КГУ «Тобольская средняя школа»
Урок музыки во 2-м классе на тему:
«Живой родник»
Учитель 1 категории:
Хацкевич О.В.
Апрель 2014 г.
Четверть, 2 класс, 4 урок
Тема: «Живой родник».
Цель:
1) Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об окружающем мире и его музыкальности, создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательности
2) Развивать творческие и вокально-хоровые навыки учащихся, умение мыслить и рассуждать о красоте природы родного края, о народном музыкально-поэтическом искусстве.
3) Воспитывать уважительное отношение к музыкальному искусству разных народов, воспитание интереса к разным видам искусства, музыкального вкуса.
Задачи:
Формирование умений и навыков у учащихся видеть взаимосвязь музыки с природой.
Закрепление понятий и определений, характеризующих музыкальность природных явлений.
Развитие эмоциональной сферы учащимися через слушание музыкальных фрагментов программной музыки о природе.
Развитие творческих способностей в процессе анализа явлений природы, иллюстрируемой музыкальными фрагментами.
Развитие коммуникативной культуры учащихся и способность к диалогу.
Развитие чувства ответственности за сохранение природы района, города, страны.
Предмет: Музыка
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Планируемый результат
Продолжать учить ориентироваться в музыкальном творчестве, учить определять жанры музыкальных произведений,
продолжать учить умению сравнивать музыкальное творчество, поэзию, художественное творчество.
|
Оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация (картинки с изображением берёзы, ручейка (родника).
Музыкальный материал: видеозапись мультфильма «Заяц Коська и родничок», аудиозаписи музыкальных произведений: «Звуки леса», «Во поле берёза стояла», попевка «В лодке», песни «Бежит, бежит ручей», «Весна».
Ход урока:
Дети входят в класс поду музыку «Во поле берёза стояла»
(«Вход детей в класс»).
Приветствие учащихся «Здравствуйте, ребята! Добрый день!»
Ученики: «Здравствуйте, учитель! Добрый день!»
Ребята, я попрошу вас обратить внимание на слова на доске, которые помогут вам сегодня работать на уроке:
«Слушай - и ты услышишь, смотри – и ты увидишь,
думай – и ты поймёшь!»
- Ребята, обратите внимание на музыку, под которую вы вошли в класс. Что это за музыка? («Во поле берёза стояла»).
- Почему мы вошли именно под эту музыку?
(взаимосвязь с темой прошлого урока: «Берёзовый край»).
Исполнение песни «Во поле берёза стояла» (дублируется исполнение песни в записи).
Повторение темы прошлого урока («Берёзовый край»):
учащиеся по просьбе учителя озвучивают домашнее задание (нарисовать и раскрасить берёзку).
- Давайте оценим работы друг друга, только прежде чем оценить ваши работы, давайте остановимся на определённых критериях.
По каким критериям вы будете оценивать рисунки?
(совместное решение выбора критериев оценивания рисунков).
Критерии оценивания рисунка
№ | Критерии оценивания | «5» | «4» | «3» | «2» |
1. | Соответствие содержания рисунка | ||||
2. | Оригинальность замысла | ||||
3. | Выбор цветовой гаммы | ||||
ИТОГО: |
|
Баллы:
«5» – рисунок полностью соответствует данным критериям
«4» – рисунок в полной мере удовлетворяет данному критерию
«3» – рисунок частично удовлетворяет данному критерию
«2» - рисунок не соответствует данным критериям
1 этап оценивания (проверка работ в парах):
На оценивание 1 мин.
Слушание: звучит в записи музыка воды.
- Какие ассоциации возникли в вашем воображении при прослушивании этого произведения?
(Течёт вода, поток воды, журчание ручейка).
Задание для выполнения в группах: разгадайте этот математический ребус и узнаете тему нашего урока.
Цель: определение темы урока.
На выполнение задания 2 мин.
Ж - 3+3 =
Й - 5+3 =
В - 1+8 =
И - 5-3 =
О - 3+4 =
Н – 4+4 =
О - 5+5 =
И – 2+1 =
Р – 2+2 =
Д – 5+4 =
К – 2+5 =
Учащиеся говорят тему урока - «Живой родник».
