Некоторые закономерности запоминания




Начинаем готовиться заранее

Чтобы сберечь свои нервы (которые вам, поверьте, еще пригодятся), начинать подготовку необходимо за 2 недели до экзамена. Перед тем как начинать учить, лучше всего просмотреть все вопросы и найти между ними сходства: практика показывает, что около 20% вопросов оказываются очень похожими, так что ответ на один из них можно без каких-либо последствий «притянуть» к другому.

Пару слов о шпаргалках

Значит так! За изобретение ставлю «пять», а по предмету — «неуд». Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Писать шпаргалки не просто можно, а необходимо. Не скачивать готовые из Интернета, а именно писать от руки, как в старые добрые времена. Когда вы пытаетесь уместить на маленьком клочке бумаги 3 страницы печатного текста, вы учитесь выбирать главное. А вот пользоваться шпаргалками на самом экзамене необязательно. Да и зачем, ведь ваша механическая память отлично функционирует, и вы воспроизведете ответ и без помощи подсказок.

Теория вероятностей vs Закон Мерфи

Конечно, если вы не выучили 2 вопроса из 70, то, по теории вероятностей, велики шансы, что эти вопросы на экзамене вам не попадутся. Но нельзя забывать про закон Мерфи. Мораль: если не удается выучить все вопросы, то нужно хотя бы прочитать их. Будет очень обидно, если вам попадутся именно те задания, которые вы решили пропустить, правда?

День до экзамена — день отдыха

Если вы старательно готовились все предшествующие дни, то в день перед сдачей экзамена лучше устроить себе заслуженный отдых. Проведите время на природе, встретьтесь с друзьями, перечитайте любимую с детства книгу – словом, займитесь чем-то приятным. Спать тоже лучше пойти пораньше: вам нужно хорошо выспаться и отдохнуть, чтобы покорить «экзаменационную вершину».

Правильный настрой

Если ты думаешь, что сможешь, — ты прав; если ты думаешь, что не сможешь, — ты тоже прав. Генри Форд

Немаловажную роль играет ваш психологический настрой на экзамене. Будьте уверены в себе! Улыбайтесь, во время ответа не прячьте свой взгляд, а старайтесь смотреть в глаза преподавателю. Следите за руками, они очень часто выдают волнение. Если вы постоянно вертите что-то в руках или нервно сцепляете их между собой, то лучше вообще спрятать руки под парту. Самое главное — всегда держать в уме мысль о том, что вы справитесь. Разве может быть иначе?

 

Профилактика экзаменационного стресса

 

Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей
Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью. Уважаемые родители! Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах. Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным. Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …». Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком. Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке). Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то"). Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс: -1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.). -2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком) -3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению) Признаки стрессового напряжения:
  • Невозможность сосредоточиться на чем – то
  • Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  • Ухудшение памяти, внимания.
  • Слишком часто возникают чувство усталости.
  • Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  • Мысли часто «улетучиваются»
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • Повышенная возбудимость и раздражительность
  • Появление агрессивности, конфликтности
  • Проявление нетерпеливости, нервозности
  • Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
  • Потеря чувства юмора
  • Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  • Появление чувства душевного опустошения
  • Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  • Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  • Отрицательное отношение к жизни
Проблемы на экзаменах. К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы. Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой. Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации. Проблема заключается в следующем: Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью предписанной всем. Встает двойная необходимость: 1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах. 2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию. Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития. 1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Создание условий успеха для подростков: - Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании, - Возможные стратегии выбора, - Способствование повышению уверенности в своих силах, - Укрепление чувства собственного достоинства, - Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства Рекомендации по преодолению стресса:
  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не боятся плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Психологическая усталость и ее преодоление Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
  • Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор
  • Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
  • Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы
  • Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
  • Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)
Антистрессовое питание Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг Лучшему запоминанию способствует – морковь От напряжения и усталости хорошее средство – лук Выносливости способствуют - орехи (укрепляют нервы) Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение От нервозности вас избавит – капуста Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба. Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба. Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности. Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится: Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д. Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его. Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

 

 

Как лучше подготовиться к экзаменам

 

Просвещение школьников - Подготовка к экзаменам
Как подготовиться психологически к экзамену: Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие Если трудно собраться с мыслями, постарайтесь запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления   Режим дня:
  • Подготовка к экзаменам – 8 часов в день
  • Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе – 8 часов
  • Спи не менее 8 часов. Есть желание – сделай тихий час после обеда
Питание Питание должно быть 3-4-х разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй:
  • Грецкие орехи, сухофрукты, злаки, семечки
  • Молочные продукты
  • Рыбу
  • Мясо
  • Овощи
  • Фрукты
  • Шоколад горький
Планирование В плане на каждый день определите, что именно сегодня необходимо изучить Определите в какое время Вы наиболее работоспособны, и в зависимости от этого, загружайте утренние или вечерние часы Тест «Сова» или «Жаворонок»
  • Вопрос №1
В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает. Как обычно – 1 балл, на час позже – 2 балла, на 2 часа – 3 балла, на 3 часа – 4 балла, на 4 часа позже – 5 баллов.
  • Вопрос №2
Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели? Не более 10 минут – 1 балл, 15 минут – 2 балла, 20-30 минут – 3 балла, 55-60 минут – 4 балла, больше часа – 5 баллов.
  • Вопрос №3
Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности? Утром – 1балл, утром и днем – 2балла, утром и вечером – 3 балла, днем – 4балла, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.
  • Вопрос №4
На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело? До 5 часов – 1балл, 6 часов – 2 балла, 7 часов – 3 балла, 8 часов – 4 балла, 9 часов – 5 баллов.
  • Вопрос №5
В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь? До 6.30 – 1 балл, 6.30-6.50 – 2 балла, 6.50-7.00 – 3 балла, 7.00-7.10 – 4 балла, после 7.10 – 5 баллов
  • Вопрос №6
Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного дела. Какое время вы предпочтете? 8-10 часов – 1балл, 9-12 часов – 2 балла, 10-13 часов – 3 балла, 11-14 часов – 4 балла, 12-15 часов – 5 баллов.
  • Вопрос №7
Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)? Только перед сном – 1балл, после сна и после обеда – 2 балла, в послеобеденное время – 3 балла, после обеда и перед сном – 4 балла, только после сна – 5 баллов.
  • Вопрос №8
Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь? В 7 утра или раньше – 1балл, 8 часов – 2 балла, 9 часов – 3 балла, 10 часов – 4 балла, 11 часов утра или позже – 5 баллов Теперь подсчитайте количество полученных баллов. Меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям. 16-20 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье. 21-27 баллов – «голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца. 28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию Больше 32 баллов – типичная «сова» (вечерний тип). Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня! Условия поддержания работоспособности: Чередовать умственный и физический труд В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове Так как усиливается приток крови к клеткам мозга Минимум телевизионных передач Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут Что делать, если глаза устали? УПРАЖНЕНИЕ 1
  • Посмотри попеременно
вверх – вниз (25 секунд) Влево – вправо (15 секунд) УПРАЖНЕНИЕ 2
  • Напиши глазами свое имя, отчество, фамилию
УПРАЖНЕНИЕ 3
  • Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)
УПРАЖНЕНИЕ 4
  • Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону
  Стимуляция познавательных способностей
  • Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
  • Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой
  Развитие мелкой моторики Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону Положите руки на колени крест – накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки Развитие зрительной памяти Посмотри, запомни, воспроизведи

Посмотри, запомни, воспроизведи 2

Некоторые закономерности запоминания

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение

Запоминается то, что понятно

Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу

Лучше тратить время на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение

Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА…

  • Один день перед экзаменом оставляется, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом – пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом
  • Можно представить ситуацию экзамена во всех красках, со всеми чувствами, переживаниями, страшными мыслями, так как хотелось бы, чтобы все произошло при успешной сдаче экзамена
  • Если очень страшно, можно использовать прием «доведение до абсурда», где представляются все самые страшные и немыслимые подробности и ужасающие последствия. Такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего
  • Перед сном хорошо совершить прогулку
  • Утром, перед экзаменом не вредно просто перелистать учебник

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…попался вопрос, по которому вы можете сказать совсем немного

  • Не впадайте в панику, а сразу начните записывать все, что слышали по этому поводу
  • В процессе написания вы, возможно, сможете вспомнить что-нибудь из пройденного материала

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…на полуслове забыли о чем говорили

  • Прежде всего, не следует "терять голову"
  • Сохраняйте спокойствие, хотя бы внешне
  • Повторите последнюю фразу, а потом попробуйте перефразировать свою мысль

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…вас не слушают

  • Не воспринимайте это на свой счет, просто продолжайте свой ответ, как если бы вы этого не заметили

… вы оговорились, все стали смеяться

  • Посмейтесь вместе со всеми и все…

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас

  • Отвлекитесь от этого, ни в коем случае не показывайте, что разозлились
  • Самое эффективное – сохраните чувство собственного достоинства и держитесь уверенно

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

…вы ошиблись

  • Если вы знаете как исправить ошибку, сделайте это
  • Если вашу ошибку никто не заметил, продолжайте свой ответ без исправлений

…вам снизили оценку

  • Не вступайте в спор и не доказывайте (преподаватель всегда может «засадить»)
  • Обратитесь к экзаменатору: «Простите, спросите меня еще дополнительно»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь