Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа - одна из главных задач. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров - пейзажная живопись.
Пейзаж- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально - историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник-пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии ее естественной красоты языком живописи.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); измененная человеком природа - села и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определенную эпоху (исторический), а также сказочный и фантастические пейзажи. Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.
|
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция и рисунок.
Научить детей видеть все это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, ассоциации, то есть связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития детей.
|
Система ознакомления с живописным пейзажем детей 4-7 лет.
Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно познакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни, а также с некоторыми средствами выразительности пейзажа.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино. Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.
В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» использования художниками живописного языка пейзажа.
Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога – определить эти возможности.
Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в работу свое сердце, суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребенка, сердце станет добрее, а глаза - зорче.