ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»
Концепцией законопроекта является законодательное регулирование возможности использования в охоте луков как холодного метательного оружия.
В соответствии с действующим законодательством, при осуществлении охоты запрещается применение оружия, не отнесенного в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» к охотничьему оружию. При этом действующее правовое положение луков как холодного метательного оружия, закрепленное в статье 3 указанного закона, ограничивает рамки его использования лишь в целях занятий спортом – при обязательном соблюдении требования хранения такого оружия на спортивном объекте (с рядом исключений). Статьей 6 Федерального закона «Об оружии» также установлен запрет на хранение и использование метательного оружия в иных целях.
В целях комплексного правового урегулирования возможности оборота метательного оружия в качестве охотничьего оружия законопроектом предусматриваются следующие основные новеллы.
1. В целях более четкого определения предмета правового регулирования, предлагается выделить 2 категории метательного оружия: оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи механического устройства (стрелковое метательное оружие) и при помощи мускульной силы человека (бросковое метательное оружие). В качестве нового вида охотничьего оружия предлагается определить только луки, как стрелковое метательное оружие. В отличие от арбалетов, использование луков в качестве охотничьего оружия требует развития специальных физических навыков и умений у охотников, а технические характеристики луков гарантируют их более безопасное применение (исключение оперативного использования, скрытого ношения и др.).
|
2. Право приобретения охотничьих луков предлагается предоставить гражданам Российской Федерации которым выданы охотничьи билеты и которые имеют разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. При этом предлагается закрепить безлицензионный порядок приобретения охотничьих луков с последующей регистрацией в Росгвардии в двухнедельный срок.
В части оценки рисков введения новой категории охотничьего оружия в Федеральный закон «Об оружии» отмечаем следующее.
1. В настоящее время сфера использования метательного оружия фактически ограничена спортивными мероприятиями, а круг субъектов допущенных к обороту указанного оружия крайне ограничен. Так, в системе Росгвардии в качестве метательного оружия зарегистрировано несколько десятков спортивных арбалетов и ни одной единицы спортивного лука.
Одновременно, по оценкам Росгвардии, конструктивно сходные с оружием луки и арбалеты получили широкую популярность у населения, гражданами Российской Федерации приобретено таких изделий несколько сотен тысяч штук. По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта указанных луков, арбалетов, а также принадлежностей к ним, за последние 5 лет составляет, в среднем, около 200 тысяч единиц ежегодно на сумму порядка 60 млн. рублей. Такие конструктивно сходные с оружием изделия не регистрируются и не контролируются лицензионно-разрешительной системой Росгвардии.
|
При этом в соответствии с действующими криминалистическими требованиями к техническим характеристикам гражданского оружия (Приказ МВД России от 30.06.2017 № 429) фактически единственным критерием отнесения луков и арбалетов к метательному оружию является сила дуги (дуг), которая для оружия должна составлять более 27 кгс (60 фунтов (Lbs)) и 43 кгс (95 фунтов (Lbs)) соответственно. Учитывая конструктивные особенности луков и арбалетов изменение их поражающей силы может быть осуществлено относительно просто и даже без внесения технических изменений (например, сила лука зависит от длины растяжения тетивы).
Представленные МВД РФ статистические данные о количестве ежегодно проводимых криминалистических экспертиз холодного и метательного оружия косвенно свидетельствуют о росте использования в гражданском обороте указанной категории изделий. В частности количество таких экспертиз выросло с 20800 в 2013 году до 27479 в 2017 году, при том, что количество уголовных дел, возбужденных по основаниям предусмотренным частям 1 и 4 ст. 222 УК РФ (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и переданных в суд, стабильно составляло около 7200 ежегодно в указанный период.
Таким образом, учитывая указанную сложившуюся практику оборота луков и арбалетов, а также технические особенности данных изделий, расширение законной сферы их использования позволит снизить риски социального и криминального характера путем увеличения количества луков, учитываемых в лицензионно-разрешительной системе.
|
2. Законопроектом предлагается установить правовой режим оборота охотничьих луков фактически аналогичный правилам оборота охотничьего огнестрельного оружия, что обеспечивает контроль за оборотом охотничьих луков с момента их продажи. На владельцев охотничьих луков будут распространяться все требования об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, о необходимости прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, о хранении охотничьего оружия в условиях, обеспечивающих его сохранность и исключающих доступ к нему посторонних лиц. При этом законопроектом дополнительно предусмотрен порядок последующей перепродажи охотничьих луков гражданами только после их перерегистрации в Росгвардии, лицам, имеющим право на приобретение такого оружия в соответствии с проектируемыми положениями.
Представляется, что действующая система правового регулирования оборота оружия адекватно обеспечивает общественную безопасность, в связи с чем распространение ее основных элементов на новый вид охотничьего оружия не приведет к росту рисков криминального характера. Данные статистики, предоставленные МВД РФ, свидетельствуют об устойчивом снижении количества преступлений, совершенных с использованием оружия. Так, количество зарегистрированных преступлений совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств в России снизилось с 7576 в 2013 году до 5434 в 2017 году, при этом доля предварительно расследованных преступлений стабильно составляет около 75% ежегодно в последние 5 лет.
3. С точки зрения рисков роста браконьерства с использованием охотничьего метательного оружия, соответствующие риски видятся минимальными. Охота с луком значительно менее продуктивна, поскольку луки значительно уступают по эффективности огнестрельному оружию, а стоимость снаряжения охотничьего лука и стрел, по оценкам экспертов, превышает усредненную стоимость нарезного охотничьего оружия и патронов к нему. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охоты, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, поддерживает предлагаемую законопроектом концепцию по использованию луков в охоте в качестве охотничьего оружия.
4. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, поскольку проектируемый порядок оборота стрелкового метательного охотничьего оружия не потребует выдачи новых разрешительных и иных документов на право хранения и ношения оружия гражданами.
Как отмечалось выше в настоящее время сотни тысяч граждан России являются владельцами луков. Во многих городах устроены тиры, приспособленные для стрельбы из лука. Владельцы луков тренируются, участвуют в различных спортивных соревнованиях, объединяются в клубы и общественные организации. При этом многие российские владельцы луков участвуют в организации и проведении охоты за рубежом, - охота с луком разрешена в более 20 странах Европы, США, Канаде, Австралии, Белоруссии.
Предлагаемая законопроектом легализация луков в качестве охотничьего оружия самым положительным образом скажется на развитии всей охотничьей индустрии в России, а также имидже России как великой охотничьей державы.