Ньюсмейкер: определение, типология




Реферат

Массовый информация интервью ньюсмейкер

Ньюсмейкер, статусный ньюсмейкер, эксперт, ситуационный ньюсмейкер, ситуационный эксперт, открытый источник, полуоткрытый источник, скрытый источник, замаскированный источник, инсайдер, формализованное интервью, неформализованное интервью.

В работе исследованы материалы двух телевизионных передач на предмет понимания современных героев СМИ в Амурской области.

Цель работы - определение, кто является современным героем СМИ, по каким критериям и поводам его выбирают.

Теоретическую основу исследования составляют наиболее авторитетные труды по журналистке.

На основании теоретического материала были рассмотрены выпуски двух телепрограмм за два месяца: «В центре внимания» и «Простые вопросы», а именно приглашенные туда ньюсмейкеры, занимающие различное социальное положение в обществе.

 

 


 

Введение

 

Актуальность, новизна, практическая значимость темы. Актуальность и значимость темы. В информационном обществе, в которое стремиться преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы. Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Об этом и пойдет речь в данном исследовании. Здоровый образ жизни человека! Мы все чаще и чаще задумываемся над тем, что же действительно скрывается за этими словами. Что же такое здоровый образ жизни? В целом здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает следующее: оптимальный двигательный режим, крепкую семью, успешную работу, хорошую гигиену, правильное питание, отказ от любых вредных привычек, закаливание. Ведь как говорит Илья Герчиков «Береги здоровье, оно - твоя частная собственность».

Целью исследования является ответить на вопрос: насколько профессионально телевидение использует ньюсмейкеров как источник информации.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

. Четко дать определение кто такой ньюсмейкер.

. Определить, как классифицируются ньюсмейкеры.

. По каким критериям определяются герои современных СМИ на местном телевидении.

. Проанализировать телевизионные программы на предмет определения современного героя СМИ.

В качестве объекта исследования выступают аудиовизуальные материалы средств массовой информации, в которых человек выступает как источник информации.

Предметом исследования являются материалы региональных телепрограмм за определенный период.

Состояние разработанности темы. Междисциплинарный характер и многоплановость данной проблемы обусловили то, что она изучается многими науками и прикладными дисциплинами: психология, история, социологией, паблик рилейшнз и многими другими. Это потребовало привлечения широкого круга источников, в которых содержатся как теоретические концепции и подходы, так и прикладные аспекты исследуемой проблемы. Основные научные исследования, положенные в основу работы, это труды С.И. Репко Война и пропаганда (XV - ХХ в.в.); Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров; Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии; Музыкант Л.В. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике; Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности; Бехтерев В.М. Объективная психология; Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations; Гуревич П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия; Дейянд А. Реклама; Современная реклама / Под ред. проф. Феофанова; Сэм Блэк, Public Relations. Что это такое?; Рощин С.К. Психология и журналистика; Реклама: внушение и манипуляция/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский; Волковский Н.Л. История информационных войн; Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда.

Работа состоит из двух глав, включающих в себя пять пунктов. Первая глава посвящена: а) понятию и цели пропаганды, б) психологии пропаганды, в) манипуляции в пропаганде, г) пропаганде в СССР.

Вторая глава посвящена анализу материалов и публикаций, основанных на пропаганде здоровья и здорового образа жизни человека, как физического, так и психологического.

В исследовательской работе нами использовались такие методы исследования как работа с документами и контент-анализ.

 

 


 

Кто такой ньюсмейкер?

 

)Человек как источник информации для журналиста.

Чрезвычайно важны для журналистики отношения «журналист-источник информации», благодаря которым изо дня в день средства массовой информации получают сведения о происходящем в мире. Действительность для журналиста, с этой точки зрения, есть совокупность источников информации. Их надо уметь находить и правильно использовать. Существуют три типа источников, и у каждого из них - свои особенности. Первый тип - документ. Второй тип - предметно-вещественная среда. Третий тип источников - человек, ключевое для журналиста звено в информационной среде. На нем мы остановимся поподробнее.

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник», «и в этом - не только прямой смысл: человек - субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем».

Действительно, человек, с одной стороны - свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Особенность этого источника в том, что он может открыться или не открыться для журналиста: как существо социальное он сам программирует своё поведение, это необходимо учесть каждому журналисту, работающему с этим источником информации. Конечно, часто львиную долю сведений журналист получает в интервью - непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Однако от обычного общения беседа как метод познавательной деятельности сильно отличается. Ведь по сути интервью - «это такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчётливо сознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия «.

Как отмечает Т. Засорина, «в каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью же - самый субъективный источник информации. Так как, например, разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнении». Но возможно в этом же заключается положительное свойство этого источника информации - возможность услышать иной взгляд на проблему, расценить ситуацию с другой точки зрения.

Ньюсмейкер: определение, типология

 

В Екатеринбурге вышел словарь Б.Н.Лозовского «Журналистика», содержащий такое толкование: «Ньюсмейкер - личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики», с комментарием: «Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступающие авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей». Сетевой «Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов» предложил адаптированное к российской действительности понимание термина: «а) лицо, формирующее информационное пространство вокруг события и наиболее интересное для СМИ как имеющее доступ к информации; б) лицо, постоянно находящееся в центре внимания прессы в силу своей влиятельности или в связи с приобретенным скандальным статусом». «Прописался» ньюсмейкер и в «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина: Человек - политический деятель, артист, спортсмен и т. п., который в тот или иной момент становится объектом внимания журналистов как представляющий интерес для читателей и зрителей».

В некоторых словарях иностранных слов ньюсмейкер предстает как «корреспондент».

Основаниями для типологии ньюсмейкеров могут выступать - занимаемое ими в информационном пространстве положение, задачи и функции, которые они выполняют в процессе передачи информации, степень их анонимности. Традиционно деление ньюсмейкеров по занимаемому ими в информационном пространстве положению - статусный ньюсмейкер, эксперт, ситуационный ньюсмейкер.

Статусный ньюсмейкер - это источник, чья информация всегда имеет значение, благодаря занимаемому им статусу, должности. Это, прежде всего, лица, замещающие высшие посты в государстве - президент, глава правительства, министры, руководители различных ведомств и структур. Именно эти субъекты, прежде всего, формируют политическую, экономическую и социальную повестку дня. В большинстве случаев, такого ньюсмейкера можно отнести одновременно и к экспертам. Но это не обязательно, даже будучи не экспертом, в своей области, статусный ньюсмейкер может успешно производить новости. К экспертам относится человек, который обладает какой-то ценной, эксклюзивной или полезной на данный момент информацией, в политике к ним относятся многочисленные политологи, политтехнологи, специалисты в различных областях знаний.

Ситуационный эксперт - это эксперт, в данной ситуации, то есть человек, который обладает полезной, ценной информацией в данном конкретном случае, а в целом может к экспертам и не относиться. Например, работник какого-то ведомства, или просто гражданин, благодаря определенным обстоятельствам попавший в данную ситуацию.

Эти типы могут перекрещиваться, здесь можно выделить смешанных

Ньюсмейкеров. Так, статусный ньюсмейкер, может одновременно выступать в роли эксперта. Иногда в отдельную группу выделяют журналистов, но их в принципе можно отнести к любой из групп.

Известные журналисты и руководители СМИ могут быть статусными ньюсмейкерами, экспертами в своих областях, и чаще всего ситуационными источниками информации, когда раскрывают суть той или иной темы.

Другую классификацию можно провести, если разделить источники, согласно задачам и функциям, которые они выполняют в процессе передачи информации.

Основные задачи, которые решают ньюсмейкеры - это информирование, пропагандирование, объяснение, влияние на какое-то решение, человека, ситуацию, привлечение к себе внимания, зондирование почвы и дезинформация. Соответственно, первую функцию выполняет информатор, вторую - агитатор, третью - аналитик, четвертую - пиарщик, пятую - экспериментатор, и шестую - дезинформатор или «подсадная утка».

Здесь точно также можно проследить смешанные типы, ньюсмейкер может одновременно выполнять несколько задач. Политик, сообщая о своей программе, одновременно пропагандирует свои идеи, объясняет их, влияет благодаря этому на других людей и события, объясняет причины произошедшего, презентует себя, проверяет, как его мысли и идеи, воспринимаются в обществе.

Критерием деления ньюсмейкеров служит также степень их анонимности. Основные категории здесь - это открытый источник, полуоткрытый источник, скрытый источник, замаскированный источник.

Открытый источник - это источник, озвучивающий собственную информацию, или открыто осведомляющий о каналах получения информации.

Следующий тип - полуоткрытый источник, к нему можно отнести субъекта, имя которого известно, но скрыт путь, с помощью которого к нему попала информация, или наоборот, известен или прослеживается канал поступления информации и контуры ньюсмейкера, но явно на него ничего не указывает.

Скрытый источник - это ньюсмейкер, имя которого неизвестно, неясно также, каким образом попала к нам информация, мы можем обо всем только догадываться.

И последняя категория - это замаскированный источник информации, его имя известно, чаще всего даже неоднократно подчеркивается, откуда человек получил информацию, и кто ее предоставил, но реальный источник информации, совершенно другой. Здесь можно применить термин «ширма», то есть, человек который используется для озвучивания мыслей и идей истинного источника.

Отдельно можно выделить дезинформатора - намеренно вводящего в заблуждение аудиторию, и «подсадную утку» - фигуру, используемую для отвлечения внимания от других, реальных фигур. Во всех категориях можно выделить виды ньюсмейкеров, которые одновременно способны выступать и в качестве открытых, и в качестве закрытых источников. Например, как авторитетные ньюсмейкеры, так и эксперты могут быть и публичными и анонимными распространителями новостей. Отдельно стоит фигура инсайдера, так называют человека, обладающего эксклюзивной внутренней информацией. Как правило, инсайдеров относят к анонимным источникам. Еще в качестве одного вида анонимных ньюсмейкеров целесообразно выделить «серых кардиналов», которые, обладая высоким статусом и имея доступ к важной информации, не являются публичными фигурами и от собственного имени заявлений не делающие. Связующим звеном в цепочке анонимный ньюсмейкер - адресат, часто выступает фигура прикрытия, озвучивающая информацию от собственного имени. Чаще всего в роли таких фигур-ширм выступают публичные политики, в основном депутаты, а также политологи и журналисты.

 


 

Жанр интервью

 

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью - информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: