ВОПРОСЫ
К экзамену по курсу «История исторической науки. Историография»
для студентов 5 курса дневного отделения (специальность «История»
(2011/2012 уч. год)
1. Особенности историографии, прогностическая и научно-познавательная функция, особенности проблематики, историческая концепция.
2. Задачи историографии как науки.
3. Принципы периодизации истории исторической науки. Периоды и этапы периодизации в современной историографии.
4. Историографический факт и историографический источник: понятие, классификация
5. Развитие исторической науки в конце ХIХ – начале ХХ в. Основные направления, характеристика, отличия.
6. Школы в исторической науке. Оценка феномена московской и петербургской школ конца XIX – начала ХХ вв. в отечественной историографии.
7. Московская школа русских историков в конце XIX – начале ХХ вв.
8. Основные черты Петербургской школы историков конца XIX – начала ХХ вв.
9. Теоретико-методологические и исторические взгляды П. Н. Милюкова.
10. Теоретико-методологические и исторические взгляды Н. А. Рожкова.
11. Теоретико-методологические и исторические взгляды С. Ф. Платонова.
12. Теоретико-методологические и исторические взгляды А. С. Лаппо-Данилевского.
13. Организационные аспекты становления советской исторической науки в 1917 – начале 1930-х гг.
14. Специфика взаимоотношений в профессиональной среде историков в первые годы советской власти (1917 – конец 1920-х гг.).
15. Взаимоотношения историков и власти (1917 – конец 1920-х гг.).
16. Общественные организации историков в первые годы советской власти: общества, академии, ассоциации, кружки и др.
17. М. Н. Покровский. Общественно-политическая деятельность в дооктябрьский период. Основные труды и их значение.
|
18. М. Н. Покровский. Общественно-политическая деятельность в советский период. Основные труды и их значение.
19. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: сравнительный анализ структуры работ.
20. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: эволюция концепции торгового капитализма.
21. «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н. Покровского: классовая борьба как движущий фактор истории.
22. Оценка М.Н. Покровского С.М. Дубровским и А.Н. Артизовым.
23. Немарксистская историческая наука в послеоктябрьский период.
24. «Дело» академика С. Ф. Платонова и его последствия для исторической науки.
25. Дискуссия об империализме и финансовом капитале в России. Н. Н. Ванаг.
26. Выступление И. В. Сталина на конференции аграрников-марксистов (1929 г.) и его последствия для исторической науки.
27. Письмо И. В. Сталина в журнал «Пролетарская революция» и его последствия для исторической науки.
28. Основные тенденции в развитии исторической науки в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Этапы наступления на историческую науку.
29. Восстановление преподавания истории в вузах и школах. Постановления ЦК ВКП(б), их значение.
30. Процесс создания учебной литературы для школ и вузов в 1930-х гг. Постановления ЦК ВКП(б), их значение.
31. Предпосылки создания единого учебника «История ВКП(б). Краткий курс».
32. «История ВКП(б). Краткий курс»: особенности периодизации и структуры.
|
33. «История ВКП(б). Краткий курс»: замечания И.В. Сталина и его личное участие в подготовке текста.
34. «История ВКП(б). Краткий курс»: специфика использования работ В.И. Ленина.
35. «История ВКП(б). Краткий курс»: закрепление искаженного представления об истории партии.
36. «История ВКП(б). Краткий курс»: значение для советской исторической науки.
37. Роль И. В. Сталина в определении тематики исторических исследований и его влияние на становление методологических подходов (1920-е – 1950-е гг.).
38. Историческая наука в 1941–1942 гг.: организационная перестройка исторической науки, патриотическая работа историков.
39. Историческая наука в 1943–1945 гг.: организационная перестройка исторической науки и поиски вариантов разрешения методологических проблем. Совещание историков 1944 г.
40. Организационные изменения в сфере исторической науки в первое послевоенное десятилетие. Публикаторская деятельность историков.
41. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие: критика историков-космополитов – новое наступление на историческую науку. Н. Л. Рубинштейн.
42. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие: дискуссии, проблемы.
43. Советская историческая наука во второй половине 1950-х гг. XX съезд партии и его влияние на развитие исторической науки.
44. Оценка проблем и задач исторической науки в выступлении А.М. Панкратовой на ХХ съезде партии.
45. Журнал «Вопросы истории» в 1950-е гг.: организационная перестройка деятельности редколлегии, новые формы работы.
46. Проблемы истории на страницах периодики 1950-х гг. Значение журнала «Вопросы истории» в изучении и постановке проблем.
|
47. Историческая наука в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг. угасание «интеллектуального ренессанса».
48. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: этапы и основные тенденции в сфере исторической науки.
49. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: организационные преобразования в системе научных и учебных заведений. Динамика роста кадров историков.
50. Историческая наука во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.: роль и значение проблемных советов, структура академических институтов и ее влияние на проблематику исследований.
51. «Новое направление» в советской исторической науке.
52. Перестройка и изучение истории советского общества во второй половине 1980‑х – начале 1990-х гг.: основные этапы и тенденции.
53. Публицистика второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. Ее значение.
54. Особенности положения историков в период перестройки. Совещание заведующих кафедрами общественных наук 1986 г. Попытки планирования изучения «белых пятен» в истории советского общества.
55. Оценка феномена советской историографии: основные подходы.
56. Оценка феномена советской историографии: привнесенные элементы и продолжающиеся тенденции.