- Молодцы ребята! Открыли тетради, отступили 10 клеток от берёзки, которую вы рисовали и записали число и тему урока:
Апреля
«Живой родник»
Давайте теперь определим цель нашего урока. Какова она?
(Ответы детей. После ответов детей учитель подводит итог их ответам, озвучивает цель урока полностью).
- Ну раз мы будем говорить о роднике, а это прежде всего вода, поток воды, который может быть разным – и маленьким, игривым и большим спокойным и бурлящим, тогда мы давайте исполним попевку «В лодке». Как мы будем её исполнять? (плавно, напевно, покачиваясь).
|
Исполнение попевки «В лодке»:
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает
Дует славный ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывём, только речка знает
Дует, дует ветерок, лодку подгоняет (3 раза вся попевка повторяется).
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм
«Заяц Коська и родничок» (4 мин.)
- Ребята, какой по характеру родничок?
(Весёлый, звонкий, игривый, помог зайчонку спастись от совы, они друзья).
- Сейчас мы тоже с вами нарисуем родничок, такой же игривый и весёлый.
А нарисуем мы его возле нашей берёзки.
Время на выполнение задания: 5 мин. (3 мин. – рисуем родничок, 2 мин. – раскрашиваем его).
(После того, как учащиеся нарисовали свои роднички):
- Ребята, покажите свои роднички мне, а потом и друг другу. Обменялись работами и оцените их по критериям оценивания рисунка.
2 этап оценивания (проверка работ в парах):
Оценивание 1 мин.
- А сейчас настало время немного отдохнуть. Все встали, разминка «Зверобика», не забывайте на припеве подпевать.
Разминка «Зверобика».
Слушание песни «Бежит, бежит ручеёк»
Разучивание песни «Бежит, бежит ручеёк» (1, 2 куплеты), по окончании разучивания песни – исполнение песни по группам (1 куплет – 1 группа, 2 куплет – 2 группа, припев – 3 группа).
Этап оценивания
Оценивание работы групп (пение)
Исполнение песни «Весна».
«Бежит, бежит ручеёк»
1. Солнце жаркое очень печёт.
Родился в поле там ручеёк,
Он бежит, он струится туда,
По лугам, по лесам, по полям.
Припев: Бежит, бежит ручеёк
Спешит, спешит ручеёк
А я ему говорю:
Я о тебе пою.
2. В ручеёк свой кораблик пущу,
Жду тепла и о лете грущу,
Я зиме никогда не прощу,
В речку я ручеёк отпущу.
Припев: Бежит, бежит ручеёк
Спешит, спешит ручеёк
А я ему говорю:
Я о тебе пою.
А я ему говорю:
Я о тебе пою.
(1 куплет-оригинал)
1. Намело много снега, но
Мы прихода весны ждём давно.
Мы устали от холода.
Ждём, когда побежит с крыш вода.
После разучивания песни:
На слайде изображены жанры народного творчества:
народные песни;
частушки;
сказки;
пословицы;
поговорки.
- Ребята, взгляните на доску, что на ней изображено?
(Жанры народного творчества)
- Каким образом они связаны с темой нашего урока?
(«Живой родник» можно понимать не в буквальном, а в переносном значении – «Живой родник» народного творчества, так как народ всегда слагает различные произведения, и, как и родник, который не стоит на месте, а всё время куда-то спешит, народный фольклор тоже всегда пополняется новыми произведениями).
- Какое произведение народного фольклора мы сегодня исполняли?
(Песню «во поле берёза стояла»).
РЕЛАКСАЦИЯ
(Дети кладут руки перед собой на парту, голову – на руки и закрывают глаза, или просто закрывают глаза.
В это время звучит в записи пение птиц, журчание воды, звуки леса).
Подведение итогов урока
1. – Что нового вы узнали на уроке? (познакомились с родничком, разучили новую попевку «В лодке» и новую песню «Бежит, бежит ручеёк»).
– Молодцы, вы сегодня хорошо работали. (Оценки за урок, подведение итогов оценивания по трём этапам оценивания, ребята оценивают друг друга, ставят оценку в оценочный лист).
– На следующем уроке мы продолжим наше путешествие по миру музыки.