ФИЛОСОФИЯ
Вопросы для повторения к экзамену 2012-2013 уч. г.
Потоки и группы преподавателя Зельникова Ю.И.
поток «День», поток «Вечер» (бакалавры спец. «Экономика», «Менеджмент»)
Раздел I. Предмет и специфика философского знания
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.
2. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.
3. Предмет и структура философии. Особенности философского знания.
4. Функции философии. Методологическая роль философии.
5. Материализм и идеализм как направления в философии.
6. Диалектика и метафизика как методы познания.
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли
Тема 2. Восточная философия (Философия Древней Индии и Китая)
7. Общая характеристика и основные направления философии Древней Индии.
8. Общая характеристика и основные школы философии Древнего Китая.
Тема 3. Античная философия
9. Проблема бытия в античной философии.
10. Учение античных философов об атомах как первооснове мира.
11. Философия Сократа.
12. Философия Платона.
13. Учение Аристотеля о материи и форме, причинах и движении, человеке и государстве.
14. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур.
Тема 4. Средневековая философия
15. Средневековая христианская философия, ее особенности и представители.
16. Религиозная философия о соотношении знания и веры. Спор реализма и номинализма в Средневековой философии.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
17. Антропоцентризм и гуманизм в философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно.
Тема 6. Философия Нового времени.
18. Философия Нового Времени. Эмпирическое и рационалистическое направление в философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт.
Тема 7. Философия эпохи Просвещения
19. Философия эпохи Просвещения.
Тема 8. Немецкая классическая философия
20. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика И.Канта.
21. Система и метод философии Гегеля.
22. Философия Л.Фейербаха.
Тема 9. Философия марксизма
23. Основные положения диалектико-материалистической философии марксизма.
Тема 10. Западноевропейская философия конца XIX- XX веков
24. Иррационализм как направление в философии. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд.
25. Экзистенциальная философия.
Тема 11. Русская философия
26. Материалистические идеи в русской философии XIX-XX веков. А.Герцен, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ленин.
27. Идейная конфронтация западников и славянофилов в России.
28. Русское почвенничество. А.Григорьев, Н.Страхов, Н.Данилевский, Ф.Достоевский.
29. Философские идеи русского консерватизма. К.Леонтьев и др.
30. Философия всеединства В.Соловьева.
31. Философия Н.Бердяева.
32. В.Соловьев и Н.Бердяев о «русской идее».
33. Русский космизм. Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Л.Чижевский.
34. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии первой половины XX века.
II семестр:
Раздел IV. Социальная философия
№16. Общество как объект познания
35. Особенности социального познания. Его онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны.
36. Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.
№17. Историческое развитие социальной философии
37. Философия позитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм.
38. Психологическое направление в социальной философии. Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето.
39. Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.
40. Материалистическое понимание истории и его современная оценка.
41. Учения об общественно-экономических формациях и цивилизациях как проявления системного подхода к изучению общества.
42. Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма.
№18. Природные основы общественной жизни
43. Природные основы общественной жизни. Взаимодействие общества и природы в историческом процессе.
44. Основное содержание современной экологической проблемы и проблемы народонаселения.
№19. Общество как целостная саморазвивающаяся система
45. Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы.
46. Объективная и субъективная сторона общественной жизни.
47. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.
48. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и характер взаимодействия.
49. Динамика общественного развития: «изменение», «развитие», «прогресс». Сущность концепции социального детерминизма.
50. Многовариантность развития человеческого общества. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
№20. Основные сферы жизни общества
51. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимодействие с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни.
52. Политическая сфера жизни общества. Ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.
53. Духовная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами.
54. Социальная сфера жизни общества: общая характеристика и основные элементы.
55. Правовая сфера жизни общества. Понятие правового государства. Неотчуждаемые права и свободы личности.
№21. Духовная жизнь общества
56. Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь.
57. Обыденное и теоретическое сознание.
58. Понятие общественной психологии. Массовое сознание и его особенности.
59. Идеология, ее сущность и роль в обществе. Идеология консерватизма, либерализма и радикализма.
60. Наука как форма общественного сознания и социальный институт.
61. Эстетическая форма общественного сознания. Социальная роль искусства.
62. Происхождение, структура и функции религии.
63. Типы религиозных верований.
64. Мораль и ее роль в жизни общества.
Раздел V. Философская антропология
№22. Философские проблемы человека
65. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке.
66. Проблема человека в истории социально-философской мысли.
67. Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально-философской мысли.
68. Личность в переходный период развития общества. Влияние рыночных отношений на развитие личности.
Примечание: К экзамену не допускаются студенты: не защитившие обе контрольные работы (по КОПР), не сдавшие экзаменационный зачет.