Урок 13. ПлетЕные салфетки. Организационная структура урока
Урок 13. ПлетЕные салфетки
Тип урока: решение учебной задачи
| Педагогические задачи: создать условия для знакомства с различным назначением салфеток, с материалами, из которых их можно изготавливать; способствовать формированию умений применять различные способы изготовления салфеток; содействовать развитию навыков использовать чертежные инструменты для разметки деталей плетеных салфеток; совершенствовать умения изготавливать плетеные салфетки с помощью чертежных инструментов
| Планируемые результаты
| Предметные:
Познакомятсяс различным назначением салфеток, с материалами, из которых можно изготавливать салфетки;
научатся применять различные способы изготовления салфеток; использовать чертежные инструменты для разметки деталей плетеных салфеток; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плетеной салфетки с помощью чертежных инструментов
| Метапредметные:
познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, ткани для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (приемы выполнения плетения по кругу);
регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;
коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе
| Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла
| Образовательные ресурсы: учебник (с. 46–47); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; цветная бумага, клей, ножницы, циркуль, чертежные инструменты
|
Организационная структура урока
Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности обучающегося
| I. Организационный момент.
Сообщение темы урока. Определение целей урока
| Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.
– Прочитайте ребус. (Салфетка.)
– Тема урока «Плетеные салфетки».
– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде
| Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
Читают ребус: «салфетка».
– Сегодня на уроке мы…
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
| II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с ин-струментами, приспособлениями, материалами
| Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.
– Человек давно пользуется салфетками. Они бывают различного назначения: столовые, гигиенические, чайные. Столовые салфетки (размером 46×46 см) необходимы за столом практически во всех случаях, и только для сервировки стола к чаю рекомендуются цветные чайные салфетки (размером 35×35 см). Декорируют салфетки кружевом, вышивкой, аппликацией, рисунками, плетением.
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Определите способы украшения салфеток и материалы, из которых они изготовлены.
– Плетенка – один из древнейших видов орнамента, воспроизводящий переплетение стеблей, волокон, нитей ткани. Элементы плетеного орнамента иногда обретали черты живых существ
| Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
Выполняют задание по рисункам в учебнике (табл.)
Номер салфетки
| Способ украшения
| Материал изготовления
|
| Вязание
| Нити
|
| Аппликация
| Цветная бумага
|
| Вязание
| Пряжа
|
| Плетение
| Толстый шнур
|
| Плетение
| Цветная бумага
|
| Вязание
| Бумажная тарелка и пряжа
|
| Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения.
Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу
| III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Текущий инструктаж
| Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).
– Проведите исследование. Возьмите несколько образцов ткани. Рассмотрите их строение. Согласитесь ли вы, что ткани состоят из переплетенных нитей?
– Возьмите образец нетканого материала. Сравните его с тканью и бумагой. Сделайте вывод, из какого материала салфетки прочнее и не осыпаются.
– Подберите сочетаемые цвета.
– Выберите изделие. Продумайте его форму, назначение и размер. Подберите материалы. Помните о законах композиции.
| Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Рассматривают плетение нитей в ткани:
Формулируют вывод:
– Салфетки из нетканого материала не осыпаются.
| Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов.
Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций.
Строить рабочие отношения, работая в коллективе
| – Составьте технологическую карту изготовления изделия.
– Какое число лучей должно быть у салфетки: четное или нечетное, чтобы выполнить плетение по кругу? Проверьте практически
| Составляют технологическую карту изготовления изделия:
1. Выполнить разметку круглой салфетки (обозначить окружности радиусом 2 см и радиусом 12 см).
2. Вырезать круглую салфетку по контуру.
3. Сложить салфетку пополам.
4. Выполнить разметку для надрезов.
5. Сделать надрезы на бумаге от края круглой салфетки и до окружности (радиусом 2 см).
6. Бумагу другого цвета разрезать на полосы шириной 1 см.
7. Вплести полосы в объект и закрепить их клеем на основании круглой салфетки.
– Количество лучей на круглой салфетке должно быть четным
| IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест
| Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Какое изделие вы выполняли на уроке?
– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?
– Какой способ работы с цветной бумагой использовали?
– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?
– Что еще можно изготовить из бумаги?
дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось.
– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа…
– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
| Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.) _____________
| Максимальная оценка, 15 баллов
| Критерии оценки
| Моя оценка, 0–1
| Оценка друга, 0–1
| Оценка учителя, 0–1
| Аккуратность построения разметки с помощью чертежных инструментов
|
|
|
| Качество сборки полос из бумаги
|
|
|
| Дизайн и оформление изделия
|
|
|
| Техника безопасности, рабочее место
|
|
|
| Итоговая оценка:
|
|
|
| | Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку.
Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
|
| Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными
| Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской
| Оценивать качество уборки рабочих мест
| Домашнее задание
| Объясняет домашнее задание
| Рассказать родителям, как плести салфетку по кругу
| Планировать самостоятельную работу
|
|
Поиск по сайту:
|