Пояснительная записка.
Основная цель образования – формирование разносторонне-развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание.
Программа спроектирована в соответствии с
1. Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г., СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
6. Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
7. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2016 №613н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения: углубленный.
Целеполагание: развитие у учащихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности; формирование качеств личности и социально-значимых компетенций; создание условий для повышения мотивации и развития личностных качеств; повышение конкурентоспособности на основе высокого уровня полученного образования.
Требования к результативности освоения программы: освоение прогнозируемых результатов программы; участие учащихся в городских и всероссийских мероприятиях; наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях; презентация результатов на уровне города.
Актуальность: программа соответствует требованиям государственной политики в области дополнительного образования детей и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей, нацелена на выполнение социального заказа общества.
Отличительные особенности: Структура программы и используемая методика преподавания позволяет адаптировать ее для обучения детей разного возраста. В зависимости от возрастного состава обучаемой группы педагог имеет возможность корректировать нагрузку и основное направление хореографии. Рекомендованный к изучению репертуар позволяет использовать программный материал для создания конкурсного и постановочного танца сольно, в паре с партнером и в ансамбле. Кроме того, не исключается возможность занятий с целым классом для решения сверхзадач, например, постановки танцевальных композиций к определенным событиям в классе или школе. Для более полного раскрытия танцевального образа на занятиях используются упражнения театрального тренинга.
Особое внимание при освоении программы обращается на общую физическую подготовку учащихся, сочетающую в себе элементы сложно-координационных, скоростно-силовых, командно-игровых, и видов спорта, осуществляемых в природной среде. В связи с этим, учащиеся имеют возможность участвовать в различных физкультурно-спортивных мероприятиях, от школьного до городского уровней, проводимых для школьных спортивных клубов (тестирования, соревнования, конкурсы, мастер-классы по различным видам спорта).
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 9-15 лет. Полный курс освоения программы занимает 3 года (432 часа), 1 год - 72 часа (2 часа в неделю), 2 год - 144 часа (4 часа в неделю), 3 год - 216 часов(6 часов в неделю). Режим занятий может быть изменен во время массовых мероприятий.
Программа предназначена для учащихся 7 – 15 лет (1 – 9 класс) не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. К противопоказаниям относятся: хронические заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем, порок сердца, сердечно-легочная недостаточность, коронарная недостаточность сосудов сердца, артериальная гипертония, аритмия, хронические гастрит и холецистит при обострении, простудные заболевания (ОРЗ, грипп, ангина, воспалительные заболевания зубов, ушей). При сотрясениях, вывихах, переломах, растяжениях, после любых перенесенных заболеваний заниматься можно только имея разрешающую справку врача.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Образовательные задачи:
· изучение истории зарождения и развития физической культуры и спорта;
· обучение навыкам сложно-координационных, скоростно-силовых, командно-игровых и видов спорта, осуществляемых в природной среде;
· обучение навыкам в танцевальной деятельности сольно, в паре с партнером, в ансамбле;
· обучение основам личной гигиены и здорового образа жизни.
Развивающие задачи:
· развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, пространственной координации;
· развитие и функциональное совершенствование органов и систем организма;
· развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности.
Воспитательные задачи:
· воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, гендерной толерантности;
· воспитание лидерских качеств, инициативы, чувства товарищества, трудолюбия и взаимопомощи.
- воспитание коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Условия реализации программы: Дети могут начинать обучение в разном возрасте, в связи с этим, группы формируются по результатам собеседования и в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, поэтому имеется возможность формирования разновозрастных групп.
Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, особенностей реализации Программы, по норме наполняемости: на 1 году обучения – не менее 15 человек; на 2-ом – не менее 12 человек; на 3-м – не менее 10 человек.
Кадровое обеспечение программы должно соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое оснащение программы: зал, общей площадью не менее 50 кв.м, компьютер, звуко- и видео воспроизводящая аппаратура, видеокамера, фотоаппарат и специальное спортивное оборудование для занятий общей физической подготовкой (скакалки, мячи, гимнастические коврики, тренажеры и т.д.)
Особенности организации образовательного процесса.
Каждая тренировка включают в себя подготовительную, основную и заключительную части.
Продолжительность подготовительной части, или, разминки составляют 5-10% от общего времени занятия. В подготовительной части решаются задачи общего настроя учащихся на работу, перехода организма на другой уровень функционирования, повышения восприимчивости к музыкальному сопровождению. Основное содержание подготовительной части составляют упражнения для развития мышц шеи, плечевого пояса, грудного отдела, спины, поясницы и мышц нижних конечностей.
Основная часть занимает 75-90% всего времени занятия и делится на две серии. В первую серию (20-30% времени занятия) включаются упражнения общеразвивающей направленности для развития координации, скоростно-силовых показателей и ритмического слуха; вторая серия содержит схемы или вариации танцев (70-45% времени занятия).
Заключительная часть, занимает 5-15% времени занятия и состоит из двух частей: цепочки дыхательных упражнений и движений на расслабление и упражнений психорегулирующего воздействия, включая аутотренинг.
Подходы к построению обучения.
Системно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях.
Метаметодический подход реализуется в выделении близких для разных учебных предметов школьного цикла и образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий. Программа «Спортивные танцы (ритмика)»наиболее тесно связана с учебными предметами «Музыка» и «Физическая культура» и с другими дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами школьного спортивного клуба.
Личностно-ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование определенных качеств личности. Эти качества формируются, за счеторганизации танцевальной деятельности ребенка, требующей проявления активности, ответственности, креативности, инициативности, мобильности, рефлексивности и организации подготовки к демонстрации танцевальных вариаций по музыкальным произведениям, развивающих внимание к разнообразию музыкальных ритмов.
Принципы построения курса:
Принцип доступности реализуется на уровне методики обучения от простого к сложному. Программа построена таким образом, что все заявленные в ней танцевально-спортивные элементы соответствуют возрастным, физическим и психологическим данным учащихся.
Принцип вариативности реализуется в процессе обучения за счет разнообразия физических упражнений, танцевального и музыкального материала, на котором строится преподавание.
Принцип диалогизации образовательного процесса в рамках реализации данной программы можно рассматривать гораздо шире, чем обычное понимание термина «диалог». Здесь мы можем говорить о философском понятии этого термина, включающем с себя не только вербальное, но и невербальное общение, умение работать в паре с партнером или в группе не произнося ни слова. Умение понимать партнеров по танцу и реагировать на какие-либо изменения без слов.
Принцип преемственности и перспективности. По окончании обучения по данной программе, учащиеся могут продолжать образование по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам.
Планируемые результаты.
Личностные образовательные результаты:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию
o овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
o развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
o развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
· сформированность мотивации к обучению и познанию
o принятие и освоение социальной роли обучающегося,
o развитие мотивов у чебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества
o сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
o сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
o развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
o сформированность уважительного отношения к иному мнению
· сформированность основ гражданской идентичности
o сформированность чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
o сформированность чувства гордости за свой школьный спортивный клуб, свой район и за Санкт-Петербург в целом
o сформированность петербургской гражданской идентичности путем развития интереса к петербургским традициям
В результате освоения программы учащиеся освоят следующие навыки:
· навыки танцевальной деятельности сольно, в паре с партнером, в ансамбле;
· овладеют основами личной гигиены и здорового образа жизни;
· у детей разовьются чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой;
· дети станут обладать пространственной координацией;
· дети научатся проявлять доброжелательное отношение друг к другу, гендерную толерантность, уважительное отношение к педагогам, родителям
В результате освоения программы учащиеся получат возможность:
· осознать свою этническую и национальную принадлежность; освоить гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества, проявлять интерес и уважительное отношение к истории и культуре своего и других народов;
· овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· осознать личностный смысл учения;
· проявлять самостоятельность, нести личную ответственность за свои поступки;
· развить эстетические потребности, ценности и чувства;
· развить этические чувства, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· закрепить положительные качества личности, лидерские качества, нормы коллективного взаимодействия, чувство товарищества и сотрудничество в учебной и соревновательной деятельности;
· повысить мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные образовательные результаты:
· универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:
o Регулятивные УУД (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности)
§ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
§ планирование – составление плана и последовательности действий;
§ прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
§ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
§ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
§ оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
§ волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
o Познавательные общеучебные УУД
§ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
§ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
§ знаково-символические действия – моделирование
§ структурирование знаний;
§ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
§ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
o Познавательные логические УУД
§ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
§ синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
§ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
o Коммуникативные УУД
§ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
§ постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
§ разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
§ управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
§ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, вербальными и невербальными способами общения.
· межпредметные понятия:
o термины бальной и классической хореографии
o музыкальные термины
o спортивные термины
В результате освоения программы учащиеся научатся:
· использовать свои физические возможности для решения поставленных задач;
· организовывать свою учебную деятельность в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий и саморазвития (овладеют основами личной гигиены, разовьют и усовершенствуют функциональное состояние органов и систем организма)
· самостоятельно формулировать творческие задачи и находить пути их решения
· самостоятельно составлять танцевальные композиции на основе изученного материала, учитывая стилистические особенности нового танца
· плодотворно работать совместно с партнером, в группе (ансамбле); признавать возможность существования различных физических и психологических данных, помогать товарищам выйти на более высокий уровень спортивного и танцевального мастерства
· принимать цель совместной деятельности и пути ее достижения; исполнять предложенную роль в совместной деятельности; участвовать во взаимном контроле.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность освоить:
· определять цель совместной деятельности и пути ее достижения;
· распределять функции в совместной деятельности;
· участвовать во взаимном контроле,
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные образовательные результаты:
· знание истории зарождения и развития физической культуры и спорта;
· совершенствование и закрепление навыков сложно-координационных, скоростно-силовых, командно-игровых и видов спорта, осуществляемых в природной среде;
· совершенствование и закрепление навыков в танцевальной деятельности сольно, в паре с партнером, в ансамбле;
· знание основ личной гигиены и здорового образа жизни
В результате освоения программы учащиеся освоят:
· знания по истории зарождения и развития физической культуры и спорта;
· основы личной гигиены и здорового образа жизни
· навыки в танцевальной деятельности сольно, в паре с партнером, в ансамбле
· навыки сложно-координационных, скоростно-силовых, командно-игровых и видов спорта, осуществляемых в природной среде;
В результате освоения программы учащиеся получат возможность освоить:
· специальные физические упражнения для развития и усовершенствования функциональное состояние органов и систем организма;
· опыт переживания и позитивного отношения к соревновательной деятельности;
· непрофильные виды спорта
Учебный план.
Учебный план 1 года обучения.
Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | Собеседование | |||
Инструктаж по охране труда | Занятие, опрос | |||
Общая физическая подготовка | Занятие, тестирование – входное, промежуточное, итоговое | |||
Музыкальная грамота | Занятие, тестирование –входное, промежуточное, итоговое | |||
Отечественные танцы | Занятие | |||
Европейские танцы | Занятие | |||
Латиноамериканские танцы | Занятие | |||
Ритмические танцы | Занятие | |||
Постановочная работа | Занятие | |||
Совершенствование исполнения | Занятие | |||
Соревнования, спортивно-массовые и культурно-массовые мероприятия | Участие | |||
Итоговое занятие | Занятие | |||
Всего: |
Учебный план 2 года обучения.
Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | Собеседование | |||
Инструктаж по охране труда. | Занятие, опрос | |||
Общая физическая подготовка | Занятие, тестирование – входное, промежуточное, итоговое | |||
Музыкальная грамота | Занятие, тестирование –входное, промежуточное, итоговое | |||
Отечественные танцы | Занятие | |||
Европейские танцы | Занятие | |||
Латиноамериканские танцы | Занятие | |||
Ритмические танцы | Занятие | |||
Постановочная работа | Занятие | |||
Совершенствование исполнения | Занятие | |||
Соревнования, спортивно-массовые и культурно-массовые мероприятия | Участие | |||
Итоговое занятие | Занятие | |||
Всего: |
Учебный план 3 года обучения.
Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | Собеседование | |||
Инструктаж по охране труда. | Занятие, опрос | |||
Общая физическая подготовка | Занятие, тестирование – входное, промежуточное, итоговое | |||
Музыкальная грамота | Занятие, тестирование –входное, промежуточное, итоговое | |||
Отечественные танцы | Занятие | |||
Европейские танцы | Занятие | |||
Латиноамериканские танцы | Занятие | |||
Ритмические танцы | Занятие | |||
Постановочная работа | Занятие | |||
Совершенствование исполнения | Занятие | |||
Соревнования, спортивно-массовые и культурно-массовые мероприятия | Участие | |||
Итоговое занятие | Занятие | |||
Всего: |