Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969 С. 71 – 90




Э. В. Никитина

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

ЭСТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ О ПЕЙЗАЖЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(по данным констатирующего эксперимента)

Эстетическое отношение к явлениям природы человек выражает в эстетическом восприятии, представлениях, чувствах и суждениях.

Одна из серий данного эксперимента была направлена на выяснение содержания и характера эстетических суждений о пейзаже. Выяснилось, что младшим дошкольникам нравятся деревья, цветы и тропинка, их также привлекает и крупный план изображения, характер изображения, выбранных рисунков подобен предметному рисунку в детском саду.

В пейзажной живописи, которую выбрали дети 6-7 лет более сложная композиция, многопредметность, многоплановость, изображается более широкое пространство, объекты значительно удалены от зрителя. Их привлекают более тонкие живописные приёмы.

Что же выделяют красивое в пейзажной живописи?

Малыши выделяют действие, происходящее на картине: «дерево упало», «лошадь пьёт воду», «дядя на лошади скачет» и т. д. Пытаются показать расположение объектов, используя слова: «здесь», «тут», «там», дополняя их жестом.

Как отмечали в своих исследованиях В. Б. Косминская и Н. М. Зубарева, дети в старшем дошкольном возрасте в своих суждениях о красоте пейзажной живописи переходят от перечисления изображённых объектов к качественной характеристике их. Они детально анализируют цвет, величину изображённых предметов. Называют такие признаки, как количество, форма, характер поверхности. Указывают на расположение объектов, используя слова: «рядом», «вдалеке», «на другом берегу», «везде-везде», «около», «здесь», «издалека» и т. д. В своих суждениях сопоставляют воспринимаемый на картине пейзаж со своим опытом. Например, говорят: «Похоже, как в лесу» (о «Дубах» И. Шишкина).

Старшие в суждениях о природном пейзаже дают более подробную характеристику объектов природы, называют цвет, формы, величину, указывают на запахи, звуки: «душистый лес», «водопад шумит». Они больше отражают в суждениях движения, действия, чаще отмечают состояния природы.

Высказывая суждение о красоте пейзажа, дети проявляют своё эмоциональное отношение к нему. Они смеются, улыбаются, у них наступает общее оживление: размахивают руками, переступают с ноги на ногу, покачиваются, издают нечленораздельные звуки и т.д.

Выразительность речи усиливается с возрастом. Если в младшем возрасте в основном используют уменьшительно-ласкательные суффиксы, инверсии, то в старшем дошкольном возрасте наряду с увеличением использования этих средств выразительности, они больше употребляют в речи определений, метафор, образных сравнений.

При сопоставлении суждений детей разного возраста обнаруживается определённая тенденция в их развитии.

Первые суждения детей обобщены, целостны и содержат лишь утверждение: «Здесь красиво».

Затем с возрастом в эстетических суждениях детей о пейзаже появляются первые эстетические оценки свойств предметов в форме указаний на наиболее яркие сенсорные признаки. А затем суждения включают утверждение красоты того или иного пейзажа через установление отношений между предметами (пространственных в первую очередь), указаний на состояние природы, особые её проявления («шумит ручей», «вода стоит», и т. д.).

С возрастом усиливается и эмоциональное отношение к воспринимаемому пейзажу. Оно проявляется в мимике, жестах, интонациях. К старшему дошкольному возрасту нарастает использование метафор, образных сравнений.

 

Никитина Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста (по данным констатирующего эксперимента).//Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976.-С.55-63.

 

 

Н. М. Зубарева

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ДЕТЬМИ ПЕЙЗАЖА

На первом занятии, задача которого - учить детей полнее воспринимать и глубже переживать конкретно-чувственный образ определённого момента природы использовали игровой приём. Он обеспечивает полноту ощущения образа, большую его переживаемость.

Следующая форма занятия - рассматривание картины в музыкальном сопровождении. Сама форма вызывает у детей чувство радости и удовлетворения.

Музыка обогатила восприятие картины: в процесс восприятия включилось воображение; именно музыкальное сопровождение заставило детей силой воображения представить то, что непосредственно сам художник в картине не показал.

Зрительные и слуховые ощущения, включённые в процесс восприятия, углубили его, сделали его полнее. Музыкальное сопровождение способствовало полноте восприятия картины, в то время как картина, в свою очередь, углубила переживание музыкального образа.

Следующее занятие начали – без предварительных вопросов педагога к детям. Ценность такого приёма в том, что он нам позволяет выявить непосредственно впечатление детей от восприятия картины, без комментариев педагога, без всякого навязывания готового суждения. Детям предоставили полную самостоятельность высказываний, они непосредственно выражали свои мысли и чувства. Каждый мог высказать свои мысли и чувства, поддержать или, наоборот, не согласиться с суждением товарища, мотивируя и отстаивая своё понимание картины. От воспитателя такой приём требует большой гибкости. К нему целесообразно прибегать лишь на том этапе, когда ребёнок в процессе обучающего эксперимента приобрёл некоторый опыт и знания и в определённой мере уже подготовлен к самостоятельным высказываниям.

Одновременное рассматривание сразу двух картин, сравнение и сопоставление их дают положительные результаты. При таком сопоставлении дети ясно видят, как одно и то же явление по-разному показывает каждый художник. Дети с интересом отличают и общее и разное в выразительных средствах, проявляя подчас большую наблюдательность.

На следующем занятии воспитатель сразу направил восприятие детей по определённому руслу, важному с нашей точки зрения: увидеть средства выразительности, несущие определённое смысловое содержание.

В данном случае важное, главное, это те наблюдения художника, которыми он хочет поделиться, радуя и нас приближением весны. Чтобы дети это почувствовали, воспитатель этому подчинил и короткое вступление, и прямое указание увидеть краски зимы, и, наконец, своё заключение, в котором, обобщив ответы детей, сделал акцент на главное.

Внимательное отношение педагога к тому, что показывает художник на картине, шаг за шагом развивает в ребёнке способность и своими глазами видеть больше и больше.

На последнем занятии воспитатель стремится к тому, чтобы дети воспринимали выразительные средства не сами по себе, а несущими определённое смысловое содержание.

Вопросы заставляют задуматься над тем, что художник каждым штрихом выражает определённую мысль, чувство.

Воспитатель в своей беседе опирается на знания, представления, впечатления детей от их непосредственного наблюдения природы.

 

Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969 С. 71 – 90

 

Курочкина Н.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: