Интеллектуальная компетентность организатора коммуникаций




Романов К.В.

И аналитическая англо-американская философия, и постмодернистская континентальная философия с разных сторон фиксируют один непреложный факт. Человек потерял и продолжает терять целостную картину мира. С этим связано размывание представлений о сущности происходящих явлений и универсальности наших отношений с миром. Как итог – утрата гуманистических смыслов жизни.

Платон, выдвинув символ пещеры и снятия с человека оков, мешающих ему увидеть мир целостно, усматривал суть своего метода в четырёх шагах: познание – размышление – вера – уподобление. Первые два шага составляют мышление о сущности. Вторые – мнение о становлении [4, с. 295, 318]. Освобождение человека от пут невежества и догматизма связано со становлением гуманистических смыслов жизни через веру и уподобление при выборе ценностей жизни человека в символах культуры. Поиски современной философской конфигурации Ален Бадью связал с «тремя узловыми понятиями, каковыми являются бытие, истина и субъект»[1, с. 14]. Разум субъекта, который ищет истину в сравнении различных вариантов становления бытия, породил современную цивилизацию. «Неотъемлемая стихия разума, ‑ считал К. Ясперс, ‑ это наука» [11, с. 268]. Она может быть и ящиком Пандоры, генератором чародейства и колдовства, но может быть и становится великой силой созидания, когда, сохраняя свое рациональное начало, обретает гуманистическую направленность в становлении человеческого капитала.

В России, как и в развитых странах современной цивилизации, новейшие формы и виды непрерывного образования играют решающую роль в становлении человеческого капитала [2]. Вопрос в границах и перспективах этого процесса. Если утрачиваются смыслы гуманистические, то, что взамен? Смыслы варварские, смыслы дикости или смыслы технотронные или смыслы игровых имитаций или клиповые смыслы технотронных трансгуманистов с вживленными клетками гомо сапиенс в набор чипов?

В тех предметных областях, которые являются основой современного образования, наблюдается стремительное ускорение объемов приращения знания, т.н. «информационный бум». В отличие от мозга наше сознание, разрывающееся между виртуальным и реальным миром, между рациональным и иррациональным все менее способно предвидеть ход событий. Это сопряжено с двумя тяжелыми последствиями. В числе самых тяжелых заболеваний на первое место, опережая онкологические и сердечно-сосудистые, выходят заболевания психиатрические. С другой стороны, нельзя не замечать гигантского спада интереса к глубокому системному образованию, мотивации на фундаментальную образованность в ситуации тотального распространения «клипового сознания».

Язык «симулякров» и «складок бытия» наряду с языками IT-программирования все более вытесняют языки классических наук, в первую очередь, наук социально-гуманитарных. Долговременная память становится уделом компьютерных архивов. В результате возникает иллюзия управляемости гигантским потоком информации. Реальность же такова, что мозг становится придатком включаемого компьютера. Так что основной вопрос философии отныне не вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, детерминизма и индетерминизма, а вопрос о включенности компьютера и его выключенности.

Где выход? Он, как всегда, рядом. Он в коммуникациях, значение которых в языковом и социальном планах было по достоинству оценено в философии коммуникативной рациональности заметного мыслителя ХХ – ХХI века Ю. Хабермаса [10.] Причем речь идёт не только о коммуникациях между людьми, что более или менее освоено современной психологией и педагогикой на практическом уровне. Выход из информационно-компьюторного тупика видится в коммуникациях между науками на метапредметном, общенаучном и общекультурном уровнях философствования. Данные коммуникации нашли отражение в таких понятиях ФГОСов как картина мира, ключевые термины, метапредметные результаты, логика познания и деятельности, аналитическая способность мышления, классификация поступающей информации и её упорядочение.

Эти понятия превращают коммуникативный опыт человека в интеллектуальную компетентность ‑ знания, умения, навыки, опыт эффективной интеллектуальной деятельности и готовность к ней, ‑ когда он ищет ответы на коренные вопросы основных компонентов и функций философии. Для организатора коммуникаций в системе управления знаниями вопрос об интеллектуальной компетентности приобретает особое значение в преддверии тех изменений, которые ждут социально-культурную сферу России в ближайшие годы. «Это означает готовность руководителей учиться и квалифицированно применять философию и методологию, методы, средства и специальные структуры проектной деятельности» [5, с. 32].

Интеллектуальная компетентность в деятельности на бытовом уровне управления информационными потоками, уровне здравого смысла, уровне наук, уровне метанаук и философии реализуется через вопрошание, т.е. задавание вопросов, стилистически соответствующих основным идеям компонентов и функций философии. Это можно представить следующим образом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: