ЛЕКЦИЯ 3. Общий и специальный менеджмент. Управление в госслужбе
1. Объект и предмет менеджмента. Различие между общим и специальным менеджментом
2. Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме: общее и особенное.
3. Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций.
4. Государственная служба и новые технологии современного менеджмента
Объект и предмет менеджмента. Различие между общим и специальным менеджментом
Общий менеджмент изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивация, лидерство). Так, например, стандартные функции управления, или менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), встречаются в жизни любой организации –и на государственном предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственном учреждении.
Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами, например менеджмент в сфере услуг, риск-менеджмент, финансовый менеджмент. В рамках специального менеджмента возможны более детальное дробление с выделением все более специфических объектов управления.
Объектом общего менеджмента являются прежде всего организации, а также люди в организациях, совокупность отношений между ними, возникающих в процессе[1] их деятельности.
Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.
Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Основными элементами деятельности являются:
· осознание деятельности в виде мотива;
|
· оценка наличной ситуации;
· формулирование цели;
· выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
· выбор средств деятельности;
· реализация решения.
Управленческая деятельность – это сочетание различных функций управления, которые представляют собой особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на объект управления.
Объектом специального менеджмента является организация в условиях ее специфики, ее параметры, структура и процесс функционирования (деятельности), а также особые отношения между людьми, возникающие в процессе такой деятельности. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, процессы модернизации или развития организации, процессы финансирования, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).
Предметом менеджмента являются:
· закономерности, общесистемные характеристики, причинно-следственные связи, присущие организации и отражающие условия ее специфики;
· организационные, правовые, экономические и т.п. механизмы достижения целей организации;
· ресурсное обеспечение (персонал, технологии, информация);
· корпоративная культура, поведение людей в организации;
· организационные компоненты и функциональные направления деятельности организации.
Предмет менеджмента как науки составляют:
· общие закономерности;
· принципы управления организацией;
|
· методы управления организацией.
В настоящее время исследование проблем организации и управления структурировано по следующим уровням:
· институциональный;
· организационный;
· деятельный (процессный).
Соответственно различают:
· институциональное управление;
· управление организацией;
· управление бизнес-процессами (операционное управление или управление деятельностью организации).
Институциональное управление. СУТЬ управления – развитие организации как института, представляемого эволюционирующими концептуальными, правовыми и организационными положениями и компонентами.
Управление организацией. СУТЬ управления - формирование (развитие) организации как целостной единой системы. УРОВЕНЬ представления организации – открытая система; управление организацией - управление ее применением (системное управление).
Управление деятельностью организации. СУТЬ - управление бизнес-процессами, протекающими в организации. Уровень процесса деятельности организации операционный; управление организацией на уровне бизнес-процессов или операционное.
2. Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме:
Общее и особенное
Менеджмент традиционно связывают с коммерческими организациями. В то же время все основные закономерности общего менеджмента, рассматриваемые в классических учебниках и руководствах, проявляются и в управлении государственными организациями.
Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т.е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.
|
Под менеджментом в государственной службе понимается
· процесс управления в рамках учреждений государственной службы,
· наука об этом управлении,
· искусство управления,
· набор соответствующих навыков,
· персонал государственного управления.
Основные функции менеджмента в государственной службе:
· анализ, планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование.
Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре – результат системного управления, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах – результат операционного управления.
Менеджмент в государственной службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы.
Общие закономерности. В процессе управления в организациях происходит:
· постановка целей;
· определяются приоритеты;
· составляются планы и программы действий;
· закрепляются управленческие процедуры;
· формируется и развивается организационная структура;
· строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе;
· закрепляются соответствующие процедуры контроля.
Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах.
Особенности менеджмента вгосударственной службе проявляются прежде всего в
· целях,
· методах оценки результатов,
· отчетности,
· процедурах контроля,
· ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
Ø планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора;
Ø организация государственной службы, как правило, имеет иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складываемся особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
Ø контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации;
Ø мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.).
Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается емкими „терминами "администрирование" и "бюрократия". Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к "автократической модели управления[2], в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
· следование инструкциям;
· разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
· концентрация власти и политической воли;
· ограничение свободы;
· административный контроль;
· авторитарный стиль управления.