Алгоритм разработки отрядного дела




ОТРЯДНОЕ ДЕЛО

 

Отрядная деятельность – это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.

Для чего проводится отрядное дело:

→ создание устойчивых межличностных отношений;

→ проявление личностных позиций каждого члена отряда;

→ достижение общих целей;

→ организация досуга ребят;

→ реализация потребности быть нужным в отряде;

→ развитие различных навыков, способностей;

→ формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);

→ сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);

→ переход от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.

 

К основным компонентам дела относятся:

· Участники. Кто из детей отряда какую позицию выберет: организатор, активный участник, зритель-наблюдатель? К какой группе он присоединится – сам или по воле жребия? Как он будет «подбрасывать» свои идеи и подхватывать и реализовывать идеи других?

· Организаторы. На первых порах это взрослые – отрядные воспитатели, чуть позже они передают «бразды правления» отрядному самоуправлению – командиру, представителям общелагерного совета, творческой группе. Организатором дела может выступить и один ребёнок, много знающий, много умеющий и желающий сделать доброе дело для других.

· Время. Когда происходит само дело? Это может быть экспромт, развивающийся «здесь и сейчас» или дело с предварительной подготовкой. Оно может быть ограничено по времени (полтора часа), а может длиться, к примеру, несколько дней или даже целую смену.

· Деятельность. Разрабатывая отрядное дело, педагог должен помнить: чем разнообразнее виды деятельности, тем дело будет интереснее для детей, они не любят долго заниматься все вместе чем-то одним.

· Место. Понятно, что у отрядного воспитателя излюбленным чаще всего является отрядное место, однако, как и в случае с деятельностью, оно тоже может наскучить, и надо иметь в запасе и полянку в лесу или на пляже, и костровое место, и спортивную площадку. Место тоже влияет на качество и результат дела, на эмоциональное состояние его участников.

· Содержание. Это то, что обсуждается, используется в качестве примера, на что ссылаются участники, приводя аргументы, и что вырабатывается в ходе совместной деятельности: общечеловеческие духовные ценности, наука, мораль, искусство, овеществлённые в конкретных образах, в художественных произведениях, картинах, книгах, музыке, предметах быта, техники. Это и жизненный опыт конкретных людей, как исторических и художественных персонажей, так и самих организаторов и участников дела.

· Результат дела. Это могут быть эмоциональная удовлетворённость участников как самим процессом дела, так и его результатом: принесли пользу кому-то, выиграли, победили, преодолели препятствие; получили или проверили новые знания и умения, нашли ответ или обменялись информацией; достигли взаимопонимания в процессе общения, приняли совместное решение; создали общественно значимый продукт, проявили заботу и совершили полезное дело для других.

Отрядные дела могут быть значимыми составляющими общелагерных событий: тематических дней, праздников, акций, шоу-программ.

 

Содержание дел, а значит, и виды деятельности, в которых могут проявить себя и добиться успеха его участники, может быть:

· интеллектуально-познавательным,

· информационно-коммуникативным,

· художественно-творческим,

· физкультурно-оздоровительным,

· ценностно-ориентированным,

· трудовым, социальным,

· лидерско-организаторским,

· досугово-развлекательным.

 

Видовое разнообразие отрядных мероприятий:

→ прогулки и экскурсии;

→ индивидуальные и коллективные беседы;

→ подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;

→ работа по программе отряда;

→ «огоньки» (вечерние сборы).

 

По направленности отрядные дела подразделяются на:

1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);

2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);

3. познавательные («Спрут», «Пожар»);

4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);

5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);

6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);

7. патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);

8. общественно-политические («Отрядные выборы»).

 

По форме проведения внутриотрядные мероприятия делятся на:

1. тематический день («День ТV», «День Св. Валентина», «Книга рекордов Гиннеса»);

2. игры на местности («Поиски пропавшего вожатого», «Снайпер»);

3. деловые и интеллектуальные игры («Президиум», «Кто ты, кто я?»);

4. тренинговые и тестовые программы;

5. конкурсные программы («Ха-ха», «В мире сказок»);

6. коллективные творческие дела;

7. «вертушка» - игра по станциям («Шерлок Холмс и все-все-все»).

 

По способу подготовки:

1. мероприятие проводится вожатым;

2. мероприятие проводится вожатым с участием ребят (инициативная, творческая группа);

3. ребята самостоятельны, вожатый руководит только ходом подготовки и проведения.

 

При подготовке к отрядному мероприятию вожатому следует учесть:

→ возрастные особенности ребят;

→ социальные особенности;

→ интересы ребят;

→ уровень сложившихся взаимоотношений;

→ психологическое и физическое состояние отряда.

 

Алгоритм разработки и проведения отрядного дела:

1. Подготовка и настрой:

выбрать актуальную тему, определить основные цели и задачи, которые будут реализованы в данном мероприятии;

определиться с формой проведения дела, а также временем и местом;

разработать сюжет мероприятия с распределением ролей;

оформление (художественное: элементы реквизита, украшение отрядного места);

объявление, реклама (заранее вызвать заинтересованность);

подумать о музыкальном сопровождении;

костюмы ведущих, участников;

при необходимости определиться с составом жюри и критериями оценок.

2. Проведение дела (следует учитывать следующие моменты):

эмоциональная завязка, постепенное развитие (от простого к сложному), красочная кульминация;

чередование видов деятельности;

интересные задания (одинаковые по направленности и сложности)

владеть вниманием публики (игры с залом);

использовать технические средства: аудио (музыкальное, шумовое оформление, игра и пение под гитару), видео (просмотр и обсуждение видеороликов);

занятость, по возможности, всех детей.

3. Итог (следует подвести итоги отрядного дела, провести награждение участников, а также анализ мероприятия).

 

Методика разработки плана наиболее распространенных творческих мероприятий

1. Творческий конкурс

В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде дея-тельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы.

При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха:

→ интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности);

→ красивое оформление (должно привлекать внимание);

→ музыкальное сопровождение (желательно);

→ находчивость ведущего;

→ компетентность жюри;

→ заинтересованность зрителей (игры с залом);

→ подготовленность команд;

→ призы, грамоты.

2. Познавательная викторина

Викторина – соревнование по правилам в эрудиции. Для викторины необходимо проду-мать и составить вопросы, разделив их по темам.

Наиболее популярные викторины в ДОЛ:

→ «Что? Где? Когда?»

→ «Вечер в клубе детективов»

→ «О, везунчик!»

→ «Звездный час».

3. Тематический день

Тематический день – это мероприятие с заранее заданной тематикой. Обычно на одну ла-герную смену приходится 2-3 таких дня.

Тематический день может проводиться как в отдельном отряде, так и во всем лагере. Ре-комендуется отступать от общепринятой тематики – «День Именинника», «День Смеха», а проводить еще неизвестные ребятам дела – «День ТВ», «День Святого Валентина», «День Гулливера». Новое всегда вызывает интерес и желание участия.

Для начала давайте определимся с формами отрядных дел. Они могут различаться:

1. По направленности:

· Патриотические

· Экологические

· Экономические

· Спортивные

· Творческие

· Интеллектуальные

· Коммуникативные

2. По форме проведения:

· Тематический день

· Игры на местности

· Деловые игры

· Дискуссии

· Тематические вечера

· Конкурсные программы

· Экспромт-дела

3. По срокам реализации и способу подготовки:

· Отрядные дела оргпериода

· Отрядные дела основного периода

· Отрядные дела итогового периода.

 

 

Алгоритм разработки отрядного дела

1. Название

2. Автор

3. Пояснительная записка (актуальность)

4. Цель

5. Задачи

6. Необходимое оборудование

7. Длительность мероприятия

8. Возраст детей и их количество

9. Период смены, в который реализуется мероприятие

10. Ход мероприятия (сценарий)

11. Ожидаемые результаты (итог мероприятия)

 

ПРИМЕРЫОТРЯДНЫХ ДЕЛ

 

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

«Быстрее, выше, сильнее»

(спортивное, конкурсная программа)

 

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

• Укреплять здоровье детей.

• Развивать физические способности.

• Развивать личность ребёнка на основе овладения физической культурой.

• Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Кол-во участников: отряд методом «шишечки, иголочки, палочки» делится на 3 команды

Место проведения мероприятия: футбольное поле

Роли и ответственные за них: 1 ведущий, жюри (вожатый и 2 ребенка из отряда)

Реквизит: 3 столовых ложки, 6 стаканов, 3 мешка.

Время проведения, продолжительность: 25-30 минут

Ход мероприятия:

Конкурсы:

1. конкурс:

Построится по алфавиту имен команды. Конкурс на время.

2. конкурс:

Перетаскать воду ложкой за 5 минут из одного стакана в другой (первый стакан стоит около команды, второй на определенном расстоянии), у какой команды по истечению времени перетасканной воды окажется больше, та и победила.

3. конкурс:

На определенном расстоянии, напротив каждой команды, встает по представителю жюри. Задача ребят по очереди подбегать к ним и говорить название русской сказки, не повторяясь.

4. конкурс:

Прыжки-мешки. Каждый участник команды должен допрыгать в мешке до определенного места, испытание на скорость.

5. конкурс:

Необходимо за 5 минут каждой команде, исходя из своего названия, собрать соответствующие природные материалы (шишечки, иголочки, палочки). Далее на скорость выложить из них изображение слона.

Провести награждение всех участников соревнования, а также поблагодарить членов жюри.

Итог:

 

 

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

«Деть ТV»

(познавательное, тематический день)

Цель: организовать досуговую деятельность отряда.

Задачи:

• развитие двигательной активности, познавательной деятельности ребенка.

• развитие художественно-творческих способностей ребенка.

• развитие коммуникабельности ребят в отряде.

Место проведения мероприятия: вся территория лагеря

Время проведения, продолжительность: весь день

Кол-во участников: весь отряд, а также приглашаемые гости

Ход мероприятия:

На утреннем сборе ребятам рассказывается история российского телевидения и объясняются правила игры:

1. Игра ведется с 8 утра до 8 вечера

2. Кто вступил на тропу игры, обратного пути не имеет

3. Ты в игре, у тебя – эмблема (каждый участник должен иметь опознавательный знак)

4. Честность и взаимопомощь – основные качества дня

Основное действие:

Отряд методом жеребьевки делится на 3 творческих коллектива:

— снимающие 1 серию сериала о лагере,

— снимающие 3 рекламы,

— снимающие специальный выпуск новостей.

В коллективе ребята сами выбирают тему репортажа, состав съемочной группы: режиссеров, сценаристов, гримеров (костюмеров), репортеров и т.д. Также приветствуется приглашение гостей (например, старшей вожатой, физрука: взять у них интервью в «прямом эфире»).

Далее ребятам раздаются эмблемы с названием их новой должности и именем.

В продолжение дня вожатым осуществляется контроль за деятельностью ребят, даются полезные советы.

В 8 вечера в заранее отведенном месте назначается сбор отряда, приглашаются зрители. Вожатый ведет вечер, заполняя заминки играми, смешными рассказами, конкурсами.

Итог:

 

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

«Поход»

(экологическое, на местности)

Цель: расширение экологических знаний

Задачи:

• Развитие гуманного отношения к окружающей среде

• Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона.

• Формирование благоприятного отношения личности к миру природы.

• Развитие навыков укрепления и сохранения здоровья, укрепления и развития силы воли и духа (система спортивных мероприятий, занятия и лекции, беседы и обсуждения).

 

Участники игры: 2 команды (метод деления: «атомы – молекулы»)

Место проведения: на территории лагеря

Время проведения, продолжительность: 20-30 минут

Рекомендации к проведению: за каждое выполненное командой задание присваивать ей по 1 баллу (1 балл – 1 шишка), присвоение и подсчет баллов производит жюри

Ход мероприятия:

Конкурсы:

1 конкурс:

Как называются звуки, которые издают следующие животные:

корова – мычит, конь – ржет, куропатка – чирикает, утка – крякает, филин – ухает, лань – охает, муфлон – свистит, орел – клекочет, голубь – воркует, олень – трубит, ревет, лиса – лает, глухарь – токует, медведь – ревет, кабан – скрежет зубами, фазан – токует.

2 конкурс:

В течение 5 минут записать на выданном листе песни, в которых поется о лесе. Далее спеть любимую из них.

3 конкурс:

На деревьях в беспорядочном порядке прикрепить листы с цифрами от 0 – 10, каждый член команды должен быстро обежать все деревья, но так чтобы касаться цифр строго по порядку, т. е. от 1 до 10.

4 конкурс:

В течение 5 минут команды ищут самую большую шишку.

5 конкурс:

Не оценивается баллами. Насобирать множество природных материалов, которые затем использовать для оформления отрядного уголка (отрядного места).

6 конкурс:

Приглашаются капитаны, которые должны встать на значительном расстоянии от своих команд. Задача капитанов – выполнять различные движения (чистить зубы, танцевать…), а задача команд – записывать на листочек действия командиров в той же последовательности, в какой эти действия происходят.

7 конкурс:

Не оценивается баллами. Все ребята ложатся и слушают лес: птиц, насекомых, лесной ручей… Далее идет рассказ каждого о том, что он слышал в лесу.

8 конкурс:

Выбирается из 2 команд один желающий, которому завязывают глаза, он – «слепой сторож». Его ставят в 2-3 шагах от пня, на котором лежат конфеты. Задача ребят по очереди незаметно взять себе конфету с пня. Тот, кто выдаст себя шумом, отходит в сторону. Далее жюри подсчитывает в какой команде больше «шумных воришек», та и проиграла.

Наградить команды. А также провести награждение отдельных ребят по категориям:

— знаток птиц,

— знаток зверей,

— лучший сторож,

— лесной певец.

Итог:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: