Введение.
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий. направлений и секторов экономики. Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.
Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обес-пр.чрцидпппы родственного процесса,, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм и в особенности вновь возникших зафикси-рованы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.
|
Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.
Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, (раза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаз; падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм.
Специфика реализации различных типов предприятий в переходной экономике. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в переходной экономике можно считать следующие:
· нечеткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий, их организационная и юридическая хрупкость, нечеткая статистическая картина;
· механическое копирование (в той или иной мере) сложившихся за рубежом форм предприятий и механизмов их функционирования без достаточного учета национальных особенностей страны и условий переходного периода;
|
· сильное воздействие кризисных явлений переходной экономики и, как следствие, неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятивным действиям, к хищническому предпринимательству и т.п.;
· высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики (по некоторым оценкам, ее удельный вес в российском ВВП приближается к 40—50%, а в ее сфере тем или иным образом занято примерно 30 млн человек);
· прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминальных структур, рэкета;
· слабая спецификация прав собственности, неразвитость традиций цивилизованной рыночно-предпринимательской деятельности;
· возникновение предпринимательских структур не только путем создания совершенно новых предприятий, но и путем приватизации ранее действовавших предприятий (с точки зрения роли этих предприятий в экономике второй путь следует признать наиболее значимым и характерным);
· большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий (среди причин: кризисность экономики, трудности привлечения финансовых средств, а также нацеленность ряда из них на проведение разовых спекулятивных операций, функции "запасного аэродрома" и т.п.);
· высокая степень бюрократизма при открытии предприятий-юридических лиц (отсутствие опыта и изменчивость нормативных актов, традиции регламентации, корыстные мотивы чиновников и т.п.).
Эти черты носят общий характер. Своеобразие переходного периода характерно и для отдельных типов (форм) предприятий.
|
Для индивидуального предпринимательства граждан в переходной экономике свойственны слабая организованность и правовая защищенность, хаотичность и стихийность деятельности, высокая доля официально незарегистрированных предпринимателей. Во многом оно носит вынужденный характер и вызывается не столько потребностями реализации предпринимательских способностей, сколько потребностями элементарного выживания в условиях отсутствия работы и средств у значительной части населения.
В условиях кризисной экономики весьма ненадежными становятся обладающие большим риском для его участников товарищества (исключая прежние ТОО). Фактически складываются такие формы стихийного партнерства и кооперирования предпринимателей с их особыми взаимоотношениями, которые заменяют собой товарищества с юридическим статусом.
Немало специфичных черт в переходной экономике имеют АО. В ОАО часто размыты права собственности, нет ясной картины фактического распределения экономической власти, когда реальный хозяин нередко скрывается за подставными лицами и фирмами. В условиях массового разгосударствления государство с трудом находит и реализует свою роль в АО как владелец пакета акций. Неотрегулирован -ность фондового рынка ведет к появлению разного рода финансовых "пирамид", массовому обману и разорению вкладчиков. Трудное финансово-бюджетное положение государства, характерное для переходной экономики, ведет к увеличению выпуска государственных ценных бумаг, что деформирует фондовый рынок, приводит к ухудшению условий обращения корпоративных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные предприятия в условиях атмосферы разгосударствления оказались на начальном этапе преобразований без четкого механизма функционирования, без строгого определения прав и обязанностей руководителей, что вело к разбазариванию средств, необоснованно высоким доходам руководителей.
Таким образом; специфика переходной экономики накладывает целый ряд особенностей на функционирование различных типов предприятий.
Изменения в характере взаимоотношений предприятий. В условиях плановой экономики отношения между предприятиями опосрс-довались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми министерствами и др.). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное материально-техническое снабжение предприятий, прикрепление производителей к предприятиям-поставщикам и потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения.
Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений предприятий. Это находит свое выражение в образовании экономически самостоятельных субъектов хозяйства, в развитии рыночно-конкурентного механизма экономики. Предприятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный переход к принципиально иному характеру взаимоотношений предприятий оказывается весьма болезненным (устранение привычной системы государственного патернализма и разрыв сложившихся хозяйственных связей при отсутствии традиций и опыта рыночного хозяйствования, неразвитости рыночной инфраструктуры, давлении импорта в условиях открытия границ и т.п.). Наряду с новыми, рыночными продолжают (особенно на начальном этапе преобразований) сохраняться в модифицированном виде и старые методы, в числе которых элементы мягких бюджетных ограничений (дотации, льготное кредитование, списывание или зачет долгов и т.п.), использование прежних персональных контактов во властных органах и преобразованных бывших управленческих структурах (лоббирование интересов, помощь в установлении связей с другими предприятиями и зарубежными партнерами, подключение к госзаказам), инерция сохранения традиционных (не всегда рациональных) хозяйственных отношений, большая роль личностных (иногда корыстных) связей между руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым условиям хозяйствования предприятия используют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыночного стиля поведения.
Сиабженческо-сбытовые отношения предприятий. Отношения между предприятиями по поводу материально-технического снабжения (средства труда, материалы, сырье, комплектующие) и сбыта произведенной продукции приобретают все более рыночную ориентацию, подвергаются все большему влиянию спросовых ограничений, однако в заметной мере сохраняют специфику, проистекающую из особых условий переходной экономики.
Факторами, затрудняющими развитие новых форм отношений между предприятиями, выступают неразвитость рыночной инфраструктуры (товаропроводящей, информационной и др.), слабое овладение методами маркетинговой политики, медлительность принятия и низкая эффективность реализации арбитражных решений по хозяйственным спорам, тяжелое финансовое положение многих предприятий и в целом кризисный характер переходной экономики.
В начальный период (заметно меньше в последующие) важную роль в снабженческо-сбытовой политике играют прежние хозяйственные связи партнеров в силу инерции, преимуществ доверительных отношений в условиях экономической неопределенности (например, при поставках без предоплаты, при бартере и т.п.); отсутствия необходимой информации, жесткой зависимости от прежних технологических "цепочек" при недостатке средств для изменения профиля предприятия и т.п. Со временем главным критерием выбора партнеров становятся рациональные рыночные оценки. При этом неустойчивость экономики, неразвитость рыночной инфраструктуры обусловливают хаотичность установления хозяйственных связей, частую смену контрагентов.
Существенными факторами, влияющими на материально-техническое снабжение предприятий в переходной экономике России, оказались следующие: потеря связей с прежними поставщиками из республик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ; закрытие, перепрофилирование или переориентация на экспорт части поставщиков в условиях трансформации экономики; давление монополистов-поставщиков, продолжающих играть значительную роль в экономике; дороговизна посреднических и транспортных услуг; невысокий уровень качества и узость ассортимента многих видов отечественной продукции материально-технического назначения и т.п.
Адаптация предприятий к существующим условиям происходит как в пассивной, так и в активной форме. Исследование поведения предприятий показало, что в 1995 г. среди пассивных мер преобладали бартер (62% предприятий), сокращение объема выпуска (12%), сокращение ассортимента (7%); среди активных мер — поиск новых поставщиков (57%), организация производства сырья и материалов на своем предприятии (7%), вложение инвестиций в развитие предприятий-поставщиков (2%).
Своеобразием является то, что одновременно с расширением рыночных отношений происходит усиление натурализации хозяйства (бартеризация, развитие предприятиями собственной сырьевой базы) и регионализации хозяйственных связей (прежде всего из-за роста транспортных затрат).
Противоречивость переходного периода проявляется и в сбытовой политике предприятий. Существенными факторами, влияющими на нее, можно считать потерю рынков стран СНГ и Восточной Европы для многих российских предприятий, сокращение спроса со стороны покупателей — как домашних хозяйств в связи со снижением реальных доходов населения, так и предприятий в связи с сокращением их производства и финансовых возможностей, трудности выхода на мировой рынок, агрессию импортных товаров, а также неразвитость рыночной инфраструктуры.
Приспосабливаясь к существующим условиям, предприятия используют различные меры для улучшения сбыта своей продукции. По данным вышеприведенного обследования, в 1995 г. 65% всех предприятий использовали в этих целях сдерживание роста цен на свою продукцию, 45% — изменение ассортимента выпускаемой продукции, 29% — работу с посредниками и дилерами, 24% — активную рекламу, 6% — изменение профиля производства, 5% — выход на зарубежные рынки, 5% — борьбу за госзаказы и только у 5% предприятий не было проблем со сбытом. При этом все большее значение для сбытовой политики предприятий имеет не только активизация сбыта традиционной продукции, но и реструктуризация производства, освоение новых видов продукции. Проблемой, однако, является нехватка средств для проведения реконструкции предприятия, изменения его профиля.
Трудности со сбытом, кризис неплатежей вызывают расширение бартерных операций, поставок в счет будущих платежей (фактически необеспеченных коммерческих кредитов), разного рода злоупотреблений)
Взаимная задолженность предприятий. Характерной для переходной экономики является проблема просроченной финансовой задолженности предприятий.
Сама по себе взаимная задолженность экономических субъектов — явление, не чуждое и странам с развитой рыночной экономикой. Специфика для переходного периода состоит в резком увеличении задолженности, ее крупных размерах, остроте последствий, неразрывной связи с противоречиями и кризисными явлениями переходной экономики.
Общая сумма просроченной задолженности предприятий производственных отраслей достигла в России к октябрю 1996 г. 508 трлн руб. И хотя в ее структуру включалась сумма просроченных платежей в бюджет, а также задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и др., основную долю занимала взаимная задолженность предприятий (задолженность поставщикам в структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий, несмотря на ее относительное сокращение в последние годы, составляла примерно 50%). Таким образом, взаимная задолженность предприятий — центральное звено кризиса неплатежей. О масштабе указанного явления говорят и следующие цифры ("неплатежи между предприятиями достигли в промышленности месячного объема продукции, подлежащей реализации; просроченная задолженность поставщикам в 7 раз превысила в конце 1995 г. сумму денежных средств предприятий; объем неплатежей в I квартале 1996 г. более чем в 1,6 раза превышал объем денежной массы. В середине 1996 г. кредиторская задолженность составили 28% к годовому ВВП (для сравнения: в конце 1991 г. — около 5%).
Причинами роста взаимной задолженности предприятий явились:
· трудности адаптации предприятий к рыночным методам хозяйствования в условиях резкого перехода от системы государственного патернализма, мягких бюджетных ограничений; недостаток собственных средств предприятий на пополнение обратного капитала и инвестиционных средств;
· либерализация цен и, как следствие, более высокие темпы роста цен на сырье, ухудшившие финансовые возможности производителей готовой продукции;
· кризисный характер переходной экономики в целом и причины, его вызывающие;
· жесткая денежно-кредитная политика государства, которая, с одной стороны, решает задачи снижения инфляции, с другой — сдерживает рост денежной массы; приводит к "бегству" рубля на более выгодные рынки (рынок ГКО, валютный рынок) и тем самым затрудняет доступ предприятий к денежным ресурсам;
· разрыв финансового и промышленного секторов экономики, ориентация банковской системы в значительной мере на спекулятивные операции, перераспределение средств в пользу финансового сектора;
· некачественный менеджмент в условиях слабой спецификации прав собственности;
· низкий уровень платежной дисциплины и исполнения судебно-арбитражных решений.
Возникающие неплатежи в определенной степени можно считать закономерной формой адаптации предприятий к реально складывающимся экономическим условиям и экономической политике, хотя в "объективизации" указанного явления заинтересована та часть директорского корпуса, банкиров, чиновников, посредников, которая реализует в этом свои корыстные интересы. Как форма адаптации к условиям высокой инфляции неплатежи компенсируют обесценение оборотных средств предприятий, как форма адаптации к низкой инфляции — недостаток собственных средств предприятий.
Рост взаимной задолженности предприятий имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет его. В числе этих последствий:
· негативный мультипликационный эффект, когда неплатежи в одном месте порождают целую цепочку неплатежей по всей экономике, обостряя сбытовые и финансовые проблемы предприятий, усиливая спад производства;
· ухудшение воспроизводственных условий предприятий, снижение их инвестиционной деятельности (обновление основного капитала, реструктуризация производства и т.п.);
· усиление бартеризации хозяйственных отношений;
· заполнение денежного обращения разного рода "суррогатами" или "квазиденьгами" (векселя, казначейские обязательства и т.п.);
· сокращение налоговых поступлений от предприятий и, как следствие, обострение бюджетного кризиса;
· усиление роли теневой экономики, расширение возможностей хозяйственных злоупотреблений.
Способами разрешения кризиса взаимных неплатежей могут быть меры как общеэкономического характера, так и исходящие от самих субъектов хозяйства. Среди них:
· корректировка денежно-кредитной политики государства в сторону ее разумного смягчения, расширение области денежных расчетов между предприятиями, ограничение доходности спекулятивных операций;
· более активные меры государства по расширению емкости внутреннего рынка и по стимулированию выпуска продукции посредством инструментов денежно-кредитной политики, экспортно-импортной политики, других способов поощрения отечественных товаропроизводителей, а также по оздоровлению инфраструктуры сбытовой системы в интересах непосредственно производителей и потребителей;
· взаимозачет неплатежей: локальный (между отдельными предприятиями или группами предприятий), межотраслевой (одно из первых громких соглашений — "О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей", подписанное Министерством путей сообщения, Минтопэнерго, Комитетом по металлургии, РАО ЕЭС, компанией "Росуголь"), народнохозяйственный (его привлекательность, однако, не должна означать всеобщего, сплошного взаимозачета, без учета перспективности тех или иных предприятий и причин, вызвавших их неплатежи);
· упорядочение вексельного обращения, формирование цивилизованного рынка векселей (включая активную роль банковской системы в учете и переучете векселей);
· использование акций предприятий, являющихся АО, для расчётов по неплатежам (т.н. свопирование);
· развитие финансово-промышленных групп, обеспечивающих сращивание промышленного и финансового капитала;
· усиление спецификации прав собственности и повышение ответственности менеджеров;
· совершенствование хозяйственного права, усиление исполняе-мости судебных решений по хозяйственным спорам.
Цель работы-рассмотреть организационный механизм ликвидации предприятия в условиях переходного периода.
Задачи исследования:
· изучить особенности функционирования предприятий различных форм собственности;
· исследовать организационный механизм ликвидации предприятия;
· изучить законодательные, павительственные документы и источники, а также документы по ликидации предприятия;
· исследовать организационно-методическое обеспечение в России.
Структура работы определена целями и задачами. Во введении рассматривается специфика функционирования предприятий в условиях переходного периода. В первой главе-принципы и механизмы системы банкротства в россии.
Во второй главе-организационно-методическое обеспечение осуществления системы банкротства, этапы реорганизации и ликвидации предприятий.В третьей главе предлагается рассмотреть план ликвидации КАКБ «Единение».
Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-1998 г.г.
Практическая значимость работы обусловлена положением предприятийв области.
При написании работы использоались законодательные, правительственные источники, финансовые и юридические документы предприятия,научная и учебно-методическая литература.
Глава 1. Система банкротсва в России.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
· установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
· предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
· введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
· создании системы мер для возрождения бизнеса;
· создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
· создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
· ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
· сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
· создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позваляет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
В России начинает действовать система банкротств,что сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.
Следует констатировать, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.
В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.
В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице.