Задача команды по работе с техностартерами, представленная на рисунке 8.3, предполагает организацию «фабрики» для новых высокотехнологичных фирм, созданных либо по инициативе студентов (техностартеров), либо инициированных университетом (спин-ауты). Решение этой задачи требует четырех видов «потоков ресурсов», поступающих в университет в достаточном количестве(рис. 8.5)154.При отсутствии хотя бы одного из четырех потоков работа «фабрики» невозможна, как бы хорошо ни были организованы другие потоки. Побеждают те, у кого есть все.
Рассмотрим четыре «потока ресурсов» более подробно.
Технологии
Следующие четыре инструмента дают университетам возможность обеспечить поток технологий.
· Финансовое стимулирование научных работников на создание спин-аутов. Гонорары или повышение статуса могут стать стимулами, способными компенсировать неизбежные хлопоты, связанные с трансфером ноу-хау в спин-аут.
· Ознакомительные программы, помогающие преподавателям и студентам определять коммерческий потенциал своих научных исследований.
· Поддержка деятельности факультетов и институтов.
· Выявление и принятие решений по ноу-хау, пригодных для коммерческого использования.
Рисунок 8.5. Четыре «потока ресурсов»
Предприниматели
Лишь очень немногие студенты поступают в университет с четкой целью найти научную тему и на ее основе создать собственную компанию. Это же справедливо и для преподавателей. Ознакомительные программы, дополненные последующими образовательными программами, должны обеспечить постоянный поток предпринимателей. Более подробно мы остановимся на этом в Приложении 2.
Финансы
Как отмечалось в главе 6, неформальные инвесторы имеют решающее значение для университетских стартапов и техностатеров. Проблема в том, что за пределами США и Великобритании понятие неформального инвестирования[76] только начинает развиваться и рыночные отношения между неформальными инвесторами и молодыми компаниями еще только формируются. У университетов нет времени ждать, пока сложится культура неформальных инвестиций, и они должны изыскивать другие средства финансирования стартапов. Вот три наиболее распространенные схемы привлечения финансовой помощи.
|
1. Учреждение инвестиционного фонда университета (подобного фонду Gemma Frisius в Лёвенском университете). Для управления фондом создается управляющая компания (см. гл. 6).
2. Организация встреч между инвесторами и основателями стартапов, где последние получат возможность представить свои бизнес-планы и ответить на острые вопросы инвесторов. Такие встречи особенно привлекательны для неформальных инвесторов. Университет должен тщательно подойти к выбору серьезных и компетентных неформальных инвесторов, которые готовы не только финансировать новое предприятие, но и приложить определенные усилия для его развития. Потенциальные инвесторы регистрируются службой (мы назвали ее Платформа), которая занимается организацией подобных встреч и осуществляет предварительный отбор стартапов, допущенных к презентации бизнес-планов.
3. Создание фонда, который предоставляет кредиты с отсрочкой платежа на благоприятных для стартапов условиях. Средства в фонды поступают из государственных грантов, фондов целевого капитала либо других ресурсов университета.
|
Поддерживающая деятельность
Последний, но не менее важный «ресурсный поток» — поддержка, которая обеспечивается пятью способами:
1) рабочие помещения, офисы и лаборатории, которые, как правило, называют инфраструктурой бизнес-инкубатора;
2) профессиональная поддержка;
3) наставничество;
4) техническая поддержка;
5) реклама и продвижение.
Инфраструктура бизнес-инкубатора
Существует столько же определений бизнес-инкубаторов, сколько и их самих155. Термины типа «бизнес-инкубатор плюс» и «акселератор» используются для обозначения базовых бизнес-инкубаторов с расширенными функциями. Мы понимаем под базовым бизнес-инкубатором рабочие помещения с широкополосным доступом в Интернет, которые стартапы и техностартеры могут арендовать на льготных условиях. Однако льготы имеют временнóе < УДАР. > ограничение: может быть лимитирован период пребывания стартапа в бизнес-инкубаторе или предусмотрено ежегодное увеличение арендной платы, т. е. действует правило «развивайся или уходи», когда альтернативой успеху может быть только выход из инкубатора. Участие в бизнес-инкубаторе имеет и такие дополнительные плюсы, как обмен опытом между компаниями, что зачастую оказывается не менее ценным, чем консультации специалистов.
Профессиональная поддержка
Университетские стартапы и техностатеры, как и все бизнесмены, нуждаются в специализированных консультациях в таких областях, как маркетинг и исследования рынка, распоряжение и защита прав интеллектуальной собственности, финансы, администрирование и отчетность, управление качеством, логистика, закупки и т. д.На ранней стадии становления компании у нее недостаточно средств для оплаты этих услуг, поэтому желательно, чтобы они были доступны бесплатно, по крайней мере пока компания делает первые шаги. Например, для поддержки молодых предпринимателей Делфтского университета группа его выпускников создала Фонд сообщества молодых предпринимателей Делфта, в работе которого принимают участие профессиональные компании в области аудита, маркетинга, управленческого консультирования, банк и агентство поинтеллектуальной собственности. Фонд реализует программы по учебной дисциплине «Написание бизнес-плана» (Приложение 2, разд. А2.3) и предоставляет бесплатные консультации на ранних этапах развития компании. Для партнеров участие в деятельности фонда — это способ формирования позитивного имиджа, доступ к потенциальным клиентам, возможность обучения собственных молодых специалистов, знакомство с новыми достижениями в сфере высоких технологий, да и просто живое интересное дело. В 1981–2006 гг. Фонд помог создать около 30 новых компаний.
|
Наставничество
В дополнение к специализированной помощи, описанной выше, большую пользу новым компаниям может принести система наставничества, предполагающая привлечение к ее деятельности опытных предпринимателей. Как написал в своей колонке известный британский бизнесмен Люк Джонсон: «У предпринимателей часто низкая толерантность к скучным делам и слабые навыки повседневного микроменеджмента, который необходим любому бизнесу… Основатель компании, если он мудрый человек, наймет сотрудника, который внимателен к деталям и получает удовольствие от выполнения установленных процедур и бумажной работы»156.
Со своей стороны добавим, что предприниматели, которые нанимают таких людей, часто тем самым усложняют себе жизнь. Цитата из Люка Джонсона — всего лишь один положительный пример того, что предприниматели могут получить от хорошего наставника, особенно если тот прошел путем создания собственного бизнеса в прошлом. Вместе с тем наставничество является одним из тех видов деятельности, которыми, по мнению большинства людей, можно заниматься без подготовки. Но быть хорошим наставником — это целая профессия. Поэтому мы предлагаем внимательно выбирать наставников, даже если они работают бесплатно. Наставники должны хотеть развиваться в этом качестве.
Техническая поддержка
Техностартеры часто используют результаты научных исследований, которые ведут в рамках программ магистратуры или PhD, в качестве технического фундамента собственной компании. Причем они не оплачивают консультации и техническую поддержку, оказываемые им в ходе исследований, так какэто входит в программу обучения.Многие преподаватели с удовольствием консультируют техностартеров индивидуально и после того, как те заканчивают учебу в университете.
Реклама
Позитивное освещение в СМИ стимулирует все четыре «потока ресурсов» фабрики начинающих предпринимателей, ведь ничто так не способствует дальнейшему успеху, как сам успех. Информация о деятельности успешных техностартеров создает ролевые модели и способствует привлечению средств в фонды целевого капитала.