Темы
и вопросы
Для семинаров
Современные взгляды ученых на праздничную культуру.
Культурологические концепции объяснения праздничной культуры.
Многообразие подходов к определению природы праздника. Концепции.
1.- эмпирико-описательное направление (И.М.Снегирев, А.В. Терещенко и др.);
2.- мифологическая или религиозно-обрядовая (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.А. Потебня и др.);
3.- трудовая (В.И.Чичеров, В.Я.Пропп и др.);
4.- рекреативная (Н.О.Мизов, С.Т.Токарев и др.);
5. - школа заимствования, как разновидность мифологической концепции
(Е.В.Аничков, А.В.Веселовский, В.Ф.Миллер);
6.- игровая теория праздника (И.Хейзинга);
7. - философско-культурная или миросозерцательная
(М.М.Бахтин, А.А.Белкин, Д.С.Лихачев, А.М.Панченко,
Л.С.Лаптев, А.И.Мазаев и др.);
8. – другие концепции: (Антропологическая концепция. Д. Фрэзер);
социальная концепция Адр. Пиотровского; и другие направления(Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев и т.д.)
Древнейшая обрядность славян.
Массовые праздники средневекового города и эпохи Возрождения.
1. Расслоение праздничной культуры в средние века.
2. Официальные праздники государства и церкви.
3. Смеховая культура эпохи Возрождения.
4. Европейский карнавал.
5. Французский массовый революционный праздник как социальное художественное явление.
6. Празднества Великой Французской революции.
Праздники на Руси.
1. Праздничная культура России.
2. Календарные и земледельческие циклы русских праздников.
3. Русский площадной театр и скоморошество.
4. Праздники и представления эпохи Петра 1.
5. Праздники царской России.
6. Массовые народные гулянья и ярмарки конца Х1Х - начала ХХ веков - как объединённая форма народно - обрядовых, церковных и государственных праздников России.
|
7. Творчество А.Я. Алексеева-Яковлева.
5) Русский обрядовый праздник – древнейший вид народного творчества. Тесная связь праздника с трудовой практикой человека. Земледелие («неолитическая революция») способствовало рождению новых типов праздников (календарно-обрядовых). Структура праздника. Набор общих элементов, характерных для всех праздников. Разные сочетания элементов в обрядовых комплексах.
1. Кузьминки – праздник встречи зимы 1 – 3 ноября (14 – 16 ноября
н. ст.). Русская мифологическая традиция об образах Кузьмы и Демьяна. Многотемность и многофункциональность Кузьминок. Доминанта темы девушки в сюжетном повествовании. Девушка как лиминальное существо. «Внедомность» девушек. Морфологическая фактура праздника. Репертуар Кузьминок.
2. Колядки – праздник солнцеворота, 25 декабря. Переход от старого года к новому. Языческий характер празднования. Приурочивание к Колядкам христианского праздника Рождества Христова. Основные праздничные действа. Этимология слова «Коляда». Определение сакральных элементов праздника. Репертуарное наполнение.
3. Новый год – праздник начала нового астрономического года,
1 января. Знаковые аспекты Новогоднего празднования. Семиотика елки. Знак подарков. Мифологические и сказочные персонажи Новогоднего цикла.
4. Масленица – «проводы зимы», за 50 дней до Пасхи. Масленица как отражение природных и биологических циклов, определяющих жизнь крестьянского общества. Архаичность двухнедельного масленичного гулянья: мясопуста и сыропуста. Сопряжение древнеславянской масленицы с датой Нового года и Комоедицей (22 марта). Переплетение разно-эпохальных элементов в фактуре праздника. Сложность предпраздничного подготовительного периода. Дедовская или Родительская суббота. Роль детей и подростков в подготовке праздника. Драматургия масленичной недели. Культ молодоженов в масленичном гулянии. Аграрно-магическая направленность масленичного действа. Гармонизация в празднике человека и природы.
|
5. Встреча весны – праздник начала весны (март). Связь весны с природными явлениями. Знак весны в земледельческих культурах. «Растяжка» (продолжительность) весенних обрядов во временном пространстве (март – июнь). Трехчастная модель встречи весны: Герасим Грачевник – 4 марта, День сорока сороков – 9 марта, День птиц – 25 марта. Наличие очистительных, апотропейных (защищающих) и продуцирующих ритуалов и обрядов. Территориальная распространенность песенных закличек. Выпекание «жаворонков».
6. Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту (7 недель,
50 дней от Масленицы до Пасхи). Соединение народных и православных традиций в обрядовом комплексе этого периода. Характер названий каждой недели поста. Средокрестие. Обрядовое печенье в форме крестов. Исполнение «крестных» песенок. Обливание водой.
