Организация сотрудничества и коммерциализации ноу-хау




Один из членов правления (проректор по науке) в предложенной структуре управления университетом (разд. 7.2) отвечает за коммерциализацию ноу-хау и сотрудничество. Перед ним ставятся четыре задачи, для решения каждой из которых создается отдельная команда (рис. 8.3).

Первая команда отвечает за маркетинг и ведет работу по четырем направлениям.

1. Общая маркетинговая деятельность, включая поддержку веб-сайта, распространение брошюр и журналов, организация мероприятий, где университет презентует себя, прием гостей, а также другие виды деятельности, которые позволяют выявлять потенциальных партнеров и клиентов, информировать их о деятельности университета, развивать с ними контакты и знакомить их с преподавателями и другими сотрудниками университета.

2. Работа с крупными клиентами, что выражается в оказании помощи университетским институтам и факультетам в таких областях, как:

а) определение потенциальных крупных клиентов (промышленные, государственные и другие научно-исследовательские институты), целенаправленная работа и поддержание отношений с ними;

б) подготовка, заключение и ведение рамочных договоров с крупными клиентами о проведении заказных или доконкурентных научных исследований;

в) привлечение корпоративных и независимых исследовательских организаций к использованию объектов университетского технопарка (см. ниже).

3. Деятельность, направленная на обеспечение трансфера технологий производственным компаниям. Работа в этом направлении означает создание для небольших компаний или других клиентов единой точки контакта, куда они могут обратиться с вопросами, предложить темы студенческих работ, запросить возможность проведения научных исследований или предложить другие варианты сотрудничества. Команда, отвечающая за трансфер технологий, должна хорошо знать все актуальные предложения университета и уметь отыскать в университете соответствующих людей.

4. Маркетинговая деятельность университета не ограничивается клиентами и партнерами по созданию и коммерциализации ноу-хау.Поскольку университеты конкурируют за привлечение лучших студентов и преподавателей, команда маркетинга может помогать университетским институтам привлекать внимание этих групп к своим образовательным программам и актуальным вакансиям с помощью веб-сайта, рекламы, участия в ярмарках образовательных услуг и т. д.

Вторая команда — команда по новым технологиям, которая оказывает поддержку университетским институтам и факультетам в следующих областях.

1. Определение всего объема ноу-хау в университете и их классификация по трем категориям:

а) подходит ли ноу-хау для лицензирования или продажи;

б) подходит ли ноу-хау в качестве основы для создания нового предприятия;

в) подходит (или не подходит) ноу-хау для коммерческого использования.

2. Вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности. Эта команда консультирует по вопросам патентной защиты и иных форм защиты ноу-хау и подает патентные заявки от имени института или факультета, а также управляет патентами после их получения.

Третья команда — команда по работе с техностартерами; отвечает за деятельность, связанную с новыми предприятиями. Совместно с институтами или факультетами команда ведет ознакомительные программы и обеспечивает работу бизнес-инкубатора. Если в институтах или на факультетах отсутствуют возможности для координации образовательных программ в области предпринимательства, то команда с состоянии выполнять и эту задачу. Команда по работе с техностартерами может играть роль акционера от лица университета в спин-аутах, управляя принадлежащих университетупакетом акций. Деятельность команды по работе с техностартерами рассматривается в разделе 8.3.

Четвертая команда — команда технопарка, которая отвечает за управление недвижимостью, включающей:

1) земельные участки и (или) здания на территории университета, сдаваемые в аренду партнерам по карусели ноу-хау;

2) объекты совместного размещения (здания и помещения) для молодых компаний, покинувших инкубатор.

 

 

Рисунок 8.4. Команда поддержкитехностартеров

 

Управление недвижимостью предполагает организацию закупок, содержание и администрирование земельных участков и зданий. Мы используем термин «технопарк» в отношении территории, находящейся преимущественно на земельном участке университета либо рядом и предоставляющей партнерам по карусели ноу-хауи молодым предпринимателям возможность взять помещения в аренду или построить собственные.

Структура, приведенная на рисунке 8.3, слишком сложна для многих университетов, особенно когда они только начинают поддерживать техностартеров. В этом случае университеты могут начать с более простой системы организации деятельности, которая представлена на рисунке 8.4 и включает только четыре команды. Затем по мере расширения задач университет перейдет от структуры, приведенной на рисунке 8.4, к структуре на рисунке 8.3.

Хорошим примером эффективной организации, созданной при активной финансовой поддержке местных властей, служит Лёвенский католический университет в Бельгии150. В 1972 г. в нем был создан Центр научных исследований и разработок (K. U. Leuven Research and Development: «KUL R&D»), отвечающий за коммерциализацию ноу-хау университета путем лицензирования или учреждения новых компаний. Центр самостоятельно владеет и управляет правами на интеллектуальную собственность.

Совместно с коммерческими банками KBC и Fortis центр учредил два инвестиционных фонда имени Геммы Фризиуса[75] (GemmaFrisuisinvestmentfunds) с капиталом по 12,5 млн евро каждый, доля банков в каждом фонде составляла 40%, а доля университета — 20%. Структура венчурного капитала в Лёвене была менее развита, чем в Кембридже, и созданный центр выполнял роль бизнес-ангела. Положение KUL R&D прочнее, чем у CambridgeEnterprise, поскольку Лёвенский университетс самого начала и в полном объеме владеет правами на интеллектуальную собственность151. KUL R&D расходует на собственные нужды 8,5% доходов, еще 8,5% поступает университету, а остальные доходы делят между собой кафедра и отдельные научные работники, гонорар которых может составлять до 50% доходов.

Третья цель Лёвенского университета, как она заявлена, —«сервис для местного сообщества». Университет открыл несколько технопарков; например, Научный парк Хаасроде — территория в 120 гектаров, на которой расположены несколько десятков университетских спин-офф компаний и международных высокотехнологичных фирм, где в совокупности трудятся около 5000 человек. В Технопарк Хаасродевходят бизнес-инкубатор с офисными помещениями для 70 компаний и объединенный бизнес-центр, в котором располагаются не только ИТ-компании, но и мультимедийные, коммуникационные и промышленные фирмы, агентства по подбору персонала, компании, осуществляющие импортно/экспортные операции, копировально-множительная служба и бюро переводов. Научный парк Аренберг —это 90 000 м2 помещений, а Научный парк Термунк — 120 000 м2 помещений и земельный участок площадью 35 гектаров. Готовится открытие еще двух центров, «Юбицентр» и «Кампус Реми», на месте бывших офисных зданий компаний. Пожалуй, самым впечатляющим результатом деятельности Лёвенского университета является Межвузовский центр микроэлектроники (Interuniversity Micro Electronics Centre, IMEC), претендующий на роль ведущего независимого научно-исследовательского центра Европы в области микроэлектроники и нанотехнологий, включая проектирование и технологическое обеспечение информационно-коммуникационных систем. Центр был основан в 1984 г. легендарным профессором Роже ван Оверстретеном и выполняет доконкурентные научные исследования совместно практически со всеми крупнейшими мировыми корпорациями в области информационно-коммуникационных технологий, которые могут использовать лаборатории и оснащение центра, в том числе и для собственных исследований. В 2006 г. научно-исследовательский бюджет IMEC составлял 230 млн евро, при этом 35 млн евро поступили в виде государственных субсидий, а остальная часть была получена от таких отраслевых компаний, как Intel, Samsung, Philips, ASML и ASMI. По прогнозам этих компаний, к 2020 г. доля научных исследований в себестоимости электронных устройств будет достигать 40%. Кроме того, в настоящее время полупроводниковая промышленность находится в процессе внедрения нанотехнологий и использования трансдисциплинарных научных исследований. В силу этих факторов сотрудничество все больше становится не просто желательным, а необходимым, что и вызывает такой интерес указанных компаний. IMEC предлагает не только инфраструктуру — в нем организуется множество образовательных программ и семинаров. В Центре работают специалисты из разных стран. И, наконец, Лёвенский университет эксплуатирует несколько компьютерных сетей, в том числеDSP Valley, Leuven Security Excellence Consortium. Это настоящий рай для целеустремленных студентов.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность быстро становятся высокотехнологичными отраслями экономики, и аграрные университеты вынуждены перестраиваться, с тем чтобы донести дорынка накопленные знания152. Нидерланды занимают третье место в мире по объему экспорта сельскохозяйственной продукции (20 млрд евро в год). При этом 10% валового национального продукта страны обеспечивается сельским хозяйством и пищевой промышленностью, в которых заняты 4,5% активного населения. Такое достижение в небольшой высокоиндустриальной стране с не самымблагоприятным климатом в значительной степени объясняется последовательным внедрением технологических разработок, движущей силой которых являлся Аграрный университет совместно с несколькими специализированными институтами прикладных научных исследований в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. В результате слияния этих институтов с университетом был создан Вагенингенский университет и научно-исследовательский центр (Wageningen University and Research Centre, WURC). WURC стал мощным научным центром, получившим неофициальное название Вагенингенской продовольственной долины. В его состав входят корпоративные и независимые научно-исследовательские центры (например,Unilever, DSM, Keygene, Heinz,Nestlé <ДИАКР.!!!>, Givaudan, Campina, Seminis Vegetable Seeds, Noldus IT, TNO Process Innovation), учебные заведения, институты промышленной геномики (например, Nutrigenomics), исследовательские институты (например, Институт безопасности пищевых продуктов и Агентство защиты растений Нидерландов), инкубаторы для биотехнологических стартапов (например, Genetwister, Catchmabs, Checkpoints, Plant Dynamics, Porifarma), технопарки, инновационные кластеры, конференц-центр и различные формы сетевого взаимодействия по тематике медико-биологических наук, пищевой промышленности, здравоохранения, питания и сельского хозяйства. В университете работает бюро трансфера технологий для предприятий малого и среднего бизнеса Food Valley Innovation Link, секция по развитию связей с Китаем, сообщество Food Valley Society, которое объединяет 45 предприятий региона, и множество других элементов инновационной инфрастуктуры. Одним словом, здесь построена действующая карусель ноу-хаувне традиционных областей высоких технологий, таких как электроника и информационные технологии.

Альтернативой деятельности, непосредственно осуществляемой или поддерживаемой университетом, являются частные инициативы, реализуемые в тесном контакте с университетом. Выпускники и (или) спин-ауты университета могут проявить инициативу и учредить инвестиционный фонд или объявить конкурс бизнес-планов как в образовательных целях, так и для отбора лучших проектов. Преимущество частной инициативы заключается в том, что она более гибкая и реализуется быстрее, чем решения, принимаемые университетом, поскольку последние традиционно не ориентированы на предпринимательскую деятельность. При отсутствии частных инициатив университету приходится самостоятельно заботиться о своем будущем. Наиболее успешные примеры (Массачусетский технологический институт, Стэнфордский и Кембриджский университеты) представляют собой сочетание частных и университетских инициатив. Но в любом случае государственная поддержка необходима, и государство не должно отказывать вузам в щедрой финансовой помощи, так как финансирование карусели ноу-хау, создающей новые предприятия, является наилучшей инвестицией в создание высококачественных рабочих мест. Это вернокак для промышленно развитых стран, из которых промышленное производство перемещается в страны с низкой заработной платой, так и для развивающихся стран, которые стремятся обеспечить сбалансированные позиции на мировых рынках.

Важный комментарий о маркетинге научных исследований. Как и в других компаниях сферы профессиональных услуг, продажу «товара» (научных исследований) университета может выполнять толькосам исследователь; роль профессиональных маркетологов, юристов и специалистов из других областей тут исключительно вспомогательная. В этом и заключается проблемное место коммерциализации ноу-хау: у исследователей часто нет ни желания, ни умения для поиска и реализации коммерческих возможностей; они предпочитают заниматься своим профессиональным делом. Учитывая, что сами специалисты, как правило, не имеют опыта заключения договоров по внедрению ноу-хау (и не интересуются деталями таких договоров), поддержка экспертов в области маркетинга является здесь крайне важной153. В связи с этим вызывает удивление тот факт, что очень немногие университеты располагают командой маркетинговой поддержки, хотя некоторыеевропейские университеты открыли совместное бюро в Брюсселе, которое лоббирует научно-исследовательские проекты ЕС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: