Урок 30. История игрушек. Игрушка-попрыгушка




Урок 30. История игрушек. Игрушка-попрыгушка

Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с материалами, из которых изготавливали и изготавливают игрушки, с традиционными игрушечными промыслами; способствовать формированию умений объяснять происхождение и назначение игрушек; содействовать развитию умений анализировать конструкцию подвижных механизмов; собирать раздвижной подвижный механизм; совершенствовать умения изготавливать игрушки с раздвижным подвижным механизмом
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс материалами, из которых изготавливали и изготавливают игрушки, с традиционными игрушечными промыслами; научатсяобъяснять происхождение и назначение игрушек; определять вид современных игрушек (механические, электронные, игрушки-конструкторы и др.); различать развивающие возможности игрушек для детей; анализировать конструкцию подвижных механизмов; собирать раздвижной подвижный механизм; использовать ранее освоенные знания и умения при изготавлении игрушек с раздвижным подвижным механизмом Метапредметные: Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;уважать людей различного труда
познавательные – наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек); знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России; регулятивные – выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки
Образовательные ресурсы: учебник (с. 100–103); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; плотный картон, цветные карандаши; кусочки цветной бумаги, можно и ткани; ножницы, клей, дырокол; проволока; доска, на которой мы будем работать

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности обучающегося
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Прочитайте ребус. – Тема урока «История игрушек. Игрушка-попрыгушка». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока Читают ребус: «игрушки». . – Сегодня на уроке мы… Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Нас окружает огромное разнообразие игрушек. Но во все времена особой популярностью пользовались игрушки ручной работы. Очень часто любимой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена человеческая фантазия и душа. Древние русские игрушки, как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде». Кукла – первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Всем известен народный обычай – дарить детям куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. – Для чего нужны игрушки? Кто в них играет? – Есть ли у вас любимые игрушки? Какие? Чем любимая игрушка вам дорога? – Может ли игрушка научить чему-то полезному? – Рассмотрите в учебнике рисунки игрушек. Что или кого они изображают? Из каких материалов они изготовлены? – В России сохранились традиции игрушечных промыслов. Рассмотрите в учебнике игрушки разных российских промыслов. Вспомните их названия. Каковы их сюжеты? Чем похожи и чем различаются схожие по сюжету игрушки?     – Рассмотрите в учебнике рисунки современных игрушек. Они более разнообразны по материалам и своим возможностям. Найдите механическую и электронную игрушку, игрушку-конструктор, игрушку-мозаику. Из каких материалов они изготовлены? Чему учат эти игрушки? Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. Заполняют таблицу: Материалы для игрушки
Игрушка Материал изготовления
Народные куклы Ткань, лоскутки, веревка
Кукла современная Фарфор, пластмасса
Утята Резина
Олень-свистулька Глина
Юла Железо, пластмасса
Народная кукла Солома
Медвежонок Плюш, мех
Конь-качалка Дерево, краски, лак

 

Богородская игрушка – русский народный промысел, состоящий в изготовлении движущихся резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Можно потянуть за планку, веревочку, и фигурки будут двигаться.

Ды́мковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики бело-голубого цвета. Сюжеты – это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.

Резная кость была известна сибирякам уже в ХVII веке. Сюжеты игрушек из кости: промыслы народов Севера.

Современные игрушки делают из пластмассы, железных деталей, бумаги, резины. Современные игрушки развивают внимание, память, логическое мышление, умение размышлять, собирать целое из частей, управлять механизмами

Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками
III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Что такое шарнир? Какими способами можно изготовить шарнир? – Рассмотрите варианты игрушек. Чем они различаются? В чем их сходство? Почему игрушки 3 и 4 называются «игрушки-попрыгунчики»? – Выберите изделие или придумайте свой образ. Как лучше работать: одному или в группе? – Продумайте образ игрушки. Обратите внимание на особенности конструкции изделия. Проанализируйте потребность в ее усовершенствовании. Выберите материалы. Используйте законы композиции. – Составьте технологическую карту изготовления игрушки-попрыгушки. – Проверьте игрушку в действии. – Какое соединение в игрушках должно быть подвижным, а какое – неподвижным? – Какую операцию лучше сделать раньше: оформление или соединение деталей? Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.Шарниром называют подвижное соединений деталей (конструкций), оно допускает вращательные движения вокруг общей оси или точки. Таким образом, объекты, соединенные между собой шарниром, будут вращаться относительно друг друга вокруг одной неподвижной точки или оси. Изготавливают шарниры из движущихся компонентов либо из гибкого материала (проволоки). – У всех игрушек есть шарниры. Игрушки под номером 3 и 4 могут «прыгать». Составляют технологическую карту изготовления игрушки: 1. Рисовать по отдельности туловище и задние конечности, которые будут подвижными, 4 полоски (размеры 100×10) и 2 полоски (размеры 50×10). (Можно дать ребенку раскрасить персонажей перед вырезанием.) 2. Вырезать детали игрушки-лягушки. 3. Декорировать, оформить туловище игрушки. 4. Пробить в них, на местах крепления подвижных частей, при помощи шила или дырокола с диаметром отверстия чуть меньше диаметра заклепки, дырочки. 5. При помощи проволоки соединить детали игрушки Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Как изготовить механизм игрушки-попрыгушки? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.) ___________ Максимальная оценка, 15 баллов
Критерии оценки Моя оценка, 0–1 Оценка друга, 0–1 Оценка учителя, 0–1
Аккуратность построения разметки      
Качество сборки всех деталей      
Качество работы механизма игрушки      
Техника безопасности, рабочее место      
Итоговая оценка:      
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
    Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской Оценивать качество уборки рабочих мест
Домашнее задание Объясняет домашнее задание Сочинить историю о своей любимой игрушке Планировать самостоятельную работу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: