для студентов 5 курса дневного отделения (специальность «История»




ВОПРОСЫ

К экзамену по курсу «История исторической науки. Историография»

для студентов 5 курса дневного отделения (специальность «История»

(2011/2012 уч. год)

 

1. Особенности историографии, прогностическая и научно-познавательная функция, особенности проблематики, историческая концепция.

2. Задачи историографии как науки.

3. Принципы периодизации истории исторической науки. Периоды и этапы периодизации в современной историографии.

4. Историографический факт и историографический источник: понятие, классификация

5. Развитие исторической науки в конце ХIХ – начале ХХ в. Основные направления, характеристика, отличия.

6. Школы в исторической науке. Оценка феномена московской и петербургской школ конца XIX – начала ХХ вв. в отечественной историографии.

7. Московская школа русских историков в конце XIX – начале ХХ вв.

8. Основные черты Петербургской школы историков конца XIX – начала ХХ вв.

9. Теоретико-методологические и исторические взгляды П. Н. Милюкова.

10. Теоретико-методологические и исторические взгляды Н. А. Рожкова.

11. Теоретико-методологические и исторические взгляды С. Ф. Платонова.

12. Теоретико-методологические и исторические взгляды А. С. Лаппо-Данилевского.

13. Организационные аспекты становления советской исторической науки в 1917 – начале 1930-х гг.

14. Специфика взаимоотношений в профессиональной среде историков в первые годы советской власти (1917 – конец 1920-х гг.).

15. Взаимоотношения историков и власти (1917 – конец 1920-х гг.).

16. Общественные организации историков в первые годы советской власти: общества, академии, ассоциации, кружки и др.

17. М. Н. Покровский. Общественно-политическая деятельность в дооктябрьский период. Основные труды и их значение.

18. М. Н. Покровский. Общественно-политическая деятельность в советский период. Основные труды и их значение.

19. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: сравнительный анализ структуры работ.

20. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: эволюция концепции торгового капитализма.

21. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: классовая борьба как движущий фактор истории.

22. Оценка М.Н. Покровского С.М. Дубровским и А.Н. Артизовым.

23. Немарксистская историческая наука в послеоктябрьский период.

24. «Дело» академика С. Ф. Платонова и его последствия для исторической науки.

25. Дискуссия об империализме и финансовом капитале в России. Н. Н. Ванаг.

26. Выступление И. В. Сталина на конференции аграрников-марксистов (1929 г.) и его последствия для исторической науки.

27. Письмо И. В. Сталина в журнал «Пролетарская революция» и его последствия для исторической науки.

28. Основные тенденции в развитии исторической науки в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Этапы наступления на историческую науку.

29. Восстановление преподавания истории в вузах и школах. Постановления ЦК ВКП(б), их значение.

30. Процесс создания учебной литературы для школ и вузов в 1930-х гг. Постановления ЦК ВКП(б), их значение.

31. Предпосылки создания единого учебника «История ВКП(б). Краткий курс».

32. «История ВКП(б). Краткий курс»: особенности периодизации и структуры.

33. «История ВКП(б). Краткий курс»: замечания И.В. Сталина и его личное участие в подготовке текста.

34. «История ВКП(б). Краткий курс»: специфика использования работ В.И. Ленина.

35. «История ВКП(б). Краткий курс»: закрепление искаженного представления об истории партии.

36. «История ВКП(б). Краткий курс»: значение для советской исторической науки.

37. Роль И. В. Сталина в определении тематики исторических исследований и его влияние на становление методологических подходов (1920-е – 1950-е гг.).

38. Историческая наука в 1941–1942 гг.: организационная перестройка исторической науки, патриотическая работа историков.

39. Историческая наука в 1943–1945 гг.: организационная перестройка исторической науки и поиски вариантов разрешения методологических проблем. Совещание историков 1944 г.

40. Организационные изменения в сфере исторической науки в первое послевоенное десятилетие. Публикаторская деятельность историков.

41. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие: критика историков-космополитов – новое наступление на историческую науку. Н. Л. Рубинштейн.

42. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие: дискуссии, проблемы.

43. Советская историческая наука во второй половине 1950-х гг. XX съезд партии и его влияние на развитие исторической науки.

44. Оценка проблем и задач исторической науки в выступлении А.М. Панкратовой на ХХ съезде партии.

45. Журнал «Вопросы истории» в 1950-е гг.: организационная перестройка деятельности редколлегии, новые формы работы.

46. Проблемы истории на страницах периодики 1950-х гг. Значение журнала «Вопросы истории» в изучении и постановке проблем.

47. Историческая наука в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг. угасание «интеллектуального ренессанса».

48. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: этапы и основные тенденции в сфере исторической науки.

49. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: организационные преобразования в системе научных и учебных заведений. Динамика роста кадров историков.

50. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: роль и значение проблемных советов, структура академических институтов и ее влияние на проблематику исследований.

51. «Новое направление» в советской исторической науке.

52. Перестройка и изучение истории советского общества во второй половине 1980‑х – начале 1990-х гг.: основные этапы и тенденции.

53. Публицистика второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. Ее значение.

54. Особенности положения историков в период перестройки. Совещание заведующих кафедрами общественных наук 1986 г. Попытки планирования изучения «белых пятен» в истории советского общества.

55. Оценка феномена советской историографии: основные подходы.

56. Оценка феномена советской историографии: привнесенные элементы и продолжающиеся тенденции.

...





Читайте также:
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.