантеса.

41. Место пасторального мифа в «Дон Кихоте» Сервантеса.

42. Игра и розыгрыш в «Дон Кихоте» Сервантеса.

43. Образы и мотивы народно-смеховой культуры в «Дон Кихоте» Сервантеса.

44. Композиция «Дон Кихота» Сервантеса и значение вставных новелл.

45. Образ автора в «Дон Кихоте» Сервантеса.

46. Интерпретация образа Дон Кихота в русской литературе.

47. Фольклорная традиция в образе Санчо Пансы.

48. Тема благородного разбойника в «Дон Кихоте» Сервантеса.

49. Тема любви в «Дон Кихоте» Сервантеса.

50. Тема «подложного «Дон Кихота» Авельянеды во втором томе «Дон Кихота» Сервантеса.

51. Пародия в «Дон Кихоте» Сервантеса.

52. Переосмысление «хронотопа дороги» (М. Бахтин) в «Дон Кихоте» Сервантеса.

53. Литературная полемика в «Дон Кихоте» Сервантеса.

54. Взаимодействие различных жанровых и стилевых традиций в «Дон Кихоте» Сервантеса.

55. Противопоставление странствующего рыцарства - рыцарству придворному во 2-ом томе «Дон Кихота» Сервантеса.

56. Образ мира-театра в «Дон Кихоте» Сервантеса.

57. Образ мира-театра и «театра-зеркала» («Гамлет») в драматургии Шекспира.

58. Тема «мудрого безумия» в «Короле Лире» Шекспира.

59. «Монаршая тема» в великих трагедиях Шекспира.

60. Значение параллельных линий в трагедии Шекспира «Гамлет».

61. Значение параллельных сюжетов в трагедии Шекспира «Король Лир».

62. Особенности антагониста в трагедиях Шекспира (Клавдий, Яго, Эдмунд).

63. Функция призраков в «Гамлете» и «Макбете» и ведьм в «Макбете».

64. Значение оппозиции Эдгар – Эдмунд в «Короле Лире» Шекспира.

65. Шекспировские героини (Офелия, Дездемона, Корделия) и их роль в трагедийном сюжете.

66. Тема совести и больной души в «Гамлете» и «Макбете» Шекспира.

67. Жанровые особенности шекспировского «Ричарда III».

68. Образы Просперо и Гонзало и специфика общественно-политической утопии в «Буре» Шекспира.

 

Коллоквиум 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: