ПОЭМЫА.С. ПУШКИНА
1. Руслан и Людмила (1817-1820) - дан образец краткой записи
2. Кавказский пленник (1820-1821) - сделать запись самостоятельно, учитывая разделение на части, выписать образцы описаний и отрывки из монологов Пленника.
3. Гавриилиада (1821)- читать.
4. Вадим (не окончена, 1821-1822).
5. Братья - разбойники (1821-1822, сохранился только отрывок, полный текст был сожжен автором).
6 Бахчисарайский фонтан (1821-1823) - читать.
7. Цыганы (1824) - подробная запись (дан образец).
8. Граф Нулин (1825) - сделать краткую запись сюжета, выписать несколько образцов бытовых зарисовок и характеристик.
9. Полтава (1828-1829) - сделать запись по образцу записи "Цыган".
10. Тазит (1829-1830). Не окончена, опубликована после смерти Пушкина, название дано издателями. - Читать.
11. Домик в Коломне (1830). Общая краткая запись, сделать выписки из строф 1,5, 8-9, 17-19, 39-40.
12. Езерский (1832-1833). Не окончена, заглавие дано Жуковским. Сделать выписки из 9-14 строф.
13. Анджело (1833) - Читать.
14. Медный всадник (1833). Имеется образец записи.
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (1820)
Посвящение
ПЕСНЬ 1
- Свадебный ПИР. Владимир-Солнце. Баян. Руслан а три Экспозиция
его соперника: Фарлаф, крикун надменный; Рогдай, воитель
смелый; полный страстной думы младой хазарский хан Ратмир.
2. Беда
3. Поиск: все четверо отправл. В Путь. Завязка 4. Встреча Руслана с Финном. Тайна (Наина).
ПЕСНЬ 2.
Новая расстановка образов:
Фарлаф --------------РУСЛАН ------------ЧЕРНОМОР
Финн Голова Наина печенеги
1. Рогдай.
2. Фарлаф и Наина.
3. Битва Руслана с Рогдаем (Рогдай - к русалке). 1-й бой
ПЕСНЬ 3.
1. Черномор и Наина (сговор против Руслана)
2. Людмила. Шапка-невидимка.
3. Руслан на мертвом поле.
4. Бой Руслана с Головой. 2-й бой
ПЕСНЬ 4.
1. Ратмир у 12 спящих дев.
2. Руслан продолжает путь.
3. Людмила обманута чародеем (Черномор принял облик Руслана).
ПЕСНЬ 5.
1.Бой Руслана с Черномором. 3-й бой (1-я кульм.)
2.Горестная находка Руслана. (Людмила спит.)
Обратный путь. Голова.
3. Встреча с Ратмиром.
4. Фарлаф и Наина.
5. Страшный сон Руслана и его исполнение: убив 2-я кульмин. Руслана, Фарлаф похищает Людмилу.
ПЕСНЬ 6.
1. Фарлаф со спящей Людмилой в Киеве.
2. Финн спасает Руслана.
3.Бой Руслана с печенегами.
4.Возвращение Руслана. Пробуждение Людмилы. II и р. Развязка
Эпилог
" ЦЫГАНЫ" (начата в январе 1824 г. на юге, окончена в Михайловском 10 окт. 1824г. В январе 1825 г. был написан монолог Алеко над колыбелью сына - в окончательный текст не был включён. 1-е отдельное издание - в мае 1827 г.).
Состоит из II фрагментов, отделенных друг от друга горизонтальной чертой, и эпилога... В тексте много диалогов, имеются две вставные песни: "Птичка божия..." и "Старый муж", а также два вставных рассказа - об Овидии и Мариуле.
Главные персонажи: Алеко, Земфира, Старый цыган.
Внесюжетные персонажи: Овидий, Мариула.
1.Ночующий табор. Ночь. Луна. У костра старый цыган. Земфира приводит из степи Алеко. Старик приглашает Алеко остаться.
2.Утро. Табор снялся о ночлега.
Всё скудно, дико, всё нестройно;
Но всё так живо-непокойно,
Так чуждо мёртвых наших нег, (антитеза дикой бедности
Так чуждо этой жизни праздной, и цивилизованного
Как песнь рабов однообразной... рабства)
3.Тоска, неясные предчувствия Алеко.
Уныло юноша глядел
На опустелую равнину
И грусти тайную причину
Истолковать себе не смел.
С ним черноморская Земфира,
Теперь он вольный житель мира,
И солнце весело над ним
Полуденной красою блещет;
Что ж сердце юноши трепещет?
Какой заботой он томим?
Песня:
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда...
Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелётный,
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал. (Жил в сердечной тени и призраки
И жил, не признавая власти славы и роскоши его не манили)
Судьбы коварной и слепой;
Но, боже, как играли страсти
Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, надолго ль усмотрели?
Они проснутся: погоди.
Кончилась экспозиция
4. Земфира. Алеко. Старик.
Земфира и Старик сомневаются, что Алеко сможет привыкнуть к дикой воле.
3.: Ты не жалеешь
О том, что бросил навсегда?
А.: О чём жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Старик::..не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен
(Следует изумляющий Алеко рассказ об Овидии, который не смог привыкнуть к цыганской воле, нераздельной с лишениями и бедностью)
5. Прошло два лета... Следует подробное описание цыганского жития.
Призрев оковы просвещения,
Алеко волен, как они...
6.Ссора Алеко и Земфиры (из-за песни).
3.: Я песню для тебя пою.
7.Алеко стонет и рыдает во сне
Разговор о нем старика и Земфиры.
Старик: Ты для него дороже мира.
3.: Его любовь постыла мне,
Мне скучно, сердце воли просит!
Алеко просыпается, рассказывает о страшном сне.
3.: Не верь лукавым сновиденьям.
А.: Ах, я не верю ничему:
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.
8.Далее следует разговор Алеко и старого цыгана.
Старик: О чём вздыхаешь ты всечасно?
Здесь люди вольны, небе ясно,
И жены славятся красой.
Не плачь: тоска тебя погубит.
А.: Отец, она меня не любит.
Старик: Твоё унынье безрассудно:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское шутя.
Взгляни: под отдалённым сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льёт она...
………………………………………
Кто место в небе ей укажет,
Промолвя: там остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?
Старик рассказывает о своей судьбе, о покинувшей его и маленькую Земфиру Мариуле.
А.: Я не таков. Нет, я, не споря,
От прав моих не откажусь;
Или хоть мщеньем наслажусь.
9.Свиданье Земфиры и молодого цыгана.
10.Пробужденуе Алеко. Убийство Земфиры и молодого цыгана.
11.Финал. Утро. Цыганы. Алеко. Похороны.
Речь старика:
Оставь нас, гордый человек?
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим.
Ты не рождён для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас;
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел, - оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою.
Табор уходит от Алеко. Неподвижный Алеко остаётся один, похожий на раненого журавля, покинутого родимой стаей. Наступает ночь (см. в начале тоже ночь).
Эпилог: Автор: Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК (Написана в 1833 г. Николай I не разрешил печатать, потребовав переделок. Пушкин отказался от переделок, При его жизни печаталась только вторая половина вступления к поэме. Полностью, но с искажениями поэму опубликовал Жуковский в "Современнике" в 1837 г.)
Поэма состоит из вступления и двух частей, для удобства анализа текст можно разбить на 16 фрагментов: 4 - во вступлении, 5 - в 1-й части, 7 - во второй.
ВСТУПЛЕНИЕ (ПетрI -- стихия)
1.Пустынный берег.
2.Он, дум великих полн. Вдаль глядел и думал он: мы, нам, к нам, запируем
(мы) на просторе.
3.Осуществление великих дум ("Прошло сто лет../').
Одический гимн Петербурга - это гимн осуществлённым думам Петра I о национально-государственном величии России.
4.Обещание печального рассказа: мысль поэта обращается от далёкого прошлого к совсем недавнему событию - наводнению 1824 года.
ЧАСТЬПЕРВАЯ (Евгений -- стихия)
5.Ноябрьский вечер.
6.Молодой Евгений. Он в "волнений разных размышлений". Мечты а тихой семейной жизни, достатке, детях (ср. с "великими думами" Петра во вступлении).
7.Бушующая стихия: ночь, утро (наводнение изображается в двух планах - символическом (сравнение с разбоем) и бытовом.
а) Увы! Все гибнет: кров и пища!
б) Где будет взять?
Покойный царь (Александр I):
.........................На балкон
Печален, смутен вышел он (Ср. его бессилие
И молвил: "С божией стихией перед стихией с волей
Царям не совладать..." и силой Петра I)
8.Сенатская площадь утром.
Дом со львами на переднем крыльце.
БЕДНЫЙ Евгений: Неподвижен, руки сжал крестом, страшно бледный,
отчаянные взоры устремлены туда, где живёт его
Параша: "он страшился, бедный, не за себя".
Мысли Евгения:...........Иль вся наша
И ЖИЗНЬ НИЧТО, как сон пустой,
Насмешка неба над землёй?
9...........................................
....................Вокруг него
Вода и больше ничего!
И ОБРАЩЕН К НЕМУ СПИНОЙ,
В НЕКОЛЕБИМОЙ ВЫШИНЕ,
НАД ВОЗМУЩЕННОЮ НЕВОЮ
СТОИТ С ПРОСТЁРТОЮ РУКОЮ
КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ.
ЧАСТЬВТОРАЯ (Евгений -- медныйвсадник)
Стихия Стихия национальная
Личного и государственная
______________________________________________________________________
10.Отступление стихии -уподобление волн наглому разбойнику.
11. ЕВГЕНИЙ, замирая душой, спешит к домику Параши.
Не находит на месте -захохотал...
12.Наступили будни:
......................по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ (Торгаш возмещал убытки за счет
близких; граф Хвостов, "поэт, любимый небесами,
уж пел(\) бессмертными стихами несчастье(!)
Невских берегов").
НО БЕДНЫЙ, бедный МОЙЕВГЕНИЙ....
Увы, его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял.
Евгений выпал из жизни: скитается по улицам - "ни зверь, ни
человек", его гонят, нед ним издеваются.
14.Однажды...
Очутился на том месте, где сидел когда-то верхом на мраморном льве во время наводнения. Видит статую Медного всадника.
Прояснились в нём страшно мысли...
МЕДНЫЙ ВСАДНИК -----------БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ
Дума на челе, "Ужо тебе!..."(угроза, бунт).
Сила, огонь, И вдруг стремглав
гордость. Бежать пустился...
(Мгновенный отказ от бунта)
"Погоня" Медного всадника за "безумцем бедным".
15.И с той поры: Смирился. Боится. Потерялся.
16.ПУСТЫННЫЙ БЕРЕГ (ср. с началом)
Безымянный "труп безумца моего" нашли у заброшенного на
пустынный остров наводнением домика Параши (он разыскал-таки его).
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
______________________________________________________________________
Примечание: при печатании Жуковский заменил сцену «бунта» Евгения в 14 эпизоде многоточием.