По выполнению контрольной работы




Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:

- изучить определенный минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт и зафиксировать необходимую информацию;

- обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса.

В соответствии с учебным планом и Учебно-методическим комплексом дисциплины «Культурология» каждый студент должен написать контрольную работу по одному из предложенный вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки студента; если номер зачётки оканчивается на 0, выполняется 10-й (или 20-й, или 30-й и т.д.) вариант. Возможно определение темы контрольной работы исходя из личного интереса студента и наличия литературы.

Контрольная работа заключается в выборе темы, отборе и изучении литературы, составлении плана, написании и оформлении контрольной работы, подготовке сообщения по теме контрольной работы.

После того как будет выбрана тема, необходимо отобрать и законспектировать литературу. Далее следуют работа над конспектами; расположение материала в смысловой последовательности, его анализ, оценка. Необходимо привести собственные суждения по рассматриваемым вопросам, раскрыть связь темы с современностью.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Она обязательно должна иметь:

- титульный лист (правила оформления см. в Приложении 1),

- план, или содержание (правила оформления см. в Приложении 2),

- введение,

- основную часть,

- заключение,

- список использованной литературы.

В контрольной работе необходимо стремиться придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не злоупотреблять выражениями-штампами; не допускать изложение материала от первого лица.

Контрольная работа выполняется на стандартных листах (формат А4). Объём контрольной работы составляет 20-25 страниц. С левой стороны листа должны быть поля шириной 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см. Текст набирается на компьютере в текстовой редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 кеглей; подстрочных ссылок (сносок) – 10 кеглей. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.

Во введении (2-3 страницы) обосновываются актуальность темы, мотивы её выбора и излагаются поставленные задачи.

В основной части (15-20 страниц) последовательно раскрывается содержание темы согласно поставленным задачам, дается оценка тех или иных идей или концепций, раскрывается их связь с современностью.

Заключение (2-3 страницы) содержит выводы по работе.

Особое внимание следует обратить на сноски на ту литературу, которая цитируется. Сноски, желательно, помещать постранично, с указанием автора, названия работы, названия публикации, в которой помещена статья автора, года, издательства и города, где издана работа или публикация. Например: Культурология: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Г.В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. 2-е изд., стер. М.: КноРус, 2014. 350 с. или: Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д.С. Лихачев; науч. ред. Ю.В. Зобнин; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб.: Издательство СПбГУП, 2006. 416 с.

Если в списке литературы указаны источники, из которых ни один не цитируется, то преподаватель беседует со студентом о содержании данного нецитируемого источника для выяснения, читал ли студент данный источник, и лишь затем решает вопрос о зачете или незачете контрольной работы. Тексты, взятые из Интернета, не засчитываются.

Требования к контрольной работе:

- соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения;

- полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении;

- обоснованность выбора темы во введении, Вашей позиции в основной части и выводов в заключении;

- логичность плана, последовательность и ясность изложения;

- аккуратность во внешнем оформлении.

Студенты выступают по теме контрольной работы в учебной группе в течение 7-10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а свободное изложение проблемы, подкрепляемое необходимыми цитатами, которых в выступлении должно быть немного. Необходимо продумать, как Вы будете обосновывать актуальность Вашей темы, в какой последовательности Вы будете излагать основные положения Вашей работы, какие выводы Вы сделаете. Составьте тезисы (2-3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме контрольной работы, Ваша оценка и точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Сообщение оценивают, как правило, по таким параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего и его контакт с аудиторией; обоснованность ответов на вопросы.

Контрольная работа позволяет развить у студента такие важные в его будущей профессиональной деятельности качества, как самостоятельное творческое мышление, способность к понятийному творчеству.

Студенты, не получившие «зачтено» за контрольную работу, к экзамену по дисциплине не допускаются.

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Высокая» и «низкая» культура, диалектика их отношений.

2. «Россия есть живой организм» (И.А. Ильин).

3. «Слово о законе и благодати» (Илларион).

4. «Фантастический реализм» Н.В. Гоголя.

5. XX в. в истории человеческой культуры.

6. Аполлоническое и дионисийское начала в древнегреческой культуре.

7. Великие открытия эпохи Возрождения.

8. Вестничество М.Ю. Лермонтова.

9. Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения.

10. Героический былинный эпос русского народа.

11. Древнерусское зодчество.

12. Идея государственности в творчестве Г.Р. Державина.

13. Идея единства русской земли и ее отражение в искусстве XII–начала XIII в.

14. Импрессионизм и постимпрессионизм как новые явления в европейском искусстве.

15. Индоарийская (ведийская) культура.

16. Индуизм как культурная традиция.

17. Интегральные ценности средневековой культуры.

18. Искусство Ренессанса и современность.

19. Искусство Франции (барокко и классицизм в живописи).

20. Истинная и виртуальная реальность.

21. Каменное зодчество XVII в.

22. Классицизм и романтизм в изобразительном искусстве Европы XIX в.

23. Контрасты культуры европейского Средневековья.

24. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

25. Концепция культуры Э. Фромма.

26. Космогонические образы в русской культуре.

27. Культура «массового общества» и личность.

28. Культура античного мира (на выбор: эгейская культура, культура Древней Греции, эллинистическая культура, культура Древнего Рима).

29. Культура и время (прошлое, настоящее и будущее как проблема культуры).

30. Культура и культурность.

31. Культура и наука.

32. Культура и цивилизация.

33. Культура как игра. Концепция «человека играющего» Й. Хейзинги.

34. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы.

35. Культура: иерархия ценностей (вечные всечеловеческие и исторические преходящие ценности).

36. Культурная антропология К. Леви-Стросса. Анализ мифа.

37. Культурная традиция зороастризма.

38. Культурологическая концепция евразийства.

39. Магия как явление первобытной культуры.

40. Мировое значение русской литературы второй половины века: творчество И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского.

41. Миф как феномен культуры.

42. Мифы Древней Греции.

43. Мифы русского народа.

44. Музыкальная культура XVII–XVIII вв. (А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).

45. Особенности психического строя русской души.

46. Первобытная мифология.

47. Петровские реформы и их влияние на культуру России.

48. Понятия текста, языка, символа.

49. Постмодернизм как выражение эклектичности культуры XX в. и ее самозамкнутости.

50. Пророческое призвание А.С. Пушкина.

51. Психоаналитическая трактовка культуры (на выбор: З.Фрейд, К.Юнг).

52. Романтизм в европейском искусстве XIX в.

53. Русская народная культура XVI–XVII вв.

54. Русский космизм.

55. Символистская концепция культуры А. Белого и В. Иванова.

56. Символическое и буквальное прочтение историко-культурных мифов. Интерпретация и герменевтический круг понимания.

57. Символы и загадки древнеегипетской культуры.

58. Система ценностей первобытности: самость, коллективность, кровь.

59. Создание русского национального театра.

60. Творческий мир Рембрандта.

61. Творчество Андрея Рублева.

62. Творчество Рубенса.

63. Творчество М.В. Ломоносова.

64. Технотронное общество и судьбы культуры.

65. Тотем и Табу.

66. Традиционные и техногенные цивилизации.

67. Утопии и антиутопии XX в.

68. Формирование художественной культуры.

69. Функции культуры.

70. Х. Ортега-и-Гассет о массовом обществе и массовой культуре.

71. Христианство о смысле жизни человека, его смерти и бессмертии.

72. Художественный мир «Фауста» Гете.

73. Шумерийский мифологический и героический эпос.

74. Экзистенциалистское видение культуры (на выбор: А.Камю, Ж.-П. Сартр).

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Культура: проблема определения.

2. Структура и основные функции культуры.

3. Миф как социокультурный феномен.

4. Ценностное основание культуры. Феномен праздника.

5. Искусство, наука, религия, нравственность как культурные феномены. Специфика отношения и историчность взаимодействия.

6. Культура и цивилизация. Основные концепции цивилизации.

7. Семиотическое прочтение культуры. Язык. Знак. Символ. Текст и культурные смыслы.

8. Культура и коммуникация. Диалог культур.

9. Традиция. Характер воспроизводства социокультурного опыта и отношение к нему.

10. Проблема происхождения культуры.

11. Культура первобытного (архаического) общества.

12. Культура стран Древнего Востока. Общее и особенное. Основные памятники.

13. Основные черты и этапы в развитии античной культуры.

14. Знание, образование, искусство в античном мире.

15. Греческая и римская культура: отличие и взаимодействие.

16. Специфика средневековой европейской культуры: хронология и главные особенности.

17. Официальная и карнавальная культура европейского Средневековья.

18. Искусство европейского Средневековья.

19. Монастырская, рыцарская, городская составляющие культуры средних веков.

20. Культура Возрождения. Главные особенности. Гуманизм.

21. Искусство эпохи Возрождения.

22. Феномен эпохи Реформации и его культурологическое значение.

23. Модернизация Европы в Новое время. Характер знания. Отношение к природе. Личность и общество.

24. Культура и искусство эпохи Просвещения. Барокко и классицизм.

25. Романтизм. Стиль в искусстве и социокультурная позиция.

26. Культура XIX в. Главные особенности. Реалистическое искусство и позитивистская наука.

27. Особенности культурной ситуации конца XIX – начала XX в.

28. Основные этапы развития российской культуры.

29. Культура Древней Руси: истоки и главные особенности.

30. Искусство Древней Руси.

31. Роль православия в русской культуре. Православие и язычество.

32. Церковь и власть. Специфика отношений и влияний в русской культуре.

33. Петровские реформы. Характер преобразований и последствий.

34. Русская литература как духовный феномен.

35. Феномен российской интеллигенции.

36. Русская культура серебряного века.

37. Отечественная культура советского периода.

38. Модернизм и авангардизм в культуре XX в. Характер их проявления в науке, искусстве, социальных теориях.

39. Изменение характера картины мира и места в ней человека в XX в.

40. Ситуация постмодернизма. Постмодернистская стилистика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: