Приложение 2. Обучение техностатеров




 

A2.1. МОДЕЛЬ ВОРОНКИ И СИНХРОНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Как видно из исторической справки, приведенной в главе 1, цель средневековых университетов, или университетов первого поколения, состояла в подготовке важных для общества профессионалов (специалистов в области богословия, медицины и права). В университетах Гумбольдта (университетах второго поколения) к образовательной деятельности добавилась задача подготовки ученых-исследователей, а университеты третьего поколения выдвинули новою цель: подготовка предпринимателей (см. табл. А2.1). Обучение специалистов, ученых и предпринимателей может вестись по программам бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования.

 

Таблица А2.1. Образовательные задачи университетов трех поколений

 

Тип университета:   Категории обучаемых:  
Университетпервого поколения специалисты    
Университетвторого поколения специалисты ученые  
Университеттретьего поколения специалисты ученые предприниматели

 

Рассмотрим модель воронки, используемую для построения образовательных программ в области предпринимательства. Модель состоит из ряда этапов, на каждом из которых глубина изучения предмета возрастает, а число студентов уменьшается, поскольку студенты, утратившие интерес к обучению, покидают программу202 (см. рис. А2.1).

Этапы выстроены следующим образом:

1. Ознакомительная программа или обязательная учебная дисциплина203,например «Введение в предпринимательство». Освоив ее, студент решает завершить обучение предпринимательству или продолжить обучение на следующем этапе.

2. Элективная дисциплина (базовый уровень),например «Трансформация технологии в бизнес». Освоив ее, студент может либо отказаться от дальнейшего посещения программы обучения предпринимательству, либо перейти на следующий этап.

 

Рисунок А2.1. Путь начинающего техностартера

 

3. Элективная дисциплина (продвинутый уровень), например «Основы предпринимательства». После его окончания наступает первая так называемая «точка невозврата».

4. Первая «точка невозврата», в которой студенту предстоит выбрать одну из трех возможных опций:

a) стать предпринимателем и продолжить обучение на следующем этапе;

b) не начинать предпринимательскую деятельность, а найти работу в области, близкой к предпринимательской сфере, например в венчурном фонде, в области управленческого консалтинга или в бюро по охране интеллектуальной собственности. Для студентов, прошедших первые три этапа подготовки техостартеров, открывается заманчивая перспектива работы в качестве «интрапренера» — предпринимателя внутри крупной корпорации;

c) забыть о карьере предпринимателя.

5. Студент, решивший стать предпринимателем, должен в первую очередь определиться с предметом, который ляжет в основу нового предприятия. Это могут быть его собственные разработки,полученные при подготовке магистерской или докторской (PhD) диссертации, результаты исследований, не связанных с учебой, или патент, принадлежащий университету. Определившись с предметом деятельности, будущий предприниматель переходит к этапу планирования, описанному в разделе 6.1. Параллельно ему потребуется пройти углубленную подготовку по этой теме. К обучению по дисциплине «Бизнес-планирование» допускаются только те, кто пройдет организованный университетом конкурсный отбор. Этап планирования завершается, когда студент составил профессиональный бизнес-план, который можно представить инвесторам.

6. Вторая «точка невозврата», в которой студенту необходимо принять решение, выбирая из трех возможных опций:

a) реализовывать свой бизнес-план;

b) разработать другой бизнес-план, если первый оказался неудачным (при условии, что студент хочет заняться предпринимательской деятельностью);

c) прекратить обучение.

7. Решение о реализации бизнес-плана означает, что выбор предмета деятельности окончателен, и студент обращается к руководству университета с просьбой предоставить ему место в бизнес-инкубаторе, т. е. доступ к инфраструктуре бизнес-инкубатора и сопутствующим сервисам. Положительное решение означает переход к следующему этапу — этапу разработки. Разработка должна завершиться на этапе бизнес-инкубатора, после чего начинается реальное производство и продажи.

8. Учреждение компании совпадает с перемещением из инкубатора в совместно арендованные помещения, где техностатеры продолжат развивать компанию, пока она не разрастется настолько, что сможет арендовать собственные площади. Экономия, связанная с совместным использованием арендаторамиобъектов инфраструктуры, дает возможность предпринимателям занимать более просторные помещения. В идеальной ситуации университет располагает землей для создания инновационного комплекса, который может называться «технопарк», «научный парк» или «технополис». Земля, отведенная под такой комплекс, отдается в аренду под объекты для совместного размещения, офисы высокотехнологичных компаний и научно-исследовательских подразделений крупных корпораций или независимых институтов — тем самым создается полный цикл карусели ноу-хау, как показано на рисунке 2.1.

В идеале академическое образование студентов, которые планируют использовать темы научных работ (например, диссертации или другие исследовательские проекты) для создания старпапов, должно быть синхронизировано с их развитием в качестве предпринимателей и обучением в этой области. На рисунке А2.2 изображена схема синхронизации технологического образования, обучения предпринимательству и создания новой компании:

· В учебный план программ бакалавриата включаются дисциплины по основам предпринимательства. Студенты в этом возрасте только начинают задумываться о предпринимательской карьере и о том, в какой области будет работать их будущая компания. Эту стадию можно назвать подготовительной.

· Получив диплом бакалавра, студент начинает думать о теме диссертации; в дальнейшем на ее основе может быть создана компания. Студенты взрослеют, становятся серьезнее, и это оптимальное время для углубленного изучения предпринимательского дела. Работа над диссертацией и изучение предпринимательства совпадают со стадией проектирования новой компании.

· Стадия прототипа обычно совпадает с моментом получения степени магистра (MSc) или доктора (PhD) наук. На этом этапе университет может предоставить студенту доступ к инфраструктуре инкубатора, оказать прочую профессиональную и техническую поддержку.

· Созданная и прочно вставшая на ноги компания перемещается из инкубатора в технопарк, что позволит ей не удаляться от университета. Обладателям магистерских дипломов университет может предложить программыдополнительного профессионального образования и образовательные семинары, в ходе которых молодым предпринимателям предоставляется возможность обмениваться накопленным опытом.

Хотя на практике процесс становления студентов как предпринимателей и процесс их обучения технологиям и предпринимательству далеко не так идеально синхронизирован, как это описано выше, мы твердо убеждены, что такая методика позволяет технологическим университетам, медицинским и аграрным факультетам привлекать лучших студентов с явно выраженной склонностью к предпринимательству из разных стран204. Зачастую молодые предприниматели стремятся держаться поближе к своему университету; это повышает роль университетов в деле создания рабочих мест с высокой долей интеллектуального труда и утверждает их в качестве центра карусели ноу-хау.

 

А2.2. СОВМЕСТИМО ЛИ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
С ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

 

Образование в области предпринимательства формируется из естественнонаучной и профессиональной составляющих. Целью естественнонаучного образования является подготовка ученых и инженерно-технических специалистов для научно-исследовательской деятельности, даже если большинство выпускников выбирают себе иную карьеру. Оно предполагает развитие навыков анализа явлений, критической оценки существующих теорий и их дальнейшей разработки с целью получения научно достоверных выводов. Результатом профессионального образования должно стать умение применять теорию на практике, используя навыки обучения. Для предпринимательской деятельности необходимы:

· знания (получаемые в процессе естественнонаучного образования);

· навыки (мотивации окружающих, коммуникации, построения доверительных отношений, отбора подходящих сотрудников и т. п.);

· установки (смелость, морально-этические нормы, упорство).

Образование в области предпринимательства объединяет эти три аспекта, точно так же построено и обучение в бизнес-школах. Студенты получают инструментарий анализа, навыки его использования и установки, которыми следует руководствоваться. Умение принимать инвестиционные решения — скорее искусство, нежели наука: разные люди могут прийти к разным выводам205.

Однако данные, на основании которых принимается решение, должны иметь под собой научную основу; к ним относится анализ рынка с применением маркетинговых исследований, техническая информация, полученная научными методами, расчет себестоимости в соответствии с экономикой предприятия. Бизнес-планирование, обучение с использованием учебных кейсов и управленческих игр — все это мощные комплексные инструменты обучения. Однако при выработке инвестиционных решений они стимулируют скорее опору на информацию, навыки, нежели на научное знание206. Ни один из этих инструментов не обеспечивает единственно верное решение (как в арифметической задаче), хотя они широко применяются в обучении. Наряду с ними важно дать студентам и базовые аналитические методы, лежащие в их основе, по таким направлениям, как маркетинговые исследования, стратегия, психология, принятие решений в области финансов, интеллектуальной собственности и технологий. Некоторые университеты могут решить, что подготовка предпринимателей — не их профиль, поскольку такое обучение не связано с наукой как таковой. Однако им следует принять во внимание, что подготовка предпринимателей сочетает в себе целый ряд образовательных элементов. Университеты не должны бояться оценивать учебные дисциплины по предпринимательству в зачетных единицах.

Есть мнение, что предпринимательство — это талант и ему нельзя научиться. Однако примеры показывают обратное: Карл Веспер и Уильям Макмуллан доказали на практике, что студенты, освоившие учебные дисциплины по предпринимательству, принимали более взвешенные бизнес-решения, чем их коллеги, которые такой подготовки не имели207. Впрочем, точка в этом вопросе еще не поставлена, и вопрос об эффективности образования в области предпринимательства требует дальнейшего изучения.

Большинство предпринимателей никогда не учились в бизнес-школах, и, по словам Аниты Роддик, основательницы компании The Body Shop, им и не нужно учиться в бизнес-школах. Ее девиз звучал так:

«Вам нужен не диплом бизнес-школы, вам нужна здоровая злость. Учитесь в бизнес-школе самой жизни… Проблема бизнес-школ в том, что они одержимы статус-кво. Они толкают вас глубоко изучать реальность. Если уж на то пошло, нам нужны не только специалисты с хорошими административными навыками и финансовым чутьем, но и люди, наделенные воображением»208.

Давайте подробнее рассмотрим выделенные нами четыре этапа подготовки предпринимателей.

А2.3. ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Введение в предпринимательство

Университеты, как правило, не включают в учебные планы ознакомительные программы. По большей части такие программы сводятся к неформальным встречам известных экспертов со студентами и красочным описаниям радостей предпринимательства, выгод, которые оно несет основателям фирм, и его пользы для общества. Однако лучше порасспросить самих предпринимателей из числа недавних выпускников об их фирмах, чем выслушивать зажигательные речи преподавателей. И хотя эти лекции могут послужить хорошей отправной точкой, будучи факультативными, они не привлекают достаточное количество студентов. Некоторые университеты включили в образовательные программы бакалавриата обязательную дисциплину под названием «Введение в предпринимательство» (как правило, она читается на последнем году обучения). Это безошибочный показатель отношения университетов к предпринимательству. В ходе занятий студентам предлагают разбиться на команды по четыре—шесть человек и разработать бизнес-план для воображаемой компании по своему выбору. Одновременно им читаются лекции по стратегии, позиционированию, маркетингу, производству, организации, финансовому планированию и навыкам презентации. Такие лекции, как правило, читают приглашенные специалисты, при этом предпочтение отдается предпринимателям и сотрудникам компаний-поставщиков профессиональных услуг. Хорошим дополнением к специализированным лекциям являются занятия с предпринимателями из числа выпускников этого же факультета, которые делятся опытом развития предпринимательской деятельности. После каждой лекции команда должна написать соответствующий раздел бизнес-плана. К окончанию вводного курса должен быть разработан весь бизнес-план. На заключительном занятии каждая команда представляет свою работу жюри и получает оценки. В данном случае разработка бизнес-плана — не более чем педагогический метод. Перед студентами не ставится задача на самом деле основать компанию (хотя по итогам таких программ и было основано несколько стартапов).

 

Трансформация технологии в бизнес

При переходе на следующий этап студентам, заинтересовавшимся ознакомительной программой, предоставляется возможность прослушать базовую элективную дисциплину. Ее целью является расширение познаний о предпринимательской деятельности у студентов, пока они еще решают, посвятить ли себя предпринимательству. Отлично зарекомендовала себя программа Делфтского технического университета «Трансформация технологии в бизнес». В процессе обучения студенты разбиваются на команды по четыре человека и получают в распоряжение один из пока еще незадействованных патентов университета. Перед студентами ставится задача найти привлекательные с коммерческой точки зрения способы применения запатентованного ноу-хау. Выполнение задачи не предполагает разработки полномасштабного бизнес-плана. Используя систематический поиск, студенты собирают предварительную информацию о возможных путях внедрения ноу-хау. Программа охватывает следующие темы:

· разбиение технологии на составляющие и оценка возможностей отдельных элементов;

· анализ возможностей распространения технологии применительно к продукции и рынкам;

· использование «лидирующих пользователей» для успешного внедрения технологии на рынок;

· стратегии, позволяющие извлечь максимальную прибыль от использования технологии;

· первоначальный этап создания новой высокотехнологичной компании.

Учебный план состоит из семи послеобеденных сессий, в перерывах между которыми студенты работают в командах.Учебные дисциплины преподаются на факультете менеджмента университета при поддержке компании KPN Mobile (ведущего оператора мобильной связи в Нидерландах), Philips Electronics и независимой исследовательской организации TNO, которая не только предоставляет свои патенты, но и направляет на программу своих сотрудников.

Приведем несколько примеров. Один из патентов был связан с технологией отсоса пограничного слоя в критических в отношении течения потока воздуха местах наружной обшивки самолета; такая технология позволяет снизить сопротивление воздуха и обеспечивает экономию много большую, чем стоимость ее внедрения. Поскольку процедура согласования внедрения такой технологии в самолетостроении занимает очень длительное время, было решено найти ей альтернативные применения. Студенты предложили использовать эту технологию при конструировании спойлеров гоночных автомобилей и крыльев ветряных мельниц. Еще один патент касался полимера, который способствует образованию водородных связей в воде, в результате чего формируется некое подобие геля. Изначально эта технология была запатентована для предотвращения протекания грелок: очевидно, что рынок для нее был крайне мал. Сперва студенты предложили смешивать полимер с водой в сопле пожарного рукава, что повысило бы эффективность использования воды при пожаротушении. Однако испытания показали, что время взаимодействия воды с полимером в сопле пожарного рукава недостаточно для образования водородных связей, поэтому данный вариант был отклонен. Следующей идеей было поместить слой полимера в почву под травой, что привело бы к почти 90-процентной экономии объемов воды, необходимых для увлажнения покрытия полей для гольфа в странах с жарким климатом. Идея показалась целесообразной, и студенческая команда стала работать над ее коммерциализацией. Эти примеры показывают, как студенты учатся находить совершенно новые способы применения ноу-хау, которые не могут быть использованы (или еще не используются) в тех целях, для которых они были предназначены. На завершающем этапе студенты учатся распространять технологии,в том числе посредством создания новых компаний.

Основы предпринимательства

На третий этап переходит только часть студентов, освоивших базовую элективную дисциплину второго этапа. Содержание учебных дисциплин становится серьезнее. Осваивая дисциплину продвинутого уровня, студенты должны научиться:

· пользоваться необходимым аналитическим инструментарием, связанным с предпринимательской деятельностью (о чем говорилось выше). Дисциплины включают лекции, которые сопровождаются тестами для оценки качества усвоения знаний;

· принимать решения по вопросам, с которыми может столкнуться предприниматель в реальных условиях. Разбор бизнес-кейсов является для этого идеальным методом обучения, так как они весьма разнообразны и всегда можно найти актуальные примеры209;

· анализировать кейсы из практики молодых предпринимателей. Истории успехов и неудач в бизнесе должны служить целям обучения, а не только задавать интересные темы для приятной беседы. Достичь этого удастся, если анализ кейсов будет интегрирован в обучение по первым двум позициям и включен в программу экзамена;

· анализировать собственные планы и принять взвешенное решение, стоит ли им становиться предпринимателями.

Удачный пример реализации учебной дисциплины «Основы предпринимательства» с использованием бизнес-кейсов описан Вальтером Кюммерле210. Дополнительным преимуществом этой учебной дисциплины является ее направленность на международное предпринимательство, что особенно актуально в настоящее время, поскольку все возрастающее количество новых компаний рассматривают возможность интернационализации на гораздо более ранней стадии, чем это было раньше. Несмотря на серьезный акцент в обучении на использовании кейс-метода, необходимо обращать внимание на то, чтобы изучение учебных кейсов сопровождалось развитием других навыков, перечисленных выше. Множество учебных кейсов по предпринимательству приводят в своей книге также Барт Кларисс и Хуан Рур211.

Другой удачный пример учебной дисциплины «Основы предпринимательства» принадлежит факультету инженерного дела в Брауновском университете212. Она создавалась с целью подготовить инженеров нового типа, инженеров-предпринимателей, которым необходим «широкий спектр знаний и навыков, превышающий по своему объему знания, которые студенты обычно получают в рамках естественнонаучного и инженерного образования». Учебная дисциплина продолжается два семестра и рассчитана на студентов старших курсов бакалавриата всех факультетов, однако занятия могут посещать как выпускники, так и студенты младших курсов. Студенты допускаются к занятиям после тщательного тестирования. В рамках учебной дисциплины университет активно сотрудничает с промышленными предприятиями региона. Компании предлагают идеи для новых технических продуктов, а команды, сформированные из студентов разных факультетов, разрабатывают подробные бизнес-планы по осуществлению таких идей. Представители компаний, наряду с преподавателями с разных факультетов, ведут занятия и контролируют ход выполнения проектов. Поощряется любая инициатива по созданию стартапов, сохраняющих бизнес-связи с материнскими компаниями. По умолчанию права на интеллектуальную собственность принадлежат материнским компаниям, однако они далеко не всегда реализуют свои права, передавая их командам студентов. Это обуславливается не столько отсутствием интереса к ноу-хау, сколько желанием «сделать благое дело». Такая практика согласуется с общей политикой университета, направленной на минимизацию числа договоров о неразглашении информации и о соблюдении конфиденциальности; руководство факультета рекомендует материнским компаниям не предлагать проекты, связанные с секретными разработками. Учебный курс не приводит к созданию большого количества стартапов, однако:

«сам процесс самоанализа, через который прошли некоторые студенты, выбирая, продолжить ли развитие собственной компании или принять стороннее предложение, говорит о том, что обучение не прошло для них бесследно. Основная сложность, с которой столкнулись студенты, продолжая проект в виде стартапа, была связана с коллективным характером работы: если от проекта отказывался один из ключевых членов команды, то, как правило, отказывались и все остальные. Преподаватели постоянно удивлялись такому консерватизму студентов. Хотя студенты соглашались с тем, что на данном жизненном этапе их потери в случае разорения компании будут минимальными, они все равно не хотели рисковать»213.

Такой вывод был сделан по итогам первого года обучения. Возможно, в дальнейшем ситуация изменится. В любом случае можно ожидать, что опыт подобных программ изменит отношение студентов инженерных специальностей к предпринимательству вне зависимости от избираемой ими в дальнейшем сферы деятельности.

Как бы университет ни организовал занятия по курсу «Основы предпринимательства», прошедшие его студенты должны получить комплексные знания по всем аспектам предпринимательства. Это подготовит их как к карьере предпринимателей, так и к карьеребизнес-аналитиков в венчурных фондах, партнеров в фирмах, оказывающих профессиональные услуги, или интрапренеров (предпринимателей в корпорациях, где имеются бизнес-единицы, отвечающие за получение прибыли). Подобные курсы ставят студентов перед выбором: остановиться ли на карьере предпринимателя или заняться чем-нибудь другим. Преподаватели должны дать им пищу для размышлений и подсказать методику принятия решения. По окончании вводного и базового курсов по предпринимательству студентам нужно принять решение, становиться ли им предпринимателями. После изучения основ предпринимательства студенты оказываются перед аналогичным выбором, но в данном случае положительное решение подразумевает решимость идти до конца.

Бизнес-планирование

Студенты, преисполнившиеся энтузиазма настолько, чтобы открыть свое дело, могут прослушать элективный курс по бизнес-планированию. В отличие от ознакомительной программы, где давались общие знания по разработке бизнес-плана, элективный курс предназначен только для тех, кто всерьез решил создать свою собственную технологическую компанию. Иными словами, студентам предстоит пройти тест, по результатам которого станет ясно, насколько они тверды в намерении создать собственное предприятие (в Делфтском техническом университете существует дополнительное требование: область деятельности новой компании должна быть связана с технологиями, но не обязательно высокими технологиями). Студенты — индивидуально или в группах — излагают концепцию нового бизнеса. Дальнейшее обучение и тренинги касаются таких областей, как стратегия, маркетинг, производство, менеджмент, интеллектуальная собственность, бюджетирование, а также порядок действий после создания новой компании. По завершении каждой новой темы студенты пишут соответствующий раздел бизнес-плана, который обсуждается перед началом следующей темы214.Лекции читают профессиональные консультанты по управлению, аудиторы и маркетологи, специалисты из банковской сферы и бюро по защите интеллектуальной собственности. Приглашенные лекторы также участвуют в оценке соответствующих разделов бизнес-планов. Кроме того, к каждой команде студентов на время разработки бизнес-плана прикрепляется куратор, который выступает в роли внешнего эксперта-критика. Кураторами становятся либо консультанты по управлению, либо молодые предприниматели, прошедшие в свое время такое же обучение. По окончании курса независимое жюри, в состав которого входят предприниматели, финансисты и преподаватели университета, оценивает как сами бизнес-планы, так и их презентацию. За лучшие работы выдаются премии, что помогает отличившимся командам завоевать известность и привлечь клиентов и финансовую поддержку на следующих этапах своей деятельности.

В Делфтском техническом университете преподавание учебной дисциплине «Бизнес-планирование» ведут члены организации Stichting Netwerk Jonge Ondernemers (Ассоциация и фонд молодых предпринимателей), объединяющей такие компании, как Roland Berger Strategy Consultants, Ernst & Young, Rabobank, Arnold & Siedsma (консалтинг в сфере интеллектуальной собственности), Holland van Gijzen (консалтинг в сфере корпоративного права), а также маркетинговые бюро. Партнеры вкладывают в проект главным образом свое время, а в отдельных случаях и средства, идущие на рекламу образовательных программ и поддержание веб-сайта. Консультанты компании Roland Berger Strategy Consultants, многие из которых сами окончили Делфтский технический университет, выступают в качестве кураторов студенческих команд в ходе обучения (а нередко и после его завершения). Наряду с представителями других организаций-партнеров они читают лекции в помощь студентам, работающим над бизнес-планами. Фонд хранит информацию о выпускниках, предпринимателях и иных заинтересованных лицах — все они приглашаются на заключительное занятие, где студенты выступают с презентациями бизнес-планов. Это мероприятие стало излюбленным местом встреч и значительным событием в жизни бизнес-сообщества. Набор в группы ведется дважды в год. За первые пятнадцать лет существования проекта было создано порядка тридцати компаний. В ходе занятий рассматриваются следующие темы:

· в и дение <УДАР.!!!>, миссия и цели;

· интеллектуальная собственность;

· бизнес-модели;

· анализ рынка;

· стратегия и позиционирование;

· маркетинг и продажи;

· финансы;

· налоги и законодательство;

· предварительные презентации;

· финальные презентации.

По завершении обучения члены фонда оказывают молодым предпринимателям профессиональную помощь, причем на самых ранних стадиях становления компании она бесплатна. Фонд также активно способствует молодым предпринимателям в поисках инвесторов. После окончания курса они становятся «своими людьми» в сообществе предпринимателей.

A2.4. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Освоив учебную дисциплину «бизнес-планирование», студенты и преподаватели (или их команды) должны решить: возможно ли создание ноу-хау на базе выбранной технологии и имеет ли смысл реализовывать бизнес-план. Это вторая точка невозврата; в ней принимается решение не только о том, становиться ли предпринимателем, но и о том, создавать ли конкретное предприятие,иными словами — «все или ничего»[97] (нидерланд. Death or the Gladioli). А университет, в свою очередь,соглашается предоставлять доступ студентам или их командам к инновационной инфраструктуре или отказывает им. Как уже упоминалось в разделе 8.3, эта инфраструктура включает бизнес-инкубатор (недорогое размещение плюс широкая информационно-технологическая, административная и операционная поддержка), университетские фонды, предоставляющие гранты или кредиты с отсрочкой платежа, профессиональную и техническую поддержку со стороны соответствующих факультетов. Все эти средства призваны помочь начинающим предпринимателям пройти так называемую Долину смерти — тот полный опасностей отрезок пути, на котором погибло столько перспективных проектов, так и не сумевших перейти от многообещающего бизнес-плана к стадии роста и «раскрутить» компанию. Инновационная инфраструктура призвана не только оказывать помощь новым компаниям — самим своим существованием она дает студентам ясный сигнал, что по достижении определенного этапа развития собственного дела они смогут рассчитывать на всестороннюю поддержку. Такой сигнал, будучи получен теми, кто еще только раздумывает о предпринимательской деятельности, неминуемо послужит толчком в пользу этого выбора.

Одним из объектов инфраструктуры является «платформа», где начинающие предприниматели ищут для своих компаний бизнес-ангелов, венчурные фонды, банки, субсидирующие и другие финансовые организации. Для многих стартапов мир финансов представляет собой своеобразный «черный ящик»; этот мир им совершенно незнаком, и на то, чтобы завязать нужные контакты без посторонней помощи, могут уйти годы. Университеты создают плодородную почву для капиталовложений и должны использовать все свое влияние, чтобы добиваться встреч инвесторов с начинающими предпринимателями.

Стартап, попавший в бизнес-инкубатор, постепенно встает на ноги, а объем льгот постепенно уменьшается. В инкубаторе становится все теснее, ведь пребывание в нем рассчитано на ограниченное время. Наступает момент, когда предприятие вынуждено покинуть бизнес-инкубатор и ищет возможность продолжить деятельность в окрестностях университета из-за доступности технической и профессиональной поддержки (и, конечно же, близости коллег). Университеты могут помочь и с этим, предоставив в аренду, иногда даже с выгодой для себя, объекты для совместного размещения компаний. Доступность университета обеспечивает все виды тесного взаимодействия, в том числе участие молодых предпринимателей в образовательном процессе, а именно: читать лекции на первых четырех этапах программы для начинающих предпринимателей (рис. A2.1).

Начав деятельность, стартапам приходится реагировать на изменения рынка, технологических процессов и внутренних факторов — к примеру, решение части основателей компании выйти из состава учредителей. Кроме того, на смену финансовой поддержке семьи и бизнес-ангелам приходит венчурный капитал. Именно на этом этапе могут оказаться полезными программы дополнительного профессионального образования, рассчитанные на предпринимателей с опытом работы. Зачастую базисом для подобных программ служат исследования в сфере предпринимательства, результаты которых должны быть представлены практикующим предпринимателям. Помимо программ для опытных предпринимателей, могут быть реализованы и учебныепрограммы для ученых и инженеров, которые планируют выкупить акции компании, в которой работают. Такая ситуация часто возникает, когда основатели отходят от дел с намерением передать компанию в надежные руки215. Подобные программы пользуются большим спросом, а для преподавателей, которые уже ведут занятия по предпринимательству, не составляет большого труда внестив их содержание необходимые коррективы. И, конечно, эти программы могут стать основой для дальнейшего сотрудничества.

A2.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Мечта многих техностартеров — получить степень по предметному направлению, в котором будет развиваться их предпринимательская деятельность, изучив как специальные дисциплины, так и дисциплины, связанные с бизнесом. В таких случаях в учебный план магистратуры может включаться дополнительная программа по предпринимательству. Она обычно рассчитана на 20 учебных недель[98] и состоит из шести следующих дисциплин:

· «Введение в предпринимательство» (две недели; см. разд. A2.3).

· «Превращение технологии в бизнес» (четыре недели; см. разд. A2.3).

· «Интеллектуальная собственность для предпринимателей» (две недели). Занятия по этой дисциплине предполагают вводные лекции и разбор кейсов по интеллектуальной собственности. Студенты допускаются к ее изучению только при условии успешного освоения первых двух дисциплин.

· «Финансирование предпринимательской деятельности» (две недели). Рассматривается структура финансового плана начинающей или молодой фирмы, анализируются примеры из практики. Приглашенные лекторы рассказывают об основах финансирования, роли частных инвесторов и венчурных фондов; организуются встречи начинающих предпринимателей с инвесторами для установления контактов.

· «Бизнес-планирование» (четыре недели; см. разд. A2.3). Студенты допускаются к изучению этой дисциплины только в случае успешного освоения первых четырех дисциплин.

· Небольшой исследовательский проект (шесть недель) — индивидуальное исследование, которое выполняется только при условии успешного освоения первых четырех дисциплин. За каждым студентом закрепляется тьютор, желательно студент программы PhD, который сможет впоследствии использовать результаты исследования для своей диссертации.

В рамках двухлетней магистерской программы студентам предлагается одновременно с подготовкой по основной программе технического факультета, которая продолжается около полутора лет (а темадипломного проекта может стать основой будущей компании), получить академические знания в области предпринимательства, параллельно обучаясь бизнес-планированию собственной фирмы. Таким образом, студенты, планирующие начать собственное дело, благодаря синхронному обучению успеют приобрести знания и в технической области, и в сфере бизнеса.

В Делфтском университете открыта двухлетняя магистратура по специальности «Управление технологиями». Ее особенностью является разделение учебного времени пополам между предметами основной специальности и предметами, относящимися к предпринимательству. Некоторые университеты предлагают программыпо модели двух дипломов, рассчитанные на три года: два года изучаются технические предметы и год — предпринимательство. Еще один вариант трехлетней программы предусматривает разбиение обучения на два равных периода: полтора года в техническом университете и полтора — в бизнес-школе (менеджмент и предпринимательство). По истечении трех лет студенты получают степени магистра естественных наук (MSc) и мастера делового администрирования (МВА). На рисунке A2.3 наглядно показаны четыре описанных варианта:

1. Магистратура по технической специальности (MSc).

2. Сокращенная магистерская программа по технической специальности и дополнительная программа по предпринимательству.

3. Магистратура по управлению технологиями (вместо специализации в технической сфере) с возможностью годичного обучения предпринимательству.

4. Программа, реализуемая по модели двух дипломов: два года обучения по технической специальности (MSc в технической сфере) плюс год обучения предпринимательству по сокращенной программе магистратуры в области предпринимательства или год обучения на программе МВА.

 

 

Рисунок A2.3. Структура образовательной программы с разными вариантами обучения предпринимательству

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: