Родительское собрание по теме «Проекты в начальной школе»
Слайд№2
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(древняя китайская мудрость).
Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода:
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”.
Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.
Слайд№3
¢ Давайте обсудим
¢ Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
¢ Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
Слайд№4
¢ ПРОЕКТ – это…
¢ – специальное задание, которое имеет цель и определённый исход.
(Дж. Дьюи)
¢ - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)
Слайд №5
¢ Главная идея организации проектной деятельности учащихся:
Слайд№6
¢ ПРОЕКТЫ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А) учебные
Б) социальные
В) исследовательские
Слайд №7
¢ УЧЕБНЫЕ
по количеству участников
¢ 1. Индивидуальные
¢ 2. Групповые
¢ 3. Коллективные
Слайд №8
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности
Слайд №9
Этапы проектной деятельности
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом?
Поверьте, будет интересно!
¢
Слайд №10
¢ Роли участников проектной деятельности
Слайд №11
¢ Формы продуктов
проектной деятельности
¢ справочник; газета; журнал;
¢ альбом;
¢ гербарий; карта;
¢ экскурсия;
¢ игра; сценарий праздника;
¢ костюм; макет; модель; сувенир;
¢ мультимедийный продукт;
¢ учебное пособие и др.
Слайд 12
¢ Формы презентации проектов
¢ демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, стенгазеты;
¢ защита реферата;
¢ сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
¢ праздник или инсценировка;
¢ демонстрация учебного пособия и т.п.
Слайд №13
¢ По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности детей?
¢ Достижение конечного результата;
¢ Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
¢ Сплоченность участников команды;
¢ Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
¢ Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Слайд №14
Возможность достаточно быстро увидеть свой результат, а это не просто очень важно, а необходимо с точки зрения психологов для детей
младшего школьного возраста.
Тема, проработанная таким образом, очень хорошо воспринимается и запоминается; знания, полученные ребенком в результате исследования, а затем в обсуждении целым классом, закрепляются в момент создания итогового творческого продукта.
Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребёнка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Слайд №15
Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!