№ | Название | Содержание | Рекомендации при оречевлении. | Режимный момент |
1. | «Гуленьки» | Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам (имя) кормить?» Один скажет: кашкою, Другой – простоквашкою, Третий скажет: молочком, Вкусненьким, сладеньким! | Взрослый проговаривает потешку, используя высокий тембр речи. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время завтрака, обеда, ужина, приготовления пищи совместно с ребенком. |
2. | «Ласочка-Парасочка» | – Ласочка-Парасочка, где ты была? – У бабушки. – А что ты там делала? – Холсты ткала. – А что за работу получила? – Кусочек сальца. – А где ж то сальце? – Под лавочку положила. – А где ж то сальце-то? – Киска утащила. – А где ж та киска? – За речку убежала. – А где ж та речка? – Высохла, цветами поросла. | Взрослый проговаривает потешку как диалог на два голоса: 1) Ласочка-Парасочка – голос высокий; 2) авторские слова – обычный голос взрослого; Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется в свободном режиме. |
3. | «Пальчики» | Ивану – большаку – дрова рубить, Ваське указке – воду носить, Мишке – среднему – печку топить, Гришке – сиротке – кашку варить. А крошке Тимошке – песенки петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. | Пальчики ребенка взрослый сжимает в кулачок, удерживая своей рукой от произвольных движений. Поочередно разжимаете один за другим пальчики, оречевляя потешкой действия, на каждый пальчик старайтесь менять тембр голоса: высокий, средний, низкий. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется, как пальчиковая игра, в свободном режиме. |
3. | «Мальчик-пальчик» | Птичка – птичка, Вот тебе водичка, Вот тебе крошки, Ты поклюй с ладошки. – Мальчик – пальчик, где ты был? – С этим братцем – в лес ходил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем – песни пел. | Сжимаем пальчики одной руки ребенка в кулачок, проговаривая строки потешки в диалоге. Меняйте тембр голоса: 1) авторские слова произносятся обычным голосом; 2) слова Мальчика-пальчика высоким тембром голоса. Начинать игры с пальчиками можно то с большого пальца, то с мизинца, с правой или с левой руки. Важным является то, что сначала ручками ребенка играет взрослый, медленно проговаривая слова потешки, постепенно ребенок должен сам пробовать произносить слова с тем тембром, с которым произносил взрослый и разжимать один за другим пальчики. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется как пальчиковая игра, в свободном режиме. |
4. | «Братья – пальчики» | Идут четыре брата Навстречу старшему. – Здравствуй, большак! – говорят. – Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка Да крошка Тимошка. | Оречевление в диалоге, тембр голоса меняется на каждой строке, от низкого до высокого. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется как пальчиковая игра, в свободном режиме |
5. | «Курочка-рябушечка» | – Курочка-рябушечка, куда ты пошла? – На речку. – Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? – За водичкой. – Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? – Цыпляток поить. – Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить? – Пи-пи-пи-пи-пи-пи! | Оречевление осуществляется в форме диалога (вопросно-ответная форма с изменением тембра голоса: 1) голос автора – вопросная форма интонации, тембр голоса обычный; 2) голос «курочки – рябушечки» – ответная форма интонации, тембр голоса высокий. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время игры, с игрушкой «курочка-ряба». |
6. | «Домашние птицы» | Наши уточки с утра: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора: Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху: Грру-грру-угрру-грру-у! Наши курочки в окно: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет: Ку-ка-ре-ку! | Оречевление происходит со сменой тембра голоса на звукоподрожательных словах: га-га-га, бал-бал, грру-грру, ко-ко-ко, а также с восклицательной интонацией. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время игры, с игрушками птиц. Может использоваться в свободном режиме. |
7. | «Тень-тень, потетень» | Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень. Похвалялися весь день: Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй-ка! Похвалялись ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь! | Оречевление в соответствии с диалогом, тембр голоса лисы – средний, заяц – высокий, медведь – низкий. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время игры, с игрушками зайца, лисы, медведя. Может использоваться в свободном режиме |
8. | «Медвежонок Мишка» | Медвежонок Мишка – Маленький плутишка В гости к пчёлам ходит, Разговор заводит: - Можно ль Мишеньку любить, Чтобы мёдом угостить! | Смена среднего тембра голоса на низкий, происходит на последних рифмах, голос медведя. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время игры, с игрушкой медведя. Может использоваться в свободном режиме |
9. | «Мишка, Мишенька, Медведь» | Мишка, Мишенька, Медведь. Ну, зачем же так реветь? Ты возьми корзинку, Собирай малинку. Заворчал медведь. Ну вот. Я люблю ведь больше мед. Ты тогда возьми горшок, Собирай в него медок. И сказал медведь в ответ. Да, вкуснее меда нет. Нечего печалиться, Только пчелы жалятся. | Оречевление в соответствии с диалогом, на тембровых контрастах. Тембр голоса автора – высокий, медведь – низкий. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Используется во время игры, с игрушкой медведя. Может использоваться в свободном режиме |
10. | «Модница-Лягушка» | Плавала в кувшинках Модница-лягушка, Розовая шляпка Съехала на ушко. Вместо платьица – Листок, Вместо шляпки – Лепесток. Где же у лягушки Маленькие ушки? | Оречевление высоким тембром голоса, с восклицательной интонацией. Оречевление необходимо воспроизводить медленно и распевно. | Может использоваться в свободном режиме. |
Приложение 3