ОТРЯДНОЕ ДЕЛО
Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.
Для чего проводится отрядное дело:
→ создание устойчивых межличностных отношений;
→ проявление личностных позиций каждого члена отряда;
→ достижение общих целей;
→ организация досуга ребят;
→ реализация потребности быть нужным в отряде;
→ развитие различных навыков, способностей;
→ формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);
→ сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);
→ переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.
К основным компонентам дела относятся:
· Участники. Кто из детей отряда какую позицию выберет: организатор, активный участник, зритель-наблюдатель? К какой группе он присоединится – сам или по воле жребия? Как он будет «подбрасывать» свои идеи и подхватывать и реализовывать идеи других?
· Организаторы. На первых порах это взрослые – отрядные воспитатели, чуть позже они передают «бразды правления» отрядному самоуправлению – командиру, представителям общелагерного совета, творческой группе. Организатором дела может выступить и один ребёнок, много знающий, много умеющий и желающий сделать доброе дело для других.
· Время. Когда происходит само дело? Это может быть экспромт, развивающийся «здесь и сейчас» или дело с предварительной подготовкой. Оно может быть ограничено по времени (полтора часа), а может длиться, к примеру, несколько дней или даже целую смену.
|
· Деятельность. Разрабатывая отрядное дело, педагог должен помнить: чем разнообразнее виды деятельности, тем дело будет интереснее для детей, они не любят долго заниматься все вместе чем-то одним.
· Место. Понятно, что у отрядного воспитателя излюбленным чаще всего является отрядное место, однако, как и в случае с деятельностью, оно тоже может наскучить, и надо иметь в запасе и полянку в лесу или на пляже, и костровое место, и спортивную площадку. Место тоже влияет на качество и результат дела, на эмоциональное состояние его участников.
· Содержание. Это то, что обсуждается, используется в качестве примера, на что ссылаются участники, приводя аргументы, и что вырабатывается в ходе совместной деятельности: общечеловеческие духовные ценности, наука, мораль, искусство, овеществлённые в конкретных образах, в художественных произведениях, картинах, книгах, музыке, предметах быта, техники. Это и жизненный опыт конкретных людей, как исторических и художественных персонажей, так и самих организаторов и участников дела.
· Результат дела. Это могут быть эмоциональная удовлетворённость участников как самим процессом дела, так и его результатом: принесли пользу кому-то, выиграли, победили, преодолели препятствие; получили или проверили новые знания и умения, нашли ответ или обменялись информацией; достигли взаимопонимания в процессе общения, приняли совместное решение; создали общественно значимый продукт, проявили заботу и совершили полезное дело для других.
|
Отрядные дела могут быть значимыми составляющими общелагерных событий: тематических дней, праздников, акций, шоу-программ.
Содержание дел, а значит, и виды деятельности, в которых могут проявить себя и добиться успеха его участники, может быть:
· интеллектуально-познавательным,
· информационно-коммуникативным,
· художественно-творческим,
· физкультурно-оздоровительным,
· ценностно-ориентированным,
· трудовым, социальным,
· лидерско-организаторским,
· досугово-развлекательным.
Видовое разнообразие отрядных мероприятий:
→ прогулки и экскурсии;
→ индивидуальные и коллективные беседы;
→ подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;
→ работа по программе отряда;
→ «огоньки» (вечерние сборы).
По направленности отрядные дела подразделяются на:
1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);
2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);
3. познавательные («Спрут», «Пожар»);
4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);
5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);
6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);
7. патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);
8. общественно-политические («Отрядные выборы»).
По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:
1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);
2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);
3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);
4. тренинговые и тестовые программы;
|
5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);
6. коллективные творческие дела;
7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).
По способу подготовки:
1. мероприятие проводится вожатым;
2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);
3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.
При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:
→ возрастные особенности ребят;
→ социальные особенности;
→ интересы ребят;
→ уровень сложившихся взаимоотношений;
→ психологическое и физическое состояние отряда.
Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:
1. Подготовка и настрой:
выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;
определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;
разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;
оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);
объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);
подумать о музыкальном сопровождении;
костюмы ведущих, участников;
при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.
2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):
эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;
чередование видов деятельности;
интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)
владеть вниманием публики (игры с залом);
использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);
занятость, по возможности, всех детей.
3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).
Методика разработки плана наиболее распространенных творческих мероприятий
1. Творческий конкурс
В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде дея-тельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы.
При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха:
→ интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности);
→ красивое оформление (должно привлекать внимание);
→ музыкальное сопровождение (желательно);
→ находчивость ведущего;
→ компетентность жюри;
→ заинтересованность зрителей (игры с залом);
→ подготовленность команд;
→ призы, грамоты.
2. Познавательная викторина
Викторина – соревнование по правилам в эрудиции. Для викторины необходимо проду-мать и составить вопросы, разделив их по темам.
Наиболее популярные викторины в ДОЛ:
→ «Что? Где? Когда?»
→ «Вечер в клубе детективов»
→ «О, везунчик!»
→ «Звездный час».
3. Тематический день
Тематический день – это мероприятие с заранее заданной тематикой. Обычно на одну ла-герную смену приходится 2-3 таких дня.
Тематический день может проводиться как в отдельном отряде, так и во всем лагере. Ре-комендуется отступать от общепринятой тематики – «День Именинника», «День Смеха», а проводить еще неизвестные ребятам дела – «День ТВ», «День Святого Валентина», «День Гулливера». Новое всегда вызывает интерес и желание участия.
Для начала давайте определимся с формами отрядных дел. Они могут различаться:
1. По направленности:
· Патриотические
· Экологические
· Экономические
· Спортивные
· Творческие
· Интеллектуальные
· Коммуникативные
2. По форме проведения:
· Тематический день
· Игры на местности
· Деловые игры
· Дискуссии
· Тематические вечера
· Конкурсные программы
· Экспромт-дела
3. По срокам реализации и способу подготовки:
· Отрядные дела оргпериода
· Отрядные дела основного периода
· Отрядные дела итогового периода.
Алгоритм разработки отрядного дела
1. Название
2. Автор
3. Пояснительная записка (актуальность)
4. Цель
5. Задачи
6. Необходимое оборудование
7. Длительность мероприятия
8. Возраст детей и их количество
9. Период смены, в который реализуется мероприятие
10. Ход мероприятия (сценарий)
11. Ожидаемые результаты (итог мероприятия)
ПРИМЕРЫОТРЯДНЫХ ДЕЛ
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
«Быстрее, выше, сильнее»
(спортивное, конкурсная программа)
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
• Укреплять здоровье детей.
• Развивать физические способности.
• Развивать личность ребёнка на основе овладения физической культурой.
• Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Кол-во участников: отряд методом «шишечки, иголочки, палочки» делится на 3 команды
Место проведения мероприятия: футбольное поле
Роли и ответственные за них: 1 ведущий, жюри (вожатый и 2 ребенка из отряда)
Реквизит: 3 столовых ложки, 6 стаканов, 3 мешка.
Время проведения, продолжительность: 25-30 минут
Ход мероприятия:
Конкурсы:
1. конкурс:
Построится по алфавиту имен команды. Конкурс на время.
2. конкурс:
Перетаскать воду ложкой за 5 минут из одного стакана в другой (первый стакан стоит около команды, второй на определенном расстоянии), у какой команды по истечению времени перетасканной воды окажется больше, та и победила.
3. конкурс:
На определенном расстоянии, напротив каждой команды, встает по представителю жюри. Задача ребят по очереди подбегать к ним и говорить название русской сказки, не повторяясь.
4. конкурс:
Прыжки-мешки. Каждый участник команды должен допрыгать в мешке до определенного места, испытание на скорость.
5. конкурс:
Необходимо за 5 минут каждой команде, исходя из своего названия, собрать соответствующие природные материалы (шишечки, иголочки, палочки). Далее на скорость выложить из них изображение слона.
Провести награждение всех участников соревнования, а также поблагодарить членов жюри.
Итог:
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
«Деть ТV»
(познавательное, тематический день)
Цель: организовать досуговую деятельность отряда.
Задачи:
• развитие двигательной активности, познавательной деятельности ребенка.
• развитие художественно-творческих способностей ребенка.
• развитие коммуникабельности ребят в отряде.
Место проведения мероприятия: вся территория лагеря
Время проведения, продолжительность: весь день
Кол-во участников: весь отряд, а также приглашаемые гости
Ход мероприятия:
На утреннем сборе ребятам рассказывается история российского телевидения и объясняются правила игры:
1. Игра ведется с 8 утра до 8 вечера
2. Кто вступил на тропу игры, обратного пути не имеет
3. Ты в игре, у тебя – эмблема (каждый участник должен иметь опознавательный знак)
4. Честность и взаимопомощь – основные качества дня
Основное действие:
Отряд методом жеребьевки делится на 3 творческих коллектива:
— снимающие 1 серию сериала о лагере,
— снимающие 3 рекламы,
— снимающие специальный выпуск новостей.
В коллективе ребята сами выбирают тему репортажа, состав съемочной группы: режиссеров, сценаристов, гримеров (костюмеров), репортеров и т.д. Также приветствуется приглашение гостей (например, старшей вожатой, физрука: взять у них интервью в «прямом эфире»).
Далее ребятам раздаются эмблемы с названием их новой должности и именем.
В продолжение дня вожатым осуществляется контроль за деятельностью ребят, даются полезные советы.
В 8 вечера в заранее отведенном месте назначается сбор отряда, приглашаются зрители. Вожатый ведет вечер, заполняя заминки играми, смешными рассказами, конкурсами.
Итог:
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
«Поход»
(экологическое, на местности)
Цель: расширение экологических знаний
Задачи:
• Развитие гуманного отношения к окружающей среде
• Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона.
• Формирование благоприятного отношения личности к миру природы.
• Развитие навыков укрепления и сохранения здоровья, укрепления и развития силы воли и духа (система спортивных мероприятий, занятия и лекции, беседы и обсуждения).
Участники игры: 2 команды (метод деления: «атомы – молекулы»)
Место проведения: на территории лагеря
Время проведения, продолжительность: 20-30 минут
Рекомендации к проведению: за каждое выполненное командой задание присваивать ей по 1 баллу (1 балл – 1 шишка), присвоение и подсчет баллов производит жюри
Ход мероприятия:
Конкурсы:
1 конкурс:
Как называются звуки, которые издают следующие животные:
корова – мычит, конь – ржет, куропатка – чирикает, утка – крякает, филин – ухает, лань – охает, муфлон – свистит, орел – клекочет, голубь – воркует, олень – трубит, ревет, лиса – лает, глухарь – токует, медведь – ревет, кабан – скрежет зубами, фазан – токует.
2 конкурс:
В течение 5 минут записать на выданном листе песни, в которых поется о лесе. Далее спеть любимую из них.
3 конкурс:
На деревьях в беспорядочном порядке прикрепить листы с цифрами от 0 – 10, каждый член команды должен быстро обежать все деревья, но так чтобы касаться цифр строго по порядку, т. е. от 1 до 10.
4 конкурс:
В течение 5 минут команды ищут самую большую шишку.
5 конкурс:
Не оценивается баллами. Насобирать множество природных материалов, которые затем использовать для оформления отрядного уголка (отрядного места).
6 конкурс:
Приглашаются капитаны, которые должны встать на значительном расстоянии от своих команд. Задача капитанов – выполнять различные движения (чистить зубы, танцевать…), а задача команд – записывать на листочек действия командиров в той же последовательности, в какой эти действия происходят.
7 конкурс:
Не оценивается баллами. Все ребята ложатся и слушают лес: птиц, насекомых, лесной ручей… Далее идет рассказ каждого о том, что он слышал в лесу.
8 конкурс:
Выбирается из 2 команд один желающий, которому завязывают глаза, он – «слепой сторож». Его ставят в 2-3 шагах от пня, на котором лежат конфеты. Задача ребят по очереди незаметно взять себе конфету с пня. Тот, кто выдаст себя шумом, отходит в сторону. Далее жюри подсчитывает в какой команде больше «шумных воришек», та и проиграла.
Наградить команды. А также провести награждение отдельных ребят по категориям:
— знаток птиц,
— знаток зверей,
— лучший сторож,
— лесной певец.
Итог: