В законе РФ «Об образовании» (1992г.) в статье 15 определяются общие требования к организации образовательного процесса, связь его с образовательными программами, психолого-педагогические основы взаимодействия педагога с детьми, привлечение родителей к ознакомлению с ходом и содержанием образовательного процесса.
В «Типовом положении о ДОУ» (1995г.) подробно рассматривается специфика образовательного процесса, дается характеристика его участников, общие подходы к организации и управлению процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В учебном пособии И.Зимней «Педагогическая психология» (2000г.) обобщается сущность образовательного процесса, необходимость изучения его основных компонентов, психолого-педагогические основы организации деятельности общения, познания, учения.
Под образовательным процессом понимается профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все его компоненты. Данное взаимодействие имело характер воспитательно-образовательной работы (20-60 г.г.), учебно-воспитательной работы (70-80 г.г.). Как правило, шло подробное и содержательное изучение педагогического процесса, его компонентов, структуры, цели, содержания, функций и т.п.
В ряде работ (В.А. Сластенин, И.Зимняя и др.) сделана попытка развести два понятия: «образовательный» и «педагогический» процессы. Авторы рассматривают их как общее и частное. Общим для них является наличие структуры, компонентов, значения, функциональной направленности. Но есть и отличия: в центре образовательного процесса «стоит» ребенок, усилия всех участников направлены на достижения ребенка. В центре педагогического процесса находится педагог, он главное действующее лицо, организатор взаимодействия с детьми.
Терминология «образовательный процесс» связана с выходом закона РФ «Об образовании», где записано, что под образованием понимается система воспитания и обучения, которая осуществляется в интересах личности, государства и общества. В практике работы ДОУ чаще употребляется понятие «педагогический процесс», где точкой отсчета является не деятельность, а личность.
Рассмотрим педагогический процесс более детально. Вопросами изучения понятия «педагогический процесс» в теории общей педагогики занимались многие исследователи: Каптерев П.Ф., Бабанский Ю.К., Данилин М.А., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Подласый И.П., Лихачев Б.Г., Беспалько В.П. и другие.
Исследователь Лихачев Б.Г. отмечает неразрывность связи педагогического процесса со всеми другими общественными процессами (экономическими, политическими, нравственными, культурными и т.п.). «По мере осуществления экономической реформы, демократизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни» - подчеркивает автор.
Исследователи по разному подходят к определению педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс», введенное П.Ф. Каптеревым, включает в себя суть процессов обучения, воспитания, развития, формирования, наставления детей. «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности» - отмечает автор.
Бабанский IO.K. рассматривает педагогический процесс как «развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых»
Акцент на развивающий характер педагогического процесса дается у И.П. Подласого (19)- «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых»
Педагогический процесс по Б.Г. Лихачеву, «есть целенаправленное содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей, направляющей роли воспитателей».
Общим, объединяющим все определения является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Понятие целостности педагогического процесса рассматривается в работах Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, М.Е.Дуранова и других, а впервые сформулировано М.А.Даниловым.
Как следует из определения участниками педагогического процесса являются педагог и ребенок.
В общей педагогике подходы к педагогическому процессу различны.
Авторы рассматривают педагогический процесс как процессуальную систему (Ю.К.Бабанский, М.Е.Дуранов, И.М.Дуранов, В.И.Жернов, О.В.Лешер), И.П.Подласый и Б.Г.Лихачев определяют его с точки зрения
системного подхода.
При рассмотрении педагогического процесса, как системы процессуальной, Ю.К.Бабанский в качестве системы выделяет «школу», коллектив авторов под руководством М.Е.Дуранова в качестве статичной системы представляют образовательное учреждение, факультет, группу, определяют управляющую (обучающие) и управляемую (обучающиеся). Используя методологию и методику системно-структурного анализа, авторы выделяют компоненты системы, в которой протекает процесс, выявляют закономерные взаимосвязи между ними, определяют источники развития и условия эффективного управления педагогическим процессом.
Ю.К.Бабанский рассматривает педагогический процесс как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, обучения. Авторы выделяют характеристикой педагогического, процесса: цель, содержание, методы, организованные формы взаимодействия учащихся и учителей, средства педагогического процесса.
Исследователи процессного подхода называют этапы протекания педагогического процесса:
1 этап - подготовительный, подготовка педагогического процесса;
2 этап - осуществление педагогического процесса, реализация целей и задач;
3 этап - анализ результатов функционирования педагогического процесса. И.П.Подласный и Б.Г.Лихачев сущность педагогического процесса, с точки зрения системного подхода, видят в обеспечении единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности. Данные ученые также выделяют компоненты (педагоги, воспитуемые, условия воспитания), этапы протекания педагогического процесса м-закономерности.
В качестве компонентов системы педагогического процесса определили -целевой, содержательный, деятельностный, результативный. В содержании каждого компонента определены:
• целевой компонент — включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности от генеральной цели до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов;
• содержательный компонент - отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;
• деятельный компонент - включает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;
• результативный компонент - отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
И.П.Подласый сформулировал закономерность педагогического процесса: