Э т а п ы ра б о т ы с ли т е р а т у рой.




О п р е д е л е н и е цели

И основной идеи

В ыс т у п л е н и я

цель выступления:

• проинформировать;\

• объяснить;

• заинтересовать;

• убедить

;• переубедить

;• побудить к действию

;• воодушевить и т.д.

 

Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.С древнейших времен в зависимости от основном цели выступления различают следующие

виды речей

1. Информационные (повествовательные, описательные, объяснительные).

2. Агитационные (воодушевляющие, убеждающие,побуждающие к действию).

3. Развлекательные.

4. Сокровенные.

Определив цель выступления можно сформули-ровать его основную идею и название. Чем короче выступление, тем важнее подчинить его раскрытию основного тезиса — «царствующей мысли

. Стратегию выступления удобно сформулировать одной фразой, которую называют задачей выступления (некоторые авторы предпочитают выражение «целевая установка»). Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею. На-пример: «Рассказать о том, что...», «Убедить в том,что...», «Заинтересовать тем-то» и т.д.

П ла н э к о н о м и т

В р е м я

Выступление без плана можно срав-

нить с пут еше стви ем бе з карты — не и звест но, куда можно прийти.

Хорошим считается такой план, который полно и последовательно раскрывает тему, позволяет слушателям без труда понять логику изложения, облегчает изложение материала. План выступления составляется заранее. В процессе работы над темой он корректируется, и окончательный план может значителнно отличаться от предварительного.

План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать:

1) описание самой проблемы или явления;

2) причину возникновения проблемы или явления;

3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно

4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

5) перспективу развития явления или разрешенияпроблемы;

6) практический вывод или предложение.

 

Под об ра ть

М а те ри а л

Д л я в ы с туп л ен я

Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомен дуем следующие

Э т а п ы ра б о т ы с ли т е р а т у рой.

1.

Чтение-отбор.

Его итог — список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки.

2.

Ч т е н и е - о з н а к о м л е н и е.

Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами.

3 Чтение-изучение.

Его итог — выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки.

Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными.

Фактографическое

конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т.д. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками

 

 

Как нужно использовать вспомогательный

материал.

Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала — включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль.

Как подавать цифры.

Если цифра необходима

для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. То есть рекомендуется цифры давать в

сравнении, например: количество частных предпринимателей в городе за девять месяцев этого года увеличилось на 30%.Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на

слух.

Для неспециалистов цифру нужно сделать «зримой», то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Чтобы сотрудники ясно представляли, велика ли эта сумма, можно сообщить, что она составляет 10% месячного дохода, и ее потеря заставила уменьшить премию каждому сотруднику на столько-то. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т.п. Итак, нельзя выхватить из документа и привести «голую» цифру. Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: