Бирюч, 21.03.2016 г.
Название разработки: учебное занятие.
Название и форма проведения: «Лесная викторина», занятие - викторина.
Пояснительная записка
Цель: познакомить детей с ролью леса в жизни человека.
Задачи: расширить знания детей о лесе и его богатстве;
Развивать интерес к природоохранной деятельности в защиту лесных массивов;
Воспитывать любовь к природе родного края, стремление оберегать её.
Форма проведения: занятие - викторина.
Метод проведения: словесный, наглядный.
Возраст детей: 10-13 лет.
Условия для проведения: кабинет объединения «Юный эколог».
Оборудование: фотографии, плакаты с изображением леса, карточки с заданиями.
Методические советы на подготовительный период: дети изучают литературу о лесе, педагог готовит задания-карточки и медали «Знатоки леса».
План занятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы занятия - викторины.
1. Станция «Ягодная».
2. Станция «Грибная».
3. Станция «Следовая»
4. Станция «Экологическая»
III. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! А вы знаете, какая сегодня дата? (Ответы детей). Именно 21 марта во всем мире отмечается Международный день леса, цель которого познакомить всех жителей нашей планеты с ролью леса и зелёных насаждений в жизни каждого человека. В этот день все желающие проводят разнообразные акции и мероприятия. И мы тоже с вами узнаем много нового и интересного о красоте природы родного края. А так же вы сможете проверить свои знания? Мы будем участвовать в викторине, и пройдём несколько станций.
II. Основные этапы занятия - викторины.
1. Станция «Ягодная».
Педагог: По лесочку я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
- Пусто в кузовочке! [1]
Педагог: Мы с вами остановились на первой станции. Про что мы будем здесь говорить? (Ответы детей: про ягоды). Правильно, когда отправляешься в лес, возьми с собой лукошко, чтобы собранные вами плоды обязательно поделились жизненной силой природы. Ягод в лесу очень много и мы сейчас проверим ваши знания. У вас на столе лежат карточки с заданиями, вам нужно ответить на вопрос и найти на картинке эту ягоду. (Приложение № 1)
2. Станция «Грибная».
Педагог: Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Гладков Н. [2]
Педагог: Ребята, на следующей станции мы с вами поговорим о грибах. А вы знаете, как нужно правильно собирать грибы? (Ответы детей). Грибы можно употреблять в пищу в жареном, варёном, солёном, маринованном виде, так как это ценный продукт питания, который содержит белки, углеводы, минералы и витамины. Их так же используют не только в пищу, но и в медицине. Перед вами карточки с заданиями, где вам нужно ответить на вопрос и найти на картинке гриб. (Приложение № 2)
3. Станция «Следовая».
Педагог: Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трёхзубчатые вилы —
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет. [3]
Педагог: Лесные обитатели на глаза человеку попадаются очень редко. Даже если вы бесшумно и осторожно передвигаетесь по лесу, животные всё равно обнаружат ваше присутствие значительно раньше, так звери и птицы обладают острым зрением и слухом. Ребята, на этой станции мы поиграем в следопытов. Перед вами следы диких животных, а вы должны определить, кому они принадлежат. (Приложение № 3)
4. Станция «Экологическая».
Педагог: Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой! [4]
Педагог: Ребята,давайте вместе вспомним правила поведения человека в лесу. А как мы с вами можем научить других людей как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Давайте нарисуем экологические знаки, и развесим их в парке с. Весёлое, чтобы все жители смогли узнать о проблемах лесного массива. (Дети рисуют знаки)
III. Подведение итогов.
Педагог: Молодцы ребята, я надеюсь, вам понравилась викторина. Сегодня вы показали отличные знания о лесе, о правилах поведения, о животных и растениях. И думаю, мы достойны быть друзьями природы. Не зря гласит пословица: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево». Это говорит о том, что значение леса в нашей жизни очень велико. А в заключении я хочу вручить вам медали «Знатоки леса». До новых встреч, друзья.
Методические советы организаторам и постановщикам: занятие лучше проводить в отдельном кабинете, можно проводить на экскурсии в лесном массиве. Кабинет оформить выставкой книг и рисунков детей, посвящённые животному и растительному миру леса.
Методические советы на период ближайшего последействия: итоги подводятся в форме беседы, педагог дает напутствие, как нужно беречь природу родного края, можно подготовить буклет «Лес - наше богатство»
Список источников:
1. https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-jagody.html
2. https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/7097-stixi-pro-grib-griby
3. https://allforchildren.ru/poetry/winter118.php
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii
Автор разработки: Костырченко Светлана Николаевна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов».
Приложение № 1
Загадки о ягодах
Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела… | ![]() |
Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с… | ![]() |
Много темно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины —… | ![]() |
В красных платьицах сестрички Прицепились за косички. Летом в сад зайдите здешний — Созревают там | ![]() |
Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? | ![]() |
Приложение № 2
Загадки о грибах
На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются… | ![]() |
Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются… | ![]() |
Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу — кружево-узор. Это — красный… | ![]() |
Догадайтесь-ка, ребята: Шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? | ![]() |
Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это — белый… | ![]() |
Приложение № 3
Следы диких животных в лесу