ПРИМЕЧАНИЯ
Рекомендуемые переводы литературных произведений уточняются в лекциях.
Монография М.М. Бахтина о Ф. Рабле (см. выше) включена отдельным вопросом в экзаменационные билеты
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ РАННЕГО И ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(один обязательный реферат, второй – исключительно по желанию)
1. Мифологические и магические мотивы в ирландских сагах уладского цикла.
2. Специфика героического характера в ирландских сагах уладского цикла.
3. Этические принципы, утверждаемые в ирландских сагах уладского цикла.
4. Особенности композиции саги «Похищение быка из Куальнге».
5. Магическая функция слова (пения, музыки) в ирландских сагах.
6. Функция и соотношение стихов и прозы в ирландских сагах.
7. Образ Кухулина в ирландских сагах.
8. Интерпретация любви в ирландских сагах.
9. Время и пространство в саге.
10. Образы мифологических животных в кельтском эпосе.
11. Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах.
12. Образы богов в скандинавском эпосе.
13. Эсхатологические мотивы в «Старшей Эдде» (сравните с аналогичными мотивами в Библии).
14. Тема судьбы в мифологических и героических песнях «Старшей Эдды».
15. Мотивы утраты и возрождения золотого века в «Волуспе».
16. Тема «проклятого золота» в скандинавском эпосе.
17. Время и пространство в эддических сказаниях.
18. Особенности смеха в «Песни о Трюме» и «Перебранке Локи».
19. Особенности героического характера в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда»).
20. Интерпретация мотива клада в «Песнях о Нифлунгах («Старшая Эдда») и в «Песне о
Нибелунгах».
21. Образы Брюнхильд в «Песнях о Нифлунгах» и Брюнхильды в «Песни о Нибелунгах» (сравнение).
22. Образы Атли в «Песнях о Нифлунгах» и Этцеля в «Песни о Нибелунгах» (сравнение).
23. Общность эпических мотивов и различие в их интерпретации в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».
24. Соотношение языческих и христианских представлений в «Песни о Нибелунгах».
25. Сказочные персонажи «Песни о Нибелунгах» и их роль в реальном мире поэмы.
26. Значение образа Зигфрида в образной системе «Песни о Нибелунгах».
27. Сравните образы Хагена и Кримхильды в 1 и 2 частях «Песни о Нибелунгах».
28. Специфика конфликта в «Песни о Нибелунгах».
29. Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песни о Нибелунгах».
30. Тема пира - сражения в «Песни о Нибелунгах».
31. Особенности композиции «Песни о Нибелунгах».
32. Специфика простанственно-временной структуры «Песни о Нибелунгах».
33. Сюжет Нибелунгов в немецком искусстве XIX в. (Ф. Геббель, Р. Вагнер).
34. Жанровые особенности жития и назидательного примера (exemplum).
35. Значение жанров жития и назидательного примера (exemplum) в средневековой словесности.
36. Особенности сюжетно-композиционного построения «Песни о Роланде».
37. Национально-религиозная тема и христианские мотивы в «Песни о Роланде».
38. Параллелизм и антагонизм христианского и мусульманского мира в «Песни о Роланде».
39. Функция эпических повторов в «Песни о Роланде».
40. Проблема трагической вины героя в «Песни о Роланде».
41. Особенности описания сражений в «Песни о Роланде» (эпизод Ронсевальской битвы, эпизод сражения с Балигантом).
42. Специфика конфликта в «Песни о Роланде».
43. Особенности героического характера в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах».
44. Образ «предателя» в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах».
45. Соотношение темы борьбы с внешним врагом и темы сеньориально-вассальных отношений в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
46. Соотношение народно-эпических и феодально-рыцарских мотивов в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
47. Специфика конфликта в «Песни о моем Сиде».
48. Отражение событий Реконкисты и специфика отношения к маврам в «Песни о моем Сиде».
49. Отражение бюргерского сознания в «Песни о моем Сиде».
50. Значение и особенности описания судов в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
51. Образы архиепископа Турпина и епископа Жерома в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
52. Отражение куртуазных представлений в героическом эпосе зрелого Средневековья.
53. Система куртуазных ценностей и основные жанры поэзии трубадуров.
54. Основные персонажи куртуазного универсума в поэзии трубадуров.
55. Образ прекрасной дамы и интерпретация любви в поэзии трубадуров.
56. Функция «клеветника» в поэзии трубадуров.
57. Соотношение традиции и индивидуального начала в поэзии трубадуров.
58. Жанровая специфика рыцарского романа (сравните с эпосом).
59. Особенности композиции и хронотопа рыцарского романа.
60. Рыцарская утопия в куртуазном романе (артуровский цикл).
61. Соотношение куртуазных представлений и архаической кельтской первоосновы в романе о Тристане и Изольде.
62. Герои романа о Тристане и Изольде и их кельтские прототипы.
63. Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде.
64. Образная система и особенности конфликта в романе о Тристане и Изольде.
66. Значение образа отшельника Огрина в романе о Тристане и Изольде.
67. Эволюция сюжета и образов в поздних версиях романа о Тристане и Изольде.
68. Специфика жанра исповеди в раннем Средневековье (Аврелий Августин).
69. Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников.
70. Значение злободневного начала в «Божественной комедии» Данте.
71. Жанровые особенности «Божественной комедии» Данте.
72. Переосмысление мотива «водитель – ведомый» в «Божественной комедии» Данте.
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Особенности композиции «Декамерона» Боккаччо и значение «рамы».
2. Значение образа чумы в «Декамероне» Боккаччо и в романе А. Камю «Чума».
3. Образы рассказчиков и их функция в «Декамероне» и в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера.
4. Голос автора в «Декамероне».
5. Ренессансная утопия в «Декамероне» Боккаччо.
6. Взаимодействие различных повествовательных жанров и стилевых традиций в «Декамероне» Боккаччо.
7. Пародия в новеллах «Декамерона».
8. Традиция рыцарской литературы в «Декамероне» Боккаччо.
9. Тема превратностей судьбы и активной человеческой деятельности в «Декамероне».
10. Культ прекрасного слова в «Декамероне» Боккаччо.
11. «Декамерон» Боккаччо как критическое обозрение на злобу дня.
12. Тема великодушия и сострадания в «Декамероне» Боккаччо.
13. «Монашеская» тема в «Декамероне» Боккаччо и в «Похвальном слове Глупости» Эразма Роттердамского.
14. Образ Глупости в произведении Эразма Роттердамского.
15. Соотношение Мудрости и Глупости в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского.
16. Особенности смеха Эразма в первой и второй части «Похвалы Глупости».
17. Значение библейской цитаты в «Похвальном слове Глупости».
18. Особенности раблезианского смеха.
19. Пародийные стилизации в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
20. Эпизод «Телемская обитель» в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Томаса Мора.
21. Соотношение образов Пантагрюэль - Панург в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
22. Тема идеального правителя в романе Рабле.
23. Интерпретация мотива женитьбы Панурга в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».
24. Панург и шекспировский Фальстаф («Генрих IV», части 1 и 2).
25. Значение мотива путешествия в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
26. М. Бахтин о раблезианском хронотопе.
27. М. Бахтин о народно-праздничных и пиршественных образах в романе Рабле.
28. М. Бахтин о гротескной концепции тела в романе Рабле.
29. М. Бахтин о карнавальном характере «военных» эпизодов и сцен избиений у Рабле.
30. М. Бахтин о карнавальном характере эпизода посещения Эпистемоном преисподней.
31. Образ веселой смерти в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
32. Античные образы и мотивы в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
33. Образ рассказчика в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
34. Специфика отношения к слову в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
35. Оппозиция смеха и серьезности в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
36. Образ Человека и «философия морали» в речи Пико дела Мирандола «О достоинстве человека».
37. Образ государя в трактате Макиавелли и ренессансная концепция «универсального человека».
38. Образ Дон Кихота и тема «мудрого безумия».
39. Соотношение мира воображаемого и реального в «Дон Кихоте» Сервантеса.
40. Рыцарский миф в «Дон Кихоте» Сервантеса.
41. Место пасторального мифа в «Дон Кихоте» Сервантеса.
42. Игра и розыгрыш в «Дон Кихоте» Сервантеса.
43. Образы и мотивы народно-смеховой культуры в «Дон Кихоте» Сервантеса.
44. Композиция «Дон Кихота» Сервантеса и значение вставных новелл.
45. Образ автора в «Дон Кихоте» Сервантеса.
46. Интерпретация образа Дон Кихота в русской литературе.
47. Фольклорная традиция в образе Санчо Пансы.
48. Тема благородного разбойника в «Дон Кихоте» Сервантеса.
49. Тема любви в «Дон Кихоте» Сервантеса.
50. Тема «подложного «Дон Кихота» Авельянеды во втором томе «Дон Кихота» Сервантеса.
51. Пародия в «Дон Кихоте» Сервантеса.
52. Переосмысление «хронотопа дороги» (М. Бахтин) в «Дон Кихоте» Сервантеса.
53. Литературная полемика в «Дон Кихоте» Сервантеса.
54. Взаимодействие различных жанровых и стилевых традиций в «Дон Кихоте» Сервантеса.
55. Противопоставление странствующего рыцарства - рыцарству придворному во 2-ом томе «Дон Кихота» Сервантеса.
56. Образ мира-театра в «Дон Кихоте» Сервантеса.
57. Образ мира-театра и «театра-зеркала» («Гамлет») в драматургии Шекспира.
58. Тема «мудрого безумия» в «Короле Лире» Шекспира.
59. «Монаршая тема» в великих трагедиях Шекспира.
60. Значение параллельных линий в трагедии Шекспира «Гамлет».
61. Значение параллельных сюжетов в трагедии Шекспира «Король Лир».
62. Особенности антагониста в трагедиях Шекспира (Клавдий, Яго, Эдмунд).
63. Функция призраков в «Гамлете» и «Макбете» и ведьм в «Макбете».
64. Значение оппозиции Эдгар – Эдмунд в «Короле Лире» Шекспира.
65. Шекспировские героини (Офелия, Дездемона, Корделия) и их роль в трагедийном сюжете.
66. Тема совести и больной души в «Гамлете» и «Макбете» Шекспира.
67. Жанровые особенности шекспировского «Ричарда III».
68. Образы Просперо и Гонзало и специфика общественно-политической утопии в «Буре» Шекспира.
Коллоквиум 1