7. Вербное воскресенье. Обычай освящения вербы. «Вербохлест» людей и животных. Верба в системе народного семиотического знания. Девичий праздник «лазарование».
8. Чистый четверг. Связь четверга с идеей Нового года. Обряды четверга – профилактического, очистительного и предупредительного характера. Четверг как граница временного перелома. Магия начала. Культ умерших предков. Логика поста. Крашение яиц. Семиотика яйца в мифологической традиции.
|
9. Велик день (в церковном календаре – Пасха) – первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после равноденствия. Народные корни праздника. Окказиональность даты. Отсутствие целостного обрядового комплекса. Центральное обрядовое действо – хождение волочебников. Мотив любви и брака.
10. Праздник Красной горки – первое воскресенье после Велика дня. Фомина неделя. Центральный обряд Красной горки – вьюнины, обход дворов с поздравлениями. «Окликание» молодых. Сочетание календарной обрядности с элементами свадебной. Пространство проведения обряда. Развернутая драматургия обряда «опахивания села». Очистительные и охранительные функции обрядов Красной горки.
11. Радоница (Радуница) – день поминовения усопших, понедельник – вторник Фоминой недели, следующий за Красной горкой. Этимология слова «радуница». Сакрализация кладбища. Обычай «окликания покойников». Художественные особенности кличей и причетов. Поминальная трапеза.
12. Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления весеннего тепла, весенний Егорий – 23 апреля, осенний – 26 ноября). Два образа святого Егория (Георгия) в народном сознании. Земледельческие функции святого. Пограничный характер даты празднования. Егорий как покровитель скота. Обряды «окликания». Распространенность «конского праздника». Егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. Знаковость пастуха и охотника. Женские обычаи Егорьевского дня. Соединение скотоводческих и земледельческих функций святого Егория; бифункциональность обрядового комплекса.
13. Первое мая – праздник конца весны, начала лета. Первое мая как рубеж между зимой и летом. Морфология празднования. Схожесть элементов праздника. Первое мая с проводами масленицы. Традиция украшения зеленью домов и себя. Историческая эволюция праздника, преобразование его в общественно-политический праздничный акт. Новое звучание праздника на современном этапе.
14. Семик (зеленые святки) – праздник весенне-летнего календарного периода, четверг на седьмой неделе от Пасхи). Вхождение Семика в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик. Семик – маркер пограничного состояния природы. Переходная символика обрядового действа. Культ растительности. Обряды завивания венков. Кумовство. Ритуал «крещения кукушки». Поминовение «заложных» покойников.
15. Праздник Ярилы (Всесвятская неделя, Ярилина, русальная, духовская, гряная) – праздник расцвета весенних сил, праздник проводов весны, неделя, начинающаяся сразу после Троицы.
16. Понедельник – Духов день, воскресенье – День всех святых. Ярила как завершение праздничного цикла Семик – Троица. Центральный момент праздника – ряженье Ярилой парня. Антропоморфные изображения Ярилы и Ярилиха. Вакханальный характер народного гулянья. Место и роль образа Костромы в праздничном комплексе. Русалки – главные персонажи Всесвятской недели. Мужские и женские варианты русалок. Обрядовые действа с русалками.
17. Иван Купала (Иванов день) – праздник летнего солнцестояния,
22 – 24 июня.Один из важнейших народных праздников. Глубокие древние основы обрядового действа. Обусловленность праздника рубежной отметкой солнечного годового цикла. Купала как единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (23 июня) и святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Этнографы о Купале как о девичьем празднике. Двойственный характер празднования. Проницаемость временных границ. Знак огня. Растительный мир в праздничном повествовании.
18. Петров день – праздник проводов весны, 29 июня.
Народная традиция отмечать 29 июня – Проводы весны, а 30 июня – поминки по весне. Петровка как граница, рубеж. Последний день девичьих и женских гуляний. Повторяемость обрядов Семика и Купалы. Обычай «караулить солнце». Почитание Петровок рыбаками и пастухами. Значительная роль девушек и женщин в обрядности.
19. Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) – праздник урожая (август – сентябрь).Отсутствие единой календарной приуроченности. Совпадение обряда с работой. Приоритет мужчины при севе, женщины – при уборке урожая. Деление жатвенных обрядов на три группы: зажиночные, собственно жнивные и дожиночные.
6).Публично-гражданская обрядность: 1917-1990.
Возникновение пролетарских праздников.
Праздники, обряды, театрализованные представления советского периода. Становления советского массового праздника.
Основные направления массовых праздников в годы советской власти. Развитие фестивального движения.
Всенародные юбилейные торжества и празднества 60-80 годов.
Праздники Олимпиад.
Публично-гражданская обрядность: 1990-е гг. по настоящее время
Изменение характера праздников периода перестройки. Становление праздничного календаря новой России.
Современное состояние праздничной культуры России.