Курс «Профессиональная этика» способствует формированию у выпускника следующих общекультурных компетенций:
1) способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
2) наличие культуры поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
3) наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительно отношение к праву и закону (ОК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
a) Знать:
· основные этические понятия и категории;
· содержание и особенности профессиональной этики юридической деятельности;
· возможные пути (способы) разрешения конфликтных ситуаций в деятельности юриста;
· сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
· понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
b) Уметь:
· оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
· применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
c) Владеть:
· навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм морали;
· навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
4. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем дисциплины | |
Общая трудоемкость дисциплины | в зачётных единицах | |
в часах | ||
Аудиторная работа (в часах): | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (в часах): | ||
Формы текущего контроля успеваемости | 1) Устный и письменный опрос 2) Контрольные работы 3)Тестирование | |
Форма итоговой аттестации по дисциплине | Зачет |
4.2. Учебно-тематический план курса
|
№ п/п | Темы курса | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации | |||
Лекции | Практич. занятия | Самост. работа | Всего часов | |||||
Тема 1. Общие вопросы этики | Устный опрос | |||||||
Тема 2. Сущность и основные понятия профессиональной этики юриста | Устный опрос | |||||||
Тема 3. Профессионально-нравственная деформация юриста | Устный опрос | |||||||
Тема 4. Нравственные начала деятельности следователя | Устный опрос | |||||||
Тема 5. Нравственные начала деятельности судьи | Устный опрос Письменный опрос | |||||||
Тема 6. Нравственные начала деятельности прокурорских работников | Устный опрос | |||||||
Тема 7. Нравственные начала деятельности адвоката | Устный опрос Контрольная работа | |||||||
Тема 8. Служебный этикет юриста | Устный опрос |
Содержание отдельных тем курса
Тема 1. Общие вопросы этики
Этика как наука. Предмет этики. История развития этики. Место профессиональной этики в системе этики.
Происхождение и природа морали: гетерономные, автономная и смешанные концепции.
Социальная сущность, назначение и функции морали. Мораль и право: проблемы соотношения.
|
Моральная оценка.
Структура морали: нравственное сознание и моральная практика. Моральные нормы. Моральные принципы. Нравственный идеал. Нравственные отношения и нравственная деятельность.
Основные категории этики: совесть, долг, честь, достоинство.
Тема 2. Сущность и основные понятия профессиональной этики юриста
Профессиональная этика. Предмет, система и назначение профессиональной этики юриста.
Правовые и нравственные отношения.
Профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная ответственность, авторитет юриста.
Нравственные требования, предъявляемые к юристу. Нравственная культура личности юриста.
Гуманизм и справедливость в деятельности юриста.
Соотношение целей и средств в юридической деятельности. Моральный выбор в деятельности юриста. Нравственный конфликт в юридической деятельности.
Цинизм. Корпоративная солидарность и защита «чести мундира». Конформизм в юридической деятельности.
Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Нравственное воспитание юриста. Организация воспитательной работы сотрудников в органах государственной власти.