Вопрошание по компонентам и функциям философского знания




КОМПОНЕНТЫ
Компонент Сущность Вопрос
Онтология Учение об основе подлинного существования Что есть?
Гносеология Учение о познании бытия Как познать?
Аксеология Учение о ценностях, нормах и прецедентах Зачем?
ФУНКЦИИ
Функция Сущность Вопрос
мировоззренческая взгляд на мир и себя Почему?
Методологическая система методов движения к цели Чем?  
Праксеологическая как изменить мир и себя   Каким образом?

 

Философское начало в образовании задается главным вопросом «что есть». Ответ на этот вопрос позволяет присвоить имя явлению: субъекту, вещи, отношению, свойству. Выраженное в слове имя обретает смысл, когда рождаются ответы на другие пять вопросов. «Идея, ‑ утверждал А.Ф. Лосев, ‑ арена формирования смысла в слове» [3, с. 115].

С позиции интеллектуальной компетентности философия образования как философия гуманистического реализма – это источник идей, определяющих методологию понимания и реализации образования в условиях вызовов информационного, сциентического, климатического, геополитического и других.

Философия образования представляет собой динамичную структуру взаимодействия комплекса дисциплин на основе универсального видения картины мира в своей специализации:

1) для развития дарований на протяжении всей жизни, 2) для формирования умения учиться за счет утверждения аналитической способности к классификациям и упорядочению предметных концепций, 3) для интеграции, обобщения, осмысления новых знаний с помощью логики продуктивного проектного мышления и деятельности в социуме.

Интеллектуальная компетентность является результатом непрерывного развития человека в культуре. Культура непрерывного образования человека – это исторически обусловленный тип его избирательной деятельности по упорядочиванию мира и себя с помощью знаков и символов на основе ценностей и прецедентов. Компетентность в интеллектуальной деятельности имеет пять основных признаков: 1)историзм – 2) избирательность – 3) упорядоченность – 4) символизм – 5) аксиологизм [6, с. 15-16].

Соответственно: 1) соотношение традиционности и инновационности, 2) способность к ценностно и когнитивно обоснованному выбору, 3) готовность к наведению порядка в разумных пределах, 4) владение системой знаков и символов, 5) гармонизация норм, ценностей и прецедентов.

Именно в последнем признаке появляется главный вопрос «зачем жить, если всё равно умирать?» Смысл жизни у каждого свой, индивидуальный. Но границы его, параметры, можно выразить следующим образом. В числителе – свобода передвижения в физическом и виртуальном пространствах плюс скорость механических перемещений, а также информационных потоков. В знаменателе ценности: Совесть – Родина (Род, семья) ‑ Дело.

Эпоха «обучения на всю жизнь» уступила место «эпохе обучения через всю жизнь». Главным рычагом новой эпохи является готовность к самообучению и проектированию своей судьбы через самообразование. Если результатом компетентности в интеллектуальной деятельности выступает понимание метапредметности образования, то истоком – ядро содержания образования. C учётом концепции фундаментального ядра содержания образования [9], его можно представить следующим образом: развитие образа человека в жизни народа через непрерывное образование во имя мира.

На протяжении двух тысячелетий в философских диалогах истина противостояла лжи. В современной философии многоликого и многогранного мира контекстуально и событийно возможным вариантам истины противостоят варианты лжи. Картина мира стала значительно сложнее, но она не потеряла тех свойств, которые позволяют познавать мир и себя по законам последовательного cистемно-деятельностного мышления, открывающего метапредметный путь к целостному образу гармоничного совершенствования человека в жизни народа через непрерывное образование на родной планете.

Признаки избирательности, упорядоченности и символизма в интеллектуальной компетентности предполагают навыки логической, т.е. последовательной мыслительной деятельности. В этой связи интересен логико-информационный подход к обучению, разработанный Б.И. Федоровым [8], его идеи относительно оптимизации, систематизации и классификации информации, которые были развиты Е.Ю. Федотовой [7].

Литературные источники:

1. Бадью А. Манифест философии. / сост., пер. с франц. И послесловие В.Е. Лапицкого. – 2-е изд., испр. – СПб.: Machina, 2012. 190 c. (Критическая библиотека)

2. Жолован С.В. Разработка политики и стратегии учреждения постдипломного педагогического образования по результатам измерений и исследований // Гуманитарные науки, 2016, № 2. – С. 67-74.

3. Лосев А. Ф. Философия имени. – М.: Академический Проект, 2009. – 2009. – 300 с. – (Философские технологии).

4. Платон. Государство. Книга VII. – Собр. Соч. в 4 –х томах. – Т. 3. – М.: РАН, Мысль, 1994.

5. П рикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектирование современных систем подготовки руководителей разного уровня к реализации задач модернизации в образовательных системах и организациях: Учебно-методический комплект. СПб: ФСП, СПбАППО, 2012.

6. Романов К.В. Миры детства в философии непрерывного образования // Педагогика, 2017, № 3.

7. Романов К.В., Федотова Е.Ю. О методологических основах метапредметных результатов образования: логико-информационный подход // Академический вестник, № 4 (23), 2014. – С. 63-73.

8. Федоров Б.И. Концептуальные основы логико-информационного подхода к процессу обучения // Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения: научно-методические материалы / под общей ред. К.В. Романова, Н.Н. Тебеньковой. – СПбАППО.: СПбАППО, 2012, ‑ 188 с. – С. 5-90.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с.

10. Хабермас Ю.. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. Том.I. Вып. I. – С. 229-245.

11. Ясперс К. Разум и экзистенция / К. Ясперс; пер. А.К. Судакова. – М.: «Канон+ », РОИИ Реабилитация, 2013. – 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: