общероссийские газетные издания




 

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

У всех газет, образующих эту группу, имеются единая географическая и социальная среда, общая потенциальная аудитория и приоритетные социально-информационные функции.

1. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания.

2. Специализированные издания конструируются на основе профилизации тематического ряда («для всех не обо всем» – массовая специализированная газета, к примеру «Спорт-экспресс», или на одновременном ограничении аудитории и тематики («не для всех не обо всем» – узкоспециализированное, как правило, профессионально-отраслевое издание или специально-тематическое, предназначенное для отдельных слоев населения: женщин, мужчин, детей и т.п.).

Специализация издания может осуществляться и на выделении функции-доминанты. ежемесячник «Совершенно секретно» базируется на концепции расследовательской журналистики: вся публикуемая информация связана с выявлением причин, порождающих острые ситуации.

Наряду с изданиями, типологические признаки которых позволяют отнести их строго к определенному классу, встречаются такие, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет. К такого рода изданиям принадлежат и партийные газеты, целевое назначение которых определяется задачей создания коммуникации для членов определенной политической организации или определенного политико-идеологического течения. Формулу этих газет можно представить как «обо всем для единомышленников». Но наиболее часто газеты смешанного типа встречаются среди «новичков», недавно вышедших на информационный рынок и уточняющих свои типологические особенности под воздействием конъюнктуры и спроса.

Полноценность статуса «общероссийской газеты» определяется прежде всего по формальным критериям, признанным во многих странах с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения в географическом пространстве и по относительной равномерности распространения в социальном пространстве. По данным критериям можно судить о способности издания втягивать в информационный обмен все территориальные и социальные части общества и отражать их социальное бытие.

В большинстве случаев этим критериям отвечают издания универсально-тематические, у которых аудитория всегда больше, чем у специализированных газет. К ним относятся занимающие устойчивые позиции в рейтинге популярности газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия». Эту группу начинает догонять «Московский комсомолец», с конца 90-х гг. успешно завоевывающий региональные аудитории. У названных изданий много общего, но и достаточно много особенного, подчас единичного, позволяющего им быть конкурентоспособными. Все имеют известную «марку», что чрезвычайно важно для рынка; у них общее историческое прошлое – «советское происхождение»; они универсальны по информационно-тематической структуре; у них нет на организационном уровне связи с государственными институтами (как информационные предприятия они относятся к изданиям с частной формой собственности); их идеологическая платформа базируется на принципе независимости прессы. Различия проступают в стратегиях функционирования. «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» тяготеют к изданиям массовым, ориентированным на разнообразные интересы, вкусы, определенную усредненность интеллектуальных запросов читателя, адаптированность сложных политико-экономических и социальных проблем и повышенное внимание к поп-культуре, достаточно активную эксплуатацию бульварных тем. Эти издания в предметно-содержательном плане выстроены с целью быть доступными каждому. - издания балансируют на грани между «газетой новостей» и «газетой сенсаций»,

Газеты «Труд» и «Известия», также принадлежащие к общественно-политическим универсальным по содержанию изданиям, функционируют в рамках иной модели, скорее отвечающей характеристикам качественной п рессы. Качественное издание предполагает особое отношение к действительности.Такое издание в первую очередь является инструментом информирования и анализа. На первый план выходят аналитическая функция и функция информирования о событиях. Поэтому в информационном пространстве качественного издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность.

Для всех универсально-тематических изданий, функционирующих в рамках модели «для всех обо всем» и претендующих на статус общероссийской газеты, существует сложнейшая проблема, которую можно обозначить как «проблема преодоления пространства». Ее объективный характер порожден несколькими причинами: традиционно общероссийские газеты выходят в столице, а Москва находится на расстоянии 8000 км от восточных границ государства; есть специфика социального уклада российских провинций и прежде всего южных районов и кавказских республик; в национальных республиках поощряется укрепление общения на языке титульной нации. Чтобы привлечь к себе внимание читателей и организовать широкий информационный обмен между равноправными «горизонтальными» сообществами, российскими административно-территориальными образованиями, общероссийские газеты не должны оставлять жизнь регионов за газетной полосой. Без полноценного освещения региональных проблем и их сопряжения с проблемами, общезначимыми для всей страны, рассчитывать на всероссийскую аудиторию вряд ли возможно. И здесь не стоит переоценивать эффективность стратегии выпуска центральными изданиями местных вкладок. Они в лучшем случае решают задачу «захвата внимания», но переключить читателя с местных СМИ на центральные явно не способны. Местная пресса дает более глубокую и разностороннюю информацию о региональных событиях. Выиграть конкуренцию с местной прессой или по крайней мере добиться равноправного с ней положения на информационном рынке центральные газеты могут лишь при условии непрерывного наблюдения за жизнью провинции, сопоставления положения в различных регионах, формирования чувства причастности провинциального читателя к общенациональным событиям.

Помимо устойчивых типологических признаков, по которым производится квалификация общероссийских общественно-политических изданий, для полноты характеристики конкретной газеты используются и социально-психологические критерии – идейная позиция и репутация. Под репутацией обычно понимается авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Очевидно, что это черты образа «серьезной газеты», в которых отражается и стилистика, и информированность, и статус авторов, плюралистичность и толерантность подачи информации. На другом полюсе – издания скандальные, вульгарные, образующие «желтую» прессу.

Издания с репутацией влиятельных обычно характеризуют и через их позиционность. За исключением партийных изданий или газет идеологических направлений, установить идейную позицию большинства универсально-тематических изданий сложно. Она скорее ситуационна и пока зависит от позиций владельцев, часто использующих свои подконтрольные СМИ для защиты собственных политических интересов.

Развитие общероссийской газетной периодики скорее всего будет продолжаться в двух направлениях: качественном и количественном. Качественное самоопределение, т.е. выбор типа, тоже будет происходить под «диктовку» рынка: конкуренция заставит определиться со всеми характеристиками, придающими информационному продукту своеобразие, отличительность и тем самым конкурентоспособность.

Региональная печать

 

Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин[i]:

1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы. Толчок к усилению центробежных тенденций в нашей стране дали изменения в российской государственности и связанные с ними разрыв вертикальных управленческих связей между центром и провинцией, произошедшие в начале 90-х гг.

2. Снизилась покупательная способность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская).

3. Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории.

4. Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политических, так и коммерческих проектов; местная пресса воспринимается региональными элитами как канал влияния на аудиторию.

5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.

 

Целый ряд факторов – политических, экономических, социокультурных, идеологических – обусловливает развитие региональных СМИ. Российское государство – большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации, заметно отличаются друг от друга, а следовательно, и система СМИ этих регионов во многом зависит от местных особенностей.

Важным для развития региональных СМИ является и их географическое положение – удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Местные СМИ пограничных территорий должны учитывать повышенный интерес своей аудитории как к новостям из Москвы, так и к тому, что происходит в соседних государствах. Пресса отдаленных территорий может минимально конкурировать с центральной (трудности доставки последней, ее запаздывание), но должна принимать во внимание воздействие зарубежных информационных каналов на свою аудиторию.

Все очевиднее становятся различия между системами СМИ регионов, где есть мегаполисы, и регионами с сельскохозяйственным профилем. Пресса мегаполисов перенасыщена. Преимущественным способом распространения печатной продукции является розница. В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее. Тиражи региональных вкладок центральных изданий сопоставимы с тиражами сугубо местных изданий, хотя последние, с точки зрения местных экспертов, считаются наиболее авторитетными.

 

Благоприятными условиями для устойчивого развития местной печати являются высокий экономический потенциал (Челябинск, Иркутск, Тюмень, Липецк, Нижний Новгород, Самара); самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района (Санкт-Петербург, Тюмень, Иркутск); близость к границам и географическая удаленность от центра (Ставрополь, Сахалин, Приморский край, Калининградская обл.).

К типологии региональных изданий сегодня вполне подходит трехрядная модель применяемая обычно к всероссийским изданиям: 1) печатные СМИ, адресуемые «всем» (в пределах своего ареала распространения) и повествующие «обо всем». К ним можно отнести традиционные общественно-политические газеты, переживающую бум информационно-рекламную прессу и резко увеличивающую тиражи «прессу массовой культуры»; 2) СМИ, адресуемые «всем», но вместе с тем определенному социальному слою, и поэтому имеющие более узкую область информационного внимания: деловая, новая партийная, культурно-просветительная, пресса национально-этнической консолидации, пресса социальной защиты, молодежная, спортивная и т.д.; 3) СМИ узко специализированные и по социальному адресу, и по области информационного внимания (а иногда и функционально): аннотированные телепрограммы, женская, детская, аграрная (крестьянская) пресса, а также пресса здоровья, для садоводов и огородников, эротическая, пресса любительских увлечений и т.д.

При экстенсивном росте периодики происходило закрытие ряда традиционных местных изданий, сокращение их тиражей. Освободившееся информационное пространство немедленно заполнялось другими изданиями. Однако типологическая структура региональной прессы в целом сложилась в первой половине 90-х гг.

Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем», – традиционная общественно-политическая пресса. Ее главные функции – информационная, обзорная, аналитическая. Все остальные – рекламная, развлекательная и т.д. – присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основной предмет освещения – местные события, аудитория – самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в последнее время появляется все больше еженедельников и даже ежемесячников.

Снижение периодичности региональной прессы – заметная тенденция последнего времени. За последнее десятилетие появилось немало новых общественно-политических газет. И все же «этот газетный тип ныне характеризуется режимом суженного воспроизводства, поскольку (особенно с середины 90-х гг.) снижается его доля среди новых российских газет...

Снижение тиражей традиционных региональных газет происходит и за счет вытеснения их с рынка: а) местными газетами, как новыми, универсального типа, так и рекламно-информационными (последние – за счет бесплатного распространения); б) региональными выпусками центральных изданий, которые имеют поддержку всей мощи общероссийского издания (финансы, издательский комплекс, творческий потенциал редакционного коллектива), одновременно дают читателям общероссийскую и местную информацию.

Следует также учесть, что в информационное пространство, прежде безраздельно принадлежавшее республиканской, краевой, областной традиционной прессе, активно вторгаются городские газеты местных новостей, в том числе и «вечерки», издаваемые в административных центрах,

В рамках универсальной прессы можно выделить два полюса: качественный, с преобладанием функций аналитических и информационных, и массовый, с усилением развлекательных функций, с акцентом на скандальность, сенсационность и т.д.

Традиционные общественно-политические издания обычно реализуют модель качественно-массовую, а новые активно разрабатывают модель массового или качественного (аналитического) издания.

2. Информационно-рекламная пресса – принципиально новый для областного и краевого уровня информационно-коммуникативный феномен.

Тиражи изданий этого типа, как правило, в несколько раз превышают тиражи традиционных общественно-политических газет. Большинство рекламно-информационных изданий начинали свою жизнь как бесплатные. Такую тактику используют сегодня многие новые издания, стараясь попасть в фокус читательского внимания. Довольно большая часть бесплатных рекламных газет пошла по пути включения в содержательную структуру большого блока информационных материалов и распространения своих изданий по подписке и в розницу. А некоторые вообще перепрофилировались в информационные и даже информационно-аналитические издания.

В группе рекламно-информационных газет, распространяемых по подписке и в розницу, также высок накал конкурентной борьбы. В отдельных регионах выходит 9-10 таких изданий. Тиражи этой группы нестабильны и зависят от местных рекламодателей, от умения редакционного коллектива сориентироваться в динамичных условиях и задействовать нужные рычаги читательского внимания за счет публикации телепрограмм, блоков частных объявлений, развлекательных, утилитарного содержания материалов, а также, в отдельных случаях, полновесной информации или аналитики.

Бурный рост продемонстрировала в начале 90-х гг. и деловая региональная пресса. К середине десятилетия информационная ниша заполнилась, и сейчас деловая пресса развивается в режиме простого воспроизводства. Тиражи этих сравнительно новых газет, переживших бум читательского интереса, в основном стабилизировались

Пережили пик популярности монофункциональные «программы телевидения» и «газеты частных объявлений». Они были заметным явлением в региональной прессе 1995–1996 гг. Интерес к ним объяснялся, с одной стороны, новизной, а с другой – относительной дешевизной. Такие издания прочно заняли свою нишу, тиражи их сегодня несколько снижаются. Некоторые из них «дрейфовали» в сторону других типов – рекламно-информационных.

Не получили в краях и областях широкого распространения издания партийные.

3. Продолжает развиваться и местная пресса «третьего типа», т.е. ориентированная на более узкие читательские аудитории и дающая информацию более ограниченного спектра. Среди подобных изданий можно выделить спортивные. рассчитанные на определенные аудиторные группы – женские; посвященные автоновостям.

Становление типологической картины региональной прессы происходит под перекрестным воздействием двух основных противоположных тенденций: «дифференциации» (учета тематических интересов узких аудиторных групп) и интеграции, «массовизации» (учета интересов всех жителей, попытки освоить дополнительные, прежде не свойственные изданию аудиторные группы)[ii][36].

Основным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной печати, условия ее функционирования, является характер территориальной общности, на которой она распространяется, или ареал ее распространения.

Существенные изменения претерпела в последние годы областная и краевая пресса. До 1990 г. почти вся она была партийно-советской и имела определенный и стандартный набор изданий, соответствующий статусу региона: одна ежедневная общеполитическая газета, одна молодежная, в городах-миллионерах издавалась также вечерняя газета, а в некоторых городах выходили зональные литературно-художественные журналы. Активизация социально-экономических и общественно-политических процессов привела к коренному изменению типологической структуры прессы областного и краевого уровней. В ней в минувшее десятилетие наиболее интенсивно протекали процессы создания изданий новых типов: рекламно-информационных, деловых, программ телевидения, газет частных объявлений, развлекательных изданий и т.д.

Существенные изменения претерпели традиционные областные издания: бывшие партийные и молодежные стали универсальными общественно-политическими. Первые, как правило, сократили свои тиражи, но сохранили звание самых влиятельных изданий, вторые выбрали для себя в основном путь столичного «Московского комсомольца» – мигрируют в сторону массовой прессы. Интенсифицировались процессы концентрации областных СМИ, создания крупных информационных концернов.

Структура прессы каждого конкретного края (области) может быть развернутой в большей или меньшей степени: в Нижнем Новгороде насчитывается около 40 высокотиражных областных изданий, а в Астрахани – лишь пять.

Городские издания в 1998 г. составляли значительную долю печатной продукции, выходящей в России, и по наименованиям – 26%, и по разовым тиражам – 31%[iii][38].

Городские газеты чрезвычайно разнообразны, как и сами российские города.

Городские издания, выходящие в крупных краевых и областных центрах (Самара, Тверь, Екатеринбург, Владивосток), скорее похожи на своих областных собратьев и внешним видом, и содержанием. По типу это, как правило, общественно-политические издания, нередко маркируемые как «газета местных новостей». Некоторые из них активно устремлены за границы привычной территории распространения, обозначенной как город. Так, газета «Владивосток» начала свое существование как традиционное городское издание – вечернее, затем – как утренняя городская газета и, работая только на город, приобрела до 40% подписчиков, живущих в крае. А далее развивалась уже как холдинг (три газеты), обслуживающий и городское, и областное население.

По своим типологическим характеристикам городские издания крупных региональных центров и издания областные (краевые, республиканские) нередко взаимодополняют друг друга. Если, например, областная газета – ежедневная, то городская, выходящая в областном центре, – скорее всего еженедельник. Если областная газета – умеренная общественно-политическая, городская может иметь резко выраженные «желтые» оттенки («Новости», Владивосток) и т.д. Успешно развиваются в городах издания рекламно-информационные и бесплатные рекламные.

Традиционная городская пресса занимает обычно прочные позиции в городской информационной структуре и в качестве главного поставщика местной информации пользуется неизменным читательским спросом. Однако ее положение, как и в целом сама ситуация на городском информационном рынке, нередко зависит от того, как складываются отношения между местными властями и СМИ. Там, где редакция газеты ведет более или менее независимую политику, неизбежно возникают новые издания, полностью контролируемые городской администрацией и интенсивно ею дотируемые. Так, красноярская мэрия, поссорившись с «Вечерним Красноярском», основала в пику ему свою, выходящую 2 раза в неделю газету «Городские новости» (тираж 25–30 тыс. экз.) и, подрывая почву под конкурентами, выпускала ее поначалу бесплатно.

Городская пресса небольших провинциальных городов по типу гораздо ближе к районной; довольно часто эти издания обслуживают одновременно и городскую, и районную аудиторию – это так называемые горрайонки (например, «Красное знамя», учредители – Нефтекамский городской, Краснокамский районный Советы и редакция газеты). Помимо местной администрации, учредителями городских газет могут выступать редакционные коллективы («Речь», Череповец, Вологодская обл.), мощные местные предприятия («Нефть Приобья», ОАО «Сургутнефтегаз»), частные лица («Сэров», Нижегородская область); довольно часто состав учредителей бывает смешанным.

Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей.

Районные издания, идя вслед за читателем, имеют свое, весьма «патриархальное» содержание, свой умеренный стиль, свое лицо, спокойное, без гримас, присущих прессе крупных мегаполисов[iv][39]. Приоритетная тематика районных газет – потеря сбережений населения в результате краха местных банков, детские и другие пособия, проблемы выживания. Возможно, районные газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения, но ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому районкам обеспечена долгая жизнь. Еще одно их немаловажное достоинство – доступная цена. Но это же обстоятельство делает весьма проблематичным рост их качества.

Другая проблема районных изданий – прямая зависимость от властных структур, которая сегодня еще более сильна, чем от прежних хозяев – райкомов. Фактически это муниципальные предприятия. Ситуация усугубляется тем, что бюджет многих районов находится на нуле, местные предприятия не функционируют: дотации мизерны, рекламы мало. Но даже самоокупаемые районные газеты не спешат расставаться с местными властями: вдруг изменится экономическая ситуация и они останутся без всякой поддержки.

Рекламные газеты районного уровня – новое, но довольно перспективное направление, особенно если редакция опирается на прочную полиграфическую базу. В муниципальных округах и районах крупных городов в период газетного бума (1991–1993 гг.) возникли «городские районки», ставшие ныне муниципальными изданиями. Поддерживаемые городскими префектурами, эти газеты эффективно действуют уже несколько лет. Их основные функции – информационные (о событиях в районе), пропагандистско-агитационные (поддержка действий префектов, нужных администрации кандидатов в депутаты и т.д.), рекламные (реклама местных производителей). Частично эти газеты распространяются бесплатно через почтовые ящики жителей округа.

Завершающим звеном региональной печати является низовая пресса (пресса трудовых коллективов, или так называемая многотиражная). Несмотря на заверения исследователей журналистики о ее полной бесперспективности в условиях информационного рынка, она продолжает существовать. Причины живучести многотиражек, полностью зависящих от их издателей, оказались весьма прозаичными. Редакция газеты становится своего рода информационным центром предприятия, отделом PR, представляющим его в городских, областных и центральных СМИ. Издание оказалось нужно хозяину и как источник спокойствия работников. Многие предприятия переживают трудные времена, но пока выходит своя газета, есть надежда, что кризис не так глубок.

Там, где городская печать теряет свое значение, роль информационного координатора могут взять на себя многотиражки мощных промышленных организаций. Для многих людей и прежде всего пенсионеров многотиражка стала единственно доступным печатным средством – ведь платит за нее не получатель, а завод или фабрика. Некоторые низовые издания стали включать в свое содержание более широкую местную информацию – о городе, области и т. д.

Говоря о региональной печати в целом, необходимо остановиться на некоторых тенденциях, характерных для всех региональных печатных СМИ.

Первая тенденция. Сегодня не получили широкого распространения, но постепенно формируются издания, использующие особые способы организации информационного пространства. Отдельные региональные газеты и журналы претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания.

Особо следует сказать об изданиях, имеющих межрегиональное (зональное) распространение. Для них важнейшей функцией является интегративная – объединение вокруг зонального центра двух и более регионов, близких прежде всего экономически. Поэтому не случайно среди изданий такого типа немало деловых – челябинский «Деловой Урал»,. Некоторые традиционные общественно-политические газеты, газеты универсального содержания расширили ареал своего распространения, однако это не типичное явление.

Вторая тенденция. Региональная печать, так же как и центральная пресса, оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации.

Большинство новых, созданных после 1991 г. региональных изданий сразу начинали свою жизнь в составе медиа-холдингов, другие вынуждены были образовывать их под давлением крайне неблагоприятных для информационного бизнеса обстоятельств. В регионах возникают и укрепляются корпорации, издательские дома, финансово-издательские группы.

Чрезвычайно важным для местных печатных СМИ остается вопрос об их техническом и ресурсном обеспечении. Развитие местных полиграфических баз – самая серьезная проблема. В большинстве регионов есть одно государственное издательство – местный монополист, и это сдерживает развитие печатных СМИ, увеличивает их стоимость, влияет на качество региональных изданий.

Третья тенденция. Симбиоз медиа-бизнеса с другими видами экономической деятельности – явление чрезвычайно распространенное. Большинство концернов активно осваивает смежные виды деятельности.

Газетным концернам проще решить и другую немаловажную проблему – распространение изданий. Они создают собственные службы доставки, В целом бюджет местных изданий складывается из доходов от рекламной деятельности, реализации тиража, внегазетной деятельности, госдотаций или спонсорской поддержки. Соотношение этих составляющих зависит от многих факторов: экономического положения региона, наличия или отсутствия в нем успешных предпринимателей, готовых не поскупиться на рекламу, обеспеченности населения, зависимости редакции от местных властей и ее собственной деловой активности.

 

Деловая пресса

 

Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего из групп организаторского труда, т.е., как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты. То есть деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории должны соответствовать параметрам качественной прессы. Итак, деловая пресса по определению является качественной прессой. Теряя характер качественного источника информации, она перестает быть деловой и переходит в другой тип изданий.

Родообразующим признаком деловой прессы являются ее тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности.

Информация в деловой прессе отнюдь не ограничивается только вопросами экономики и политики. Например, сугубо научное сообщение о создании эффективного электромобиля является исключительно важной деловой информацией, поскольку экономические следствия этого факта оцениваются в сотни миллиардов долларов. Иными словами, любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Искусство и квалификация журналистов деловой прессы в значительной степени определяется тем, насколько точно они могут из совокупности всех фактов выбрать именно те, которые влекут за собой заметные изменения на рынках сейчас или в будущем.

Когда говорят, что деловая пресса пишет о рынках, а не о компаниях, это следует понимать Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. То есть характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак.

По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Деловая пресса представлена всеми видами. Например, газета «файнэншл таймс» – качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансовых интересов. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. К этому виду стремились «Коммерсанта» и «Финансовые известия». Но эволюция «Коммерсанта» пошла в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили свое существование как самостоятельная газета. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

В качестве универсальных деловых изданий позиционируют себя на рынке такие журнальные издания, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже «Итоги», хотя последние скорее всего можно назвать универсальным общеполитическим журналом.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по характеру тематики профессиональные издания универсальны — они, как правило, охватывают не только все стороны самой профессии, но и все стороны жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить профессиональные издания в самостоятельный вид прессы.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий:

1. Дотируемые издания, распространяемые бесплатно среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. Как правило, они не распространяются за пределами корпорации. Их условно можно назвать «органами печати корпорации». Отличительная особенность – отражение исключительно точки зрения корпорации, т.е. руководства.

2. Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. На



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: