Метод анализа – это способ изучения, измерения и обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их улучшения.
Методика анализа – совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.
При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и систематизированных в рамках финансового анализа.
Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.
1. Классические методы математического анализа:
· методы элементарной математики;
· дифференциальное и интегральное исчисление;
· вариационное исчисление.
2. Традиционные методы анализа:
· метод сравнения;
· горизонтальный анализ;
· вертикальный анализ;
· коэффициентный анализ;
· трендовый анализ.
3. Специальные методы анализа:
· операционный (маржинальный) анализ;
· АВС - анализ.
4. Методы экономической статистики:
· метод средних величин;
· метод группировки;
· метод обработки рядов динамики;
· индексный метод;
· графический метод.
5. Методы детерминированного факторного анализа:
· метод цепной подстановки;
· метод абсолютных разниц;
· метод относительных разниц;
· метод пропорционального деления;
· метод долевого участия;
· метод логарифмирования;
· индексный метод;
· интегральный метод.
6. Методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа):
· корреляционный анализ;
· регрессионный анализ;
· дисперсионный анализ;
· многомерный факторный анализ;
· кластерный анализ;
· компонентный анализ;
· спектральный анализ;
|
· методы обработки пространственно-временных совокупностей.
7. Методы рейтинговой оценки:
· метод суммирования значений всех показателей;
· метод суммы мест;
· метод суммы баллов;
· метод расстояний;
· таксонометрический метод.
Классические методы математического анализа применяются как в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, так и отдельно, например, факторный анализ изменения экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и других разработанных на базе дифференцирования методов.
Методы экономической статистики используются для обобщения совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения показателей.
Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.
Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс. Наибольшее распространение из математико-статистических методов в финансовом анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа, регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнозировании поведения экономических показателей. Если связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то математико-статистические методы – практически единственный инструмент исследования.
|
Методы рейтинговой оценки используются для исследования совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и определяется рейтинг.
Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:
1. Предварительный этап:
· Определение цели и задач анализа, определение объектов, составление плана аналитической работы.
· Сбор и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности, точности, и т.д.
· Отбор, структурирование и группировка данных.
· Разработка системы показателей, наиболее полно характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.
2. Аналитический этап:
· Анализ структуры и динамики изменения показателей.
· Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций, со среднеотраслевыми показателями и т.д.
· Изучение степени влияния факторов на результаты деятельности организации.
· Определение резервов повышения эффективности деятельности организации.
3. Заключительный этап:
· Общая оценка результатов деятельности организации.
|
· Оценка качества работы менеджмента.
· Разработка рекомендаций.
Тема 3. Финансовое планирование в системе финансового менеджмента
3.1. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
Прежде чем раскрыть сущность финансового планирования рассмотрим ряд базовых категорий и понятий:
План – замысел, предусматривающий развитие чего-либо; намеченная на определенный период работа с указанием цели, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Финансовый план – обобщающий финансовый документ, отражающий прогноз поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) периоды.
Прогноз (экономический, финансовый) – предсказание по поводу будущих значений экономических (финансовых) переменных, основанное на изучении (анализ и оценка) других экономических (финансовых) переменных, связанных причинно-следственными зависимостями.
Прогнозирование – процесс разработки прогнозов с применением различных прогностических методов.
Ни один прогностический метод не дает абсолютно точных предсказаний. Делая любой прогноз, необходимо учитывать пределы погрешности этого прогноза, поскольку существует область возможных (вероятностное распределение) будущих значений переменных с центром в прогнозируемой точке.
Финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей, включающий:
· анализ финансовых возможностей (инвестиционные, текущие), которыми располагает организация;
· прогнозирование последствий принимаемых управленческих решений;
· обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в финансовый план;
· оценку соответствия результатов, достигнутых организацией, параметрам, установленным в финансовом плане.
Цель финансового планирования – обеспечение организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Задачи финансового планирования:
· определение возможных объемов и сроков поступления денежных средств (финансовых ресурсов);
· прогнозирование будущего финансового состояния организации;
· стандартизация финансовой информации;
· оптимизация распределения финансовых ресурсов;
· подготовка необходимой информации для разработки и корректировки финансовой стратегии на рынках товаров, капитала и денег;
· сопоставление (оценка) фактических и плановых результатов;
· разработка мероприятий по устранению выявленных отклонений от плана.
Финансовая стратегия и финансовая политика
Финансовая стратегия представляет собой долгосрочную финансовую программу развития организации.
Реализация финансовой стратегии обеспечивает:
· финансовую устойчивость организации в текущем времени и на перспективу;
· реализацию интересов собственников и инвесторов;
· повышение рыночной стоимости организации;
· укрепление имиджа во внешней среде.
Финансовая стратегия организации содержит:
1. Временной горизонт. Главным условием временного горизонта является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития организации – так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).
2. Исследование факторов внешней среды и конъюнктуры рынка. Анализируется конъюнктура отраслевого, товарного, финансового и других сегментов рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью организации.
3. Описание стратегических целей и задач финансовой деятельности организации. Как правило, главной целью финансовой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и повышение ее рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития организации.
Решение задач, сформулированных в финансовой стратегии должно обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
Система стратегических целей и задач финансового развития формализуется в виде целевых стратегических нормативов по различным аспектам финансовой деятельности организации, в частности:
· среднегодовой темп роста финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних и внешних источников;
· доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала организации;
· коэффициент рентабельности собственного капитала организации;
· соотношение оборотных и внеоборотных активов организации;
· минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации;
· допустимый уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений деятельности организации.
4. Конкретизацию финансовой стратегии по периодам ее реализации. Конкретизация обеспечивает динамичность стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их синхронизацию.
Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития организации, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка.
Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.
5. Оценку реализуемости. В финансовой стратегии рассматриваются потенциальные возможности организации реализовать поставленные стратегические цели:
· возможность реального задействования в запланированных объемах внутренних и внешних источников формирования ресурсов организации;
· профессиональный уровень менеджмента, его приверженность поставленным целям, заинтересованность в реализации финансовой стратегии;
· адекватность структуры управления финансовой деятельностью организации решаемым задачам;
· уровень информационного и технологического обеспечения финансового менеджмента.
Финансовая политика – искусство управления финансовой деятельностью организации, форма реализации ее финансовой стратегии.
В зависимости от степени принимаемого риска, финансовая политика организации может быть агрессивной, умеренной или консервативной.
Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности организации может носить многоуровневый характер. В рамках политики управления активами организации могут быть разработаны политика управления оборотными и внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами и т.п.
3.2. Виды планов. Содержание и последовательность разработки
Формы организации финансового планирования на разных временных горизонтах и форматы плановых документов сильно различаются.
· Перспективное финансовое планирование– разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики организации по основным направлениям его финансовой деятельности (до 5 лет).
· Текущее финансовое планирование – разработка финансовых планов по отдельным направлениям финансовой деятельности организации на среднесрочную перспективу (1-3 года).
· Оперативное финансовое планирование (бюджетирование) – разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год).
Место различных уровней планирования в системе принятия управленческих решений можно представить следующим образом.
Все основные элементы схемы (за исключением модуля установления целей и процесса их верификаций) соответствуют функциям, формирующим управленческий цикл.
Процесс же определения целей является ключевым во всех процедурах планирования, поскольку именно с него начинается любой цикл планирования, и именно с целевыми установками сравниваются фактически достигнутые результаты.
3.3. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
Для расчета, планирования и прогнозирования основных финансовых показателей деятельности организации используются различные методы, в частности, программно-целевой, нормативный, методы экономико-математического моделирования, методы экономической кибернетики (имитационного моделирования), методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа), а также традиционные методы анализа.
При использовании программно-целевого метода планирования осуществляется увязка целей финансового плана с имеющимися ресурсами организации.
При нормативном методе финансовые показатели количественно обосновываются на основе системы норм и нормативов.
При использовании расчетно-аналитического метода планирования на основе достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базовый, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина данного показателя. В основе расчетно-аналитического метода лежит использование методов экспертной оценки.
Экономико-математическое моделирование (методы исследования операций) применятся для оптимизации производственных мощностей и ресурсов организации, позволяет сокращать сроки реализации сложных проектов и рационально использовать различные виды ресурсов организации.
Методы математической статистики и эконометрики (регрессионный анализ, методы обработки пространственно-временных совокупностей и др.) и методы экономической кибернетики (имитационного моделирования и др.) используются для прогнозирования результатов принятых финансовых решений.
Для расчета и оценки финансовых показателей деятельности организации используются классические методы математического анализа, традиционные методы экономической статистики.