Внутренняя польза:
· Выявление процессов, протекающих в органах управления и власти, выявление слабых мест данных процессов (дублирование функций, документов, неэффективный документооборот), повышение эффективности работы;
· Уменьшение нагрузки на госслужащего за счет введения электронного документооборота;
· Выявление дополнительных точек взаимодействия с населением, предприятиями региона и другими органами власти. Это позволит структурировать и упорядочить деятельность органов управления и власти, дает четкое разграничение полномочий и экономит время;
· Осведомленность, прозрачность и борьба с коррупцией.
Внешняя польза:
· Повышение уровня информированности и информационной грамотности населения; Повышение доступности услуг, оказываемых органами управления и власти.
· Снижение числа личных контактов с населением, предприятиями и другими службами; Увеличение функциональности и пропускной способности органов управления и власти;
· Улучшение бизнес климата страны для привлечения иностранных инвестиций;
· Создание рынка информации и знаний как факторов производства;
· Обеспечение информационной безопасности личности, общества, государства и создание эффективной системы свободного и равноправного получения, распространения и использования информации как важнейшего условия демократического развития.
В системе "электронного правительства" выделяют три основных составляющих:
1.Компонент, ориентированный на граждан: Взаимодействие между государственными органами и гражданами - быстрое получение услуг, простота использования, легкий доступ к государственным услугам.
2.Компонент, ориентированный на частный сектор: Взаимодействие между государственными органами и частным сектором - исключение необходимости использования бумажных документов при взаимодействии между собой, ускорение процесса сбора и обработки необходимой информации. В конечном итоге государственные органы с партнерами в лице коммерческих организаций смогут предоставить свои каналы для создания интегрированной системы предоставления услуг. Снижаются затраты государственных органов за счет лучшего использования технологий, действует открытая и прозрачная система управления затратами.
3.Компонент, ориентированный на органы государственного управления: Взаимодействие между государственными органами, которое позволяет при помощи ИКТ установить внутренние и внешние связи между государственными органами и осуществить их взаимодействие, что позволит перестроить их деятельность и обеспечить интегрированное, а не разрозненное предоставление услуг. Это позволит снизить затраты и повысить эффективность работы, избегая задержек и повышая мотивацию труда работников; проводить перестройку внутренних процессов с применением отработанных и широко используемых методик и инструментов.
При реализации "Электронного Правительства" необходимо учитывать следующие факторы:
1.Открытость и широкий охват. Государственные услуги должны быть открытыми и базироваться на существующих стандартах, чтобы услуги быть доступными всем гражданам в любое время, не зависимо от социального статуса и географического положения.
2.Ориентация на нужды потребителей. Государственные службы в большей степени должны ориентироваться на потребности граждан.
3. Интеграция услуг. Процессы государственных услуг должны выглядеть как полностью интегрированная система, поскольку не должны ограничиваться предоставлением доступа к услугам отдельных ведомств, а представлять собой совокупность всех государственных органов.
4. Партнёрство между государством и частным сектором. Многие государственные органы испытывают недостаток опытных сотрудников в области ИКТ, которые могли бы проводить экспертизы или руководить проектами в рамках осуществления крупных проектов по автоматизации государственных организаций. Необходимо, чтобы органы государственного управления все чаще вступали в партнерство с частным сектором, чтобы быстро и эффективно внедрять такие решения.
Система "электронного правительства" должна стать инструментом для социально-экономического развития страны и эффективного государственного управления.
2.3 Пример "электронного правительства" в Гонконге
Электронный правительственный портал содержит более 70 видов услуг, оказываемых 20 государственными департаментами и общественными организациями. Примеры включают заполнение налоговых деклараций, продление водительских прав, заявки на регистрацию предприятий, оплату счетов, регистрацию в качестве избирателей, информацию для туристов и инвесторов.
Предлагаемые услуги структурированы по двум критериям:
· тематически – поиск организован по 9 типам услуг "Транспорт", "Гражданство", "Образование", "Занятость", "Финансы", "Имущество", "Бизнес", "Туризм"; или по перечню департаментов и агентств.
· по целевым группам - портал включает три группы "Люди" для горожан, "Бизнес" для предпринимателей, "Город" для гостей города. Каждый раздел содержит информацию и доступ к услугам, оказываемым электронно.
Для горожан | Для бизнеса | Для гостей города |
Для молодых матерей | Как начать свое дело | Экскурсия по городу |
Для новобрачных | Как управлять бизнесом | ПМЖ |
Карьера | Для работодателя | Бизнес в Гонконге |
Страничка ГАИ | Маркетинг | Развлечения |
Совершеннолетие | Благотворительность | |
Пенсионное обеспечение |
Для оказания услуг используются электронные формы. Использование электронных форм направлено на более быструю передачу данных правительственным департаментам, и в планах стоит увеличение числа услуг, доступных через Интернет. Это дает пользователям возможность взаимодействовать с государственными органами из любой точки и в любое время. Для заполнения электронных форм пользователю необходимо следующее:
· программное обеспечение для заполнения данных;
· электронная подпись для удостоверения своей личности. Желающие могут получить такую подпись, обратившись в соответствующий департамент правительства.
Система также позволяет осуществлять электронные платежи по банковским картам. Правительственные департаменты связаны между собой внутренней сетью, в которой предусмотрен доступ к информации общего пользования, обмен информацией между департаментами.
Заключение и предположения
В целях обеспечения прозрачности, оперативности и подотчетности деятельности государственного аппарата, улучшения качества государственных услуг, а также снижения нагрузки на государственный бюджет на основе использования ИКТ необходимо разработать ряд нормативных правовых документов, учитывающих и закрепляющих принципы проводимой административной реформы. С одной стороны, и обеспечивающих внедрение информационных технологий в государственном управлении, а с другой положения представленного доклада представляется целесообразным учесть в новой редакции ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также при внесении изменений и дополнений в «Концепцию использования ИКТ в федеральных органах исполнительной власти».
В связи с этим целесообразно поручить Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в срок до середины 2008 года подготовить и представить в Правительство Российской Федерации перечень предложений по следующим направлениям:
1. В рамках создания инструментов административного моделирования:
- стандарты учета и представления административных моделей;
- проекты нормативных правовых актов по организации административного моделирования государственного аппарата в целом и отдельных органов власти и местного управления, использования административного моделирования при разработке административных регламентов и электронных административных регламентов.
2. В рамках разработки механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде:
- концепцию проекта федерального закона об организации государственного учёта;
- проект федерального закона о доступе граждан к информации;
- типовой регламент государственного лицензирования с обязательным раскрытием реестра обладателей государственных лицензий;
- предложения по изменению проекта федерального закона о доступе к судебной информации;
3. В рамках формирования системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении:
- предложения по созданию системы стандартизации (профилирования) программного обеспечения, используемого органами государственной власти.
- проект Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к программному обеспечению, используемому органами государственной власти» с приложением Положения «Об основных требованиях к программному обеспечению, используемому органами государственной власти» и Положения «О государственных закупках товаров, работ и услуг в сфере ИКТ».
Литература
· Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996
· Вебер М. Харизматическое государство // Социс, 1998. № 5
· Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
· Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998
· Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997
· Кермон Ж.Л. Политизация государственной администрации или бюрократия политики? // Политическая наука. Элиты в сравнительно-исторической перспективе. М., 1998
· Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах // Вопросы философии. 1994. № 7-8
· Политические аспекты государственного управления: федеральный и региональный опыт. М., 1992
· Российская модернизация: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1993. № 7
· Соколов А.Н. Правовое государство: Идея, теория, практика. Курск, 1994.
· https://humanities.edu.ru
· https://www.mcbs.ru/data/documents
· https://www.nauka-shop.com
· https://www.education.tj
· https://64.233.183.104/