Тема 1. Документы по организации хозяйства в условиях экономики Древнего мира.
На основе анализа приведенных ниже документов сделайте выводы об общем и особенном в организации хозяйства в государствах Древнего Востока и античных государствах. Обратите внимание на вопросы, касающиеся форм собственности, видов хозяйственной деятельности, рабовладения, применения рабского труда.
Месопотамия
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И БОГАТСТВА ДВУРЕЧЬЯ
(Г е р о д о т, I, 193)
Сведения, сообщаемые Геродотом о природе Двуречья, почти полностью подтверждаются клинописными документами Забота ≪хороших правителей≫ о сохранении и расширении оросительной системы нашла яркое отражение в законах Хаммурапи и письмах этого царя. Оросительная система Двуречья поддерживалась в порядке до XIII в н. э., кома она пришла в упадок в резулыате. опустошительного нашествия монголов. Данные о баснословных урожаях и огромных размерах различных культурных растений, конечно, преувеличены. Финики созревали только в южной части страны, гле они действительно служили одним из основных продуктов питания. В северном Двуречье их насаждали в качестве декоративных растений. Асфальт часто упоминается в вавилонских и ассирийских документах.
Земля же ассирийцев орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так, как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения руками или насосами (1).Вся вавилонская земля, так же как и египетская, изрезана каналами; и наибольший из каналов — судоходный, обращенный на юг, тянется от Евфрата к другой реке, к Тигру, у которого был построен город Нин (2). Страна же эта — много лучше всех стран, которые мы видели, в отношении того, как она приносит плод Деметры (3), ибо других деревьев она совсем не производит, ни смоковницы, ни винограда, ни маслины (4). В отношениях же принесения плода Деметры она настолько хороша, что обычно дает сам-двести, когда же бывает наилучший урожай, приносит сам-триста. Листья здесь и пшеницы, и ячменя имеют часто в ширину четыре пальца. А что касается проса и сезама (5), которые вырастают величиной с дерево, я, хотя и хорошо знаю, не сделаю упоминания, прекрасно понимая, что не бывавшим в вавилонской земле и сказанное о плодах покажется полной неправдой. Оливковым же маслом не пользуются совершенно, но делают масло из сезама. Финиковые пальмы растут у них по всей равнине, большинство их плодоносны, из них [местные жители] приготовляют себе и хлеб, и вино, и мед.
|
Перев. О. В. Кудрявцева.
1. Черпательные машины, приводимые в движение рабочим скотом.
2. Нин — Ниневия, столица Ассирии.
3. Плод Деметры (греческой богини плодородия)— подразумеваются хлебные злаки.
4. В небольшом количестве смоковница и виноград в Двуречье все же произрастали.
5. При раскопках Б. Б. Пиотровского в урартской крепости Тейшебаиии на холме Кармир-Блур около Еревана были обнаружены зерна сезама. Отсюда следует, что уже в VI II—VLI вв. до н. э. сезам был распространен и за пределами Двуречья.
КОДЕКС ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ
Текст на базальтовом столбе, найденном в 1901 г. французской археологической экспедицией в Сузах, куда он был завезен после одного из набегов эламитян на Вавилонию. В настоящее время хранится в Луврском музее (Париж). Памятник датируется XVIII в. до н. э. Язык классический старовавилонский. Лицевая сторона наверху украшена рельефным изображением Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем и получающим из его рук судейский жезл. По повелению эламского царя, увезшего эту надпись в качестве трофея, несколько строк было стерто, очевидно, с целью поместить имя этого царя. Однако большая часть (247 из 282) статей законов сохранилась. Позднее были обнаружены в библиотеке Ашшурбанипала копии некоторых частей кодекса, с помощью которых поврежденные места были почти полностью восстановлены.
|
Кодекс 6 царя Вавилонской династии Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э..) -—один из самых ценных источников по истории Древнего Востока. В его статьях, а также во введении и заключении четко вырисовываются наиболее характерные черты вавилонского рабовладельческого общества. Это древнейший из сохранившихся в достаточно полном виде свод законов, так как более ранние — шумерийские — законы дошли только и отрывках.
(§ 6) Если человек украдет имущество бога или дворца, — его должно убить; и того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
(§ 7) Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро или золото, или раба, или рабыню, или вола, или овцу, или осла, или что бы то ни было, — этот человек вор, его должно убить.
(§ 8) Если человек украдет вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодку, то, если это божье [или] если это дворцовое, он должен отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму (49), — он должен возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.
|
(§ 14) Если человек украдет малолетнего сына человека,— его должно убить.
(§ 15) Если человек выведет за ворота (50) раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, — его должно убить.
(§ 16) Если человек укроет в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или мушкенуму, и не выведет его на клич глашатая, — этого домохозяина должно убить.
(§ 17) Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его хозяину, — хозяин раба должен уплатить ему 2 сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назовет своего господина, — должно привести его во дворец, затем исследовав обстоятельства его дела, возвратить его хозяину его.
(§ 19) Если же он удержит этого раба в своем доме и потом раб будет найден в его руках, — этого человека должно убить.
(§ 20) Если раб бежит из рук того, кто его задержал, — этот человек должен поклясться богом хозяину раба и быть свободным [от ответственности].
(§ 22) Если человек совершит грабеж и будет пойман, — его должно убить.
(§ 23) Если грабитель не будет схвачен, — ограбленный должен клятвенно показать перед богом все пропавшее у него, а община и рабианум (51), на земле или в округе которых произведен грабеж, должны возместить ему, что у него пропало.
(§ 24) Если [при этом загублена] жизнь, — община и рабианум должны отвесить 1 мину серебра его родственникам.
(§ 26) Если редум или баирум (52), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его своим заместителем, — этого редума или баирума должно убить; нанятый имполучает его дом.
(§ 27) Если редум или баирум будет угнан [в плен?], будучи на царской службе, и после него его поле и сад будут отданы другому, который будет нести его [воинскую] повинность, — если тот, вернувшись, достигнет своей общины, должно отдать обратно ему его поле и сад, и оп будет сам нести свою повинность.
(§ 28) Если редум или баирум угнан [в плен?], будучи на царской службе, и его сын может нести повинность, — должно отдать ему поле и сад, и он будет нести повинность своего отца.
(§ 29) Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, — должно отдать 1/з поля и сада его матери, и мать его вырастит его.
(§ 30). Если редум или баирум из-за своей повинности бросит свое поле, сад и дом, и будет находиться вдалеке, и после него другой возьмет его поле, сад и дом, и будет нести его повинность в течение 3 лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, — не должно отдавать их ему, и тот, кто -взял их и нес его повинность, должен будет нести [ее].
(§ 31) Если же он будет отсутствовать только один год и вернется,— должно отдать ему его поле, сад и дом, и он будет сам нести свою повинность.
(§ 32) [Ес]ли редум или баирум, который угнан [в плен] (?) во время царского похода, будет выкуплен тамкаром (53) и доставлен в свою общипу, то если в его доме есть чем выкупиться, он должен выкупить себя сам; если в его доме нечем выкупиться, он должен быть выкуплен от храма своей общины, а если у храма его общины нечем выкупить, его должен выкупить дворец. Его поле, сад и дом не должно отдавать на его выкуп.
(§ 35) Если человек купит у редума волов или овец, пожалованных редуму царем, — он теряет свое серебро.
(§ 36) Поле, сад и дом редума, баирума или приносящего подать [или арендную плату] не могут быть отданы за серебро.
(§ 37) Если человек купит поле, сад или дом редума, баирума или приносящего подать (арендную плату?), — его документ должно разбить, и он теряет свое серебро, [а] поле, сад и дом возвращаются их [прежнему] хозяину.
(§ 38) Редум, баирум или приносящий подать (арендную плату?) не может отписывать из своих поля, сада или дома, связанных с его повинностью, своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг.
(§ 39) Из поля, сада или дома, которые он, купив, приобрел, он может отписывать своей жене или дочери, а также отдавать за свой долг.
(§ 42) Если человек, взявший поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, — (то) изобличенный в том, что он не произвёл на поле работы, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи. •
(§ 43) Если он, не обработав поля, оставит его под паром, — он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, и поле, оставленное им под паром, должен вспахать (?), взборонить (?) и вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек возьмет на 3 года целину для поднятия, но, по лености, не возделает, поля, — на 4-й год он должен вспахать, (?) вскопать (?) и взборонить (?) поле и вернуть его хозяину поля (?), а также отмерить ему 10 курру хлеба за каждые 10 ику.
(§ 53) Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв и водой будет затоплен полевой участок,— человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить погубленный им хлеб.
(§ 54) Если он не может возместить хлеб, — должно отдать его и его имущество за серебро, и [это серебро] должны разделить между собою хозяева полевых участков, хлеб которых унесла вода.
(§ 55) Если человек, открыв свой арык, по небрежности допустит, что водою будет затоплено поле его соседей, — он должен отмерить хлеб, как у его соседей.
(§ 115) Если человек, имея за человеком долг хлебом или серебром, возьмет в залог принадлежащее ему лицо, и взятый в залог умрет в доме взявшего в залог естественной смертью, то это судебное дело не ведет к иску.
(§ 116) Если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, — хозяин взятого в залог должен изобличить своего тамкара (заимодавца); если [взятый в залог] — сын человека, должно убить его сына, если он — раб человека, он должен отвесить 7 з мины серебра и теряет все, данное им взаймы.
(§ 117) Если человек имеет на себе долг и он отдаст за серебро или отдаст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, — они должны служить в доме их покупателя или заимодавца (только) 3 года; на 4-й год должно отпустить их на свободу.
(§ 118) Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, [и] тамкар передаст [его или ее] дальше, то он [или она] не может быть требуем [или требуема] назад судебным порядком.
(§ 119) Если человек имеет на себе долг и он отдаст за серебро свою рабыню, родившую ему детей, и серебро, какое отвесил тамкар, хозяин рабыни отвесит ему, — свою рабыню он может освободить.
(§ 121) Если человек ссыпет свой хлеб в доме человека,— он должен отдать в год 5 сила за каждый курру хлеба.
(§ 257) Если человек наймет пахаря (?), — он должен давать ему 8 курру хлеба в год.
(§ 258) Если человек наймет погонщика волов, — он должен давать ему 6 курру хлеба в год.
(§ 259) Если человек украдет плуг с обрабатываемой земли, то должен уплатить хозяину плуга 5 сиклей серебра.
(§ 260) Если он украдет плуг-сеялку (?) или борону, он должен отдать 3 сикля серебра.
(§ 261) Если человек наймет пастуха пасти крупный или мелкий скот, — он должен давать ему 8 курру хлеба в год.
(§ 274) Если человек наймет ремесленника, —то плату... 5 ше серебра, плату... 5 [ше сер]ебра, плату... [...ше] серебра, [плату камне]реза — [...ше] серебра, [плату... ше] серебра, плату кузнеца [..ше се]ребра, [плату] плотника 4 ше серебра, плату кожевника [... ше серебра], плату судостроителя [... ше; серебра], [плату] строителя [... ше серебра в д]ень он должен давать.
49 Так назывались жители покоренных областей (в частности, шумерийсхих
городов южной Вавилонии), ограниченные в своих правах по сравнению с
коренными вавилонянами — ≪сыновьями мужа≫.
50 Неясно, за ворота ли дворца или за городские.
51 Староста.
52 Категории воинов, возможно, тяжело вооруженных и легко вооруженных.
53 Крупный купец, ведущий дело лично или через мелких торговые:',
разъезжающих по стране с данными им на комиссию товарами.
Древняя Греция
Аристотель Политика (отношение к рабству)
В целях взаимного самосохранения, необходимо объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое, благодаря своим интеллектуальным свойствам, способно к предвидению, и потому оно, уже по природе своей, существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом отношении и господином и рабом, в их взаимном объединении, руководит общность интересов.
Перев. С. А. Жебелева.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИЛОТОВ (СПАРТА)
(П а в с а н и й, Описание Эллады, III, 20, (6))
Павсаний жил во II в.н.э. во времена Антонинов. Родился он в Малой Азии. Много путешествовал, особенно по Элладе. Его произведение ≪Описание Эллады≫ в 10 книгах является подробным путеводителем, описывающим памятники религии и искусства. Попутно он сообщает различные сведения по географии и истории и приводит различные мифы и предания Эллады.
а) Около моря был городок Гелос (1) — о нем говорит и Гомер в своем ≪Каталоге≫ (2) при упоминании о лакедемонянах (Илиада, II, 584): ≪Живших в Амиклах (3) стенах и в Гелосе, граде приморском≫. Он был основан Гелием, самым младшим из сыновей Персея (4); впоследствии доряне взяли его осадой. Жители этого города стали первыми общественными рабами (5) лакедемонян и первые были названы илотами, т. е. ≪взятыми в плен≫, каковыми они и были на самом деле. Имя илотов затем распространилось и на рабов, приобретенных впоследствии, хотя, например, мессенцы были дорийцами...
Перев. С. Я. Кондратьева.
1 Небольшой город в Лаконии, к востоку от реки Еврот.
2 ≪Каталог кораблей≫ (≪Илиада≫, II)— перечень кораблей и отрядов, высланных различными эллинскими племенами под Трою, считается поздней вставкой.
3 Амиклы — древний главный город Лаконии.
4 Персей — мифический герой Аргоса. Сын Зевса и Данаи. Убил чудовище Медузу и спас от морского чудовища эфиопскую царевну Андромеду.
5 Илоты принадлежали всей спартанской общине в целом, а не отдельным спартанцам
БОЛЬШИЕ РАБСКИЕ МАСТЕРСКИЕ ОТЦА ОРАТОРА
ДЕМОСФЕНА В АФИНАХ
(Демосфен, XXVII, 4—5, 9—11)
Демосфен (384—322) — величайший афинский политический оратор. Демосфен в речи против своего опекуна Афоба, расхитившего его наследство, приводит интересные данные о развитии рабовладельческого производствав ’Афинах. Интересно упоминание о ростовщических ≪банках≫— трапезах, о кредите и о размерах состояния отца Демосфена.
Этот процесс Демосфен выиграл, но вернуть имущество ему так и не удалось.
Отец, господа судьи, оставил две мастерские, каждую с немалым производством, 32 или 33 оружейных мастера, стоящих по 5 и по 6 мин, других, стоящих не менее 3 мин и дававших в год 30 мин чистого дохода, еще кроватных мастеров числом 20, отданных ему в залог за 40 мин и приносивших 12 мин чистого дохода, кроме того, серебра около таланта, отданного в ссуду из расчета одной драхмы (1), так что за год получалось процентов более7 мин. И когда он оставил это имущество, оно приносило именно такой доход как это подтвердят и сами они. Это составляет основного капитала 4 таланта и 5 000 драхм, а процентов с них 50 мин ежегодно. Кроме того, слоновой кости и железа, пущенного в обработку, и дерева кроватного ценностью до 80 мин, чернильного ореха и меди было закуплено на 70 мин; затем дои стоимостью в 3 000 драхм, движимости, кубков, золота и платьев, нарядов матери, всего в общем ценностью до 10 тысяч драхм, серебра в доме 80 мин. И это все он оставил в доме, а в морских предприятиях 70 мин, отданных в ссуду Ксуфу, 2 400 драхм в трапезе у Пасиона, 600 в трапезе у Пилада, 1 600 у Демомела, сына Демона, денег, розданных в долг разным лицам по 200 и по 300 драхм — в общем около таланта. И эти деньги в итоге составляют опять-таки более 8 талантов и 50 мин. Всего же, если исследуете, найдете до 14 талантов.
≪(Древний мир в памятниках его письменности≫, ч. 2, № 115).
1 Талант = 6 000 драхм; процент по 1 драхме, по греческому счету, в месяц,
т. е. по 12% в год, составляет 720 драхм, т. е. 7 мин и 20 драхм.
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ДОХОДНОСТИ СЕРЕБРЯНЫХ
РУДНИКОВ ЛАВРИОНА
(К с е н о ф о н т, О доходах, IV, 1—13, 16—40, 49)
В небольшом сочинении ≪О доходах города Афин≫ практический делец Ксенофонт дает советы, как увеличить доходы рабовладельческого населения Аттики.
…Теперь я постараюсь разъяснить, как выгоднее всего для государства организовать добычу серебра в наших рудниках...
Удивление вызывает у нас то обстоятельство, что государство наше не подражает в этом частным лицам, хотя и хорошо знает, что многие из них обогащаются на этих предприятиях... И в наше время, как и прежде, много людей отдают внаем своих рабов для работы в рудниках... Новостью было бы только то, чтобы подобно частным лицам, которые, обладая рабами, обеспечили себе таким образом доход, и государство приобретало с той же целью общественных рабов с таким расчетом, чтобы их оказалось по три на каждого свободного афинянина. А насколько возможно осуществить на деле все то, о чем я говорю, об этом пусть рассудит каждый, кто хочет, сам. В самом деле, прежде всего ясно, что государству легче, чем частным лицам, собрать нужные для покупки рабов деньги; далее, совету легче и совершить самую покупку, потому что он может через глашатаев найти таких людей, которые захотят продать ему своих рабов. А когда рабы будут уже приобретены, то неужели их станут меньше брать внаймы у государства, чем у частных лиц, если условия найма будут одни и те же?
Перев. В. С. Соколова»
РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (I—III ВВ. Н. Э.)
1. Сельское хозяйство
(Варрон, О сельском хозяйстве, I, 2, 13; 16—19;
29—36; 53; IJ, Введение; 10; III, 2)
Марк Теренций Варрон (116—28 г. до н. э.) — римский ученый- «энциклопедист», автор исторического труда «Древности», представлявшего собой обширную компиляцию (труд не сохранился и известен нам лишь по упоминаниям других авторов). Из многочисленных произведений Варрона до нас дошел его трактат «О сельском хозяйстве» и несколько книг другого трактата — «О латинском языке»
Теперь я буду говорить, какими средствами обрабатываются поля. Эти средства некоторые делят на две части: на людей и орудия труда; без этих средств обработка невозможна. Другие делят инвентарь на три части: обладающий членораздельной речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род [инвентаря] включает рабов, второй — быков, третий — повозки. Все поля возделываются рабами, или свободными, или и теми и другими. Свободные или сами возделывают [поля], как огромное большинство бедняков со своими детьми, или это батраки и поденщики, выполняющие важнейшие работы, как сбор винограда или сенокос, а также и те, которые у нас именуются кабальными должниками и до сих пор многочисленны в Азии, Египте и Иллирике. Обо всех их я скажу так: нездоровые участки полезнее возделывать с помощью батраков, чем рабов, а также [применять труд батраков] на здоровых участках при выполнении важнейших сельскохозяйственных работ, как при сборе винограда и жатве. О том, каковы должны быть [работники], Кассий писал так: следует обеспечить себе работников не моложе 22 лет, способных к земледелию, которые могут переносить труд. Заключение об этом можно сделать, приказав им выполнить разные работы и расспросив новичков, что они делали у прежнего господина. Рабы не должны быть ни робкими, ни необузданными. Стоящие во главе должны быть грамотны и несколько образованны, дельны и старше, чем те работники, о которых я говорил, так как им легче повинуются, чем более молодым. Кроме того, во главе должны стоять такие, которые опытны в сельском хозяйстве, ибо они должны не только приказывать, но и действовать, дабы подавать пример, и чтобы каждый знал, что они начальствуют потому, что превосходят остальных знанием и опытностью. Не следует дозволять поставленному во главе обуздывать подчиненных больше ударами, чем словами, если это не вызвано необходимостью. Не следует приобретать много рабов той же национальности, так как по этой причине чаще всего возникают домашние столкновения. Рвение начальствующих следует возбуждать наградами, давать им средства, чтобы они обладали пекулием, и сожительниц-рабынь, чтобы они имели от них детей. Это делает их более преданными и привязанными к имению. Так, например, вследствие подобных родственных связей эпирские рабы ценятся дороже и на них большой спрос. Для поддержания бодрости у начальствующих они должны иметь некоторые почетные отличия; с работниками, стоящими во главе других, следует советоваться о том, какие должны быть произведены работы. Когда поступают таким образом, они полагают, что господин их не очень презирает и считается с ними. С прилежными [рабами] следует обходиться мягче, давать им больше пищи, одежды, освобождать от работы, дозволять им пасти в имении какой-либо скот из их пекулия и тому подобное. Таким же образом следует поступать с теми, кому приказано сделать что-либо трудное, или теми, кто подвергся наказанию, чтобы их утешить и чтобы восстановить их рвение и расположение к господину.