НО БЕДНЫЙ, бедный МОЙЕВГЕНИЙ....




ПОЭМЫА.С. ПУШКИНА

 

1. Руслан и Людмила (1817-1820) - дан образец краткой записи

2. Кавказский пленник (1820-1821) - сделать запись самостоятельно, учитывая разделение на части, выписать образцы описаний и отрывки из монологов Пленника.

3. Гавриилиада (1821)- читать.

4. Вадим (не окончена, 1821-1822).

5. Братья - разбойники (1821-1822, сохранился только отрывок, полный текст был сожжен автором).

6 Бахчисарайский фонтан (1821-1823) - читать.

7. Цыганы (1824) - подробная запись (дан образец).

8. Граф Нулин (1825) - сделать краткую запись сюжета, выписать несколько образцов бытовых зарисовок и характеристик.

9. Полтава (1828-1829) - сделать запись по образцу записи "Цыган".

10. Тазит (1829-1830). Не окончена, опубликована после смерти Пушкина, название дано издателями. - Читать.

11. Домик в Коломне (1830). Общая краткая запись, сделать выписки из строф 1,5, 8-9, 17-19, 39-40.

12. Езерский (1832-1833). Не окончена, заглавие дано Жуковским. Сделать выписки из 9-14 строф.

13. Анджело (1833) - Читать.

14. Медный всадник (1833). Имеется образец записи.

 

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (1820)

Посвящение

ПЕСНЬ 1

 

  1. Свадебный ПИР. Владимир-Солнце. Баян. Руслан а три Экспозиция

его соперника: Фарлаф, крикун надменный; Рогдай, воитель

смелый; полный страстной думы младой хазарский хан Ратмир.

2. Беда

3. Поиск: все четверо отправл. В Путь. Завязка 4. Встреча Руслана с Финном. Тайна (Наина).

 

ПЕСНЬ 2.

Новая расстановка образов:

Фарлаф --------------РУСЛАН ------------ЧЕРНОМОР

Финн Голова Наина печенеги

1. Рогдай.

2. Фарлаф и Наина.

3. Битва Руслана с Рогдаем (Рогдай - к русалке). 1-й бой

 

ПЕСНЬ 3.

 

1. Черномор и Наина (сговор против Руслана)

2. Людмила. Шапка-невидимка.

3. Руслан на мертвом поле.

4. Бой Руслана с Головой. 2-й бой

 

ПЕСНЬ 4.

 

1. Ратмир у 12 спящих дев.

2. Руслан продолжает путь.

3. Людмила обманута чародеем (Черномор принял облик Руслана).

 

ПЕСНЬ 5.

 

1.Бой Руслана с Черномором. 3-й бой (1-я кульм.)

2.Горестная находка Руслана. (Людмила спит.)

Обратный путь. Голова.

3. Встреча с Ратмиром.

4. Фарлаф и Наина.

5. Страшный сон Руслана и его исполнение: убив 2-я кульмин. Руслана, Фарлаф похищает Людмилу.

 

ПЕСНЬ 6.

 

1. Фарлаф со спящей Людмилой в Киеве.

2. Финн спасает Руслана.

3.Бой Руслана с печенегами.

4.Возвращение Руслана. Пробуждение Людмилы. II и р. Развязка

 

Эпилог

" ЦЫГАНЫ" (начата в январе 1824 г. на юге, окончена в Михайловском 10 окт. 1824г. В январе 1825 г. был написан монолог Алеко над колыбелью сына - в окончательный текст не был включён. 1-е отдельное издание - в мае 1827 г.).

Состоит из II фрагментов, отделенных друг от друга горизонтальной чертой, и эпилога... В тексте много диалогов, имеются две вставные песни: "Птичка божия..." и "Старый муж", а также два вставных рассказа - об Овидии и Мариуле.

Главные персонажи: Алеко, Земфира, Старый цыган.

Внесюжетные персонажи: Овидий, Мариула.

1.Ночующий табор. Ночь. Луна. У костра старый цыган. Земфира приводит из степи Алеко. Старик приглашает Алеко остаться.

2.Утро. Табор снялся о ночлега.

Всё скудно, дико, всё нестройно;

Но всё так живо-непокойно,

Так чуждо мёртвых наших нег, (антитеза дикой бедности

Так чуждо этой жизни праздной, и цивилизованного

Как песнь рабов однообразной... рабства)

3.Тоска, неясные предчувствия Алеко.

Уныло юноша глядел

На опустелую равнину

И грусти тайную причину

Истолковать себе не смел.

С ним черноморская Земфира,

Теперь он вольный житель мира,

И солнце весело над ним

Полуденной красою блещет;

Что ж сердце юноши трепещет?

Какой заботой он томим?

Песня:

Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда,

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда...

Подобно птичке беззаботной,

И он, изгнанник перелётный,

Гнезда надежного не знал

И ни к чему не привыкал. (Жил в сердечной тени и призраки

И жил, не признавая власти славы и роскоши его не манили)

Судьбы коварной и слепой;

Но, боже, как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, надолго ль усмотрели?

Они проснутся: погоди.

Кончилась экспозиция

4. Земфира. Алеко. Старик.

Земфира и Старик сомневаются, что Алеко сможет привыкнуть к дикой воле.

3.: Ты не жалеешь

О том, что бросил навсегда?

А.: О чём жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Старик::..не всегда мила свобода

Тому, кто к неге приучен

(Следует изумляющий Алеко рассказ об Овидии, который не смог привыкнуть к цыганской воле, нераздельной с лишениями и бедностью)

5. Прошло два лета... Следует подробное описание цыганского жития.

Призрев оковы просвещения,

Алеко волен, как они...

6.Ссора Алеко и Земфиры (из-за песни).

3.: Я песню для тебя пою.

7.Алеко стонет и рыдает во сне

Разговор о нем старика и Земфиры.

Старик: Ты для него дороже мира.

3.: Его любовь постыла мне,

Мне скучно, сердце воли просит!

Алеко просыпается, рассказывает о страшном сне.

3.: Не верь лукавым сновиденьям.

А.: Ах, я не верю ничему:

Ни снам, ни сладким увереньям,

Ни даже сердцу твоему.

8.Далее следует разговор Алеко и старого цыгана.

Старик: О чём вздыхаешь ты всечасно?

Здесь люди вольны, небе ясно,

И жены славятся красой.

Не плачь: тоска тебя погубит.

А.: Отец, она меня не любит.

 

 

Старик: Твоё унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское шутя.

Взгляни: под отдалённым сводом

Гуляет вольная луна;

На всю природу мимоходом

Равно сиянье льёт она...

………………………………………

Кто место в небе ей укажет,

Промолвя: там остановись!

Кто сердцу юной девы скажет:

Люби одно, не изменись?

Старик рассказывает о своей судьбе, о покинувшей его и маленькую Земфиру Мариуле.

А.: Я не таков. Нет, я, не споря,

От прав моих не откажусь;

Или хоть мщеньем наслажусь.

9.Свиданье Земфиры и молодого цыгана.

10.Пробужденуе Алеко. Убийство Земфиры и молодого цыгана.

11.Финал. Утро. Цыганы. Алеко. Похороны.

Речь старика:

Оставь нас, гордый человек?

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов;

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас;

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел, - оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою.

Табор уходит от Алеко. Неподвижный Алеко остаётся один, похожий на раненого журавля, покинутого родимой стаей. Наступает ночь (см. в начале тоже ночь).

Эпилог: Автор: Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

МЕДНЫЙ ВСАДНИК (Написана в 1833 г. Николай I не разрешил печатать, потребовав переделок. Пушкин отказался от переделок, При его жизни печаталась только вторая половина вступления к поэме. Полностью, но с искажениями поэму опубликовал Жуковский в "Современнике" в 1837 г.)

Поэма состоит из вступления и двух частей, для удобства анализа текст можно разбить на 16 фрагментов: 4 - во вступлении, 5 - в 1-й части, 7 - во второй.

ВСТУПЛЕНИЕ (ПетрI -- стихия)

1.Пустынный берег.

2.Он, дум великих полн. Вдаль глядел и думал он: мы, нам, к нам, запируем

(мы) на просторе.

3.Осуществление великих дум ("Прошло сто лет../').

Одический гимн Петербурга - это гимн осуществлённым думам Петра I о национально-государственном величии России.

4.Обещание печального рассказа: мысль поэта обращается от далёкого прошлого к совсем недавнему событию - наводнению 1824 года.

ЧАСТЬПЕРВАЯ (Евгений -- стихия)

5.Ноябрьский вечер.

6.Молодой Евгений. Он в "волнений разных размышлений". Мечты а тихой семейной жизни, достатке, детях (ср. с "великими думами" Петра во вступлении).

7.Бушующая стихия: ночь, утро (наводнение изображается в двух планах - символическом (сравнение с разбоем) и бытовом.

а) Увы! Все гибнет: кров и пища!

б) Где будет взять?

Покойный царь (Александр I):

.........................На балкон

Печален, смутен вышел он (Ср. его бессилие

И молвил: "С божией стихией перед стихией с волей

Царям не совладать..." и силой Петра I)

8.Сенатская площадь утром.

Дом со львами на переднем крыльце.

БЕДНЫЙ Евгений: Неподвижен, руки сжал крестом, страшно бледный,

отчаянные взоры устремлены туда, где живёт его

Параша: "он страшился, бедный, не за себя".

Мысли Евгения:...........Иль вся наша

И ЖИЗНЬ НИЧТО, как сон пустой,

Насмешка неба над землёй?

9...........................................

....................Вокруг него

Вода и больше ничего!

И ОБРАЩЕН К НЕМУ СПИНОЙ,

В НЕКОЛЕБИМОЙ ВЫШИНЕ,

НАД ВОЗМУЩЕННОЮ НЕВОЮ

СТОИТ С ПРОСТЁРТОЮ РУКОЮ

КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ.

ЧАСТЬВТОРАЯ (Евгений -- медныйвсадник)

Стихия Стихия национальная

Личного и государственная

______________________________________________________________________

10.Отступление стихии -уподобление волн наглому разбойнику.

11. ЕВГЕНИЙ, замирая душой, спешит к домику Параши.

Не находит на месте -захохотал...

12.Наступили будни:

......................по улицам свободным

С своим бесчувствием холодным

Ходил народ (Торгаш возмещал убытки за счет

близких; граф Хвостов, "поэт, любимый небесами,

уж пел(\) бессмертными стихами несчастье(!)

Невских берегов").

НО БЕДНЫЙ, бедный МОЙЕВГЕНИЙ....

Увы, его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Не устоял.

Евгений выпал из жизни: скитается по улицам - "ни зверь, ни

человек", его гонят, нед ним издеваются.

14.Однажды...

Очутился на том месте, где сидел когда-то верхом на мраморном льве во время наводнения. Видит статую Медного всадника.

Прояснились в нём страшно мысли...

МЕДНЫЙ ВСАДНИК -----------БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ

Дума на челе, "Ужо тебе!..."(угроза, бунт).

Сила, огонь, И вдруг стремглав

гордость. Бежать пустился...

(Мгновенный отказ от бунта)

"Погоня" Медного всадника за "безумцем бедным".

15.И с той поры: Смирился. Боится. Потерялся.

 

16.ПУСТЫННЫЙ БЕРЕГ (ср. с началом)

Безымянный "труп безумца моего" нашли у заброшенного на

пустынный остров наводнением домика Параши (он разыскал-таки его).

 

И тут же хладный труп его

Похоронили ради бога.

 

______________________________________________________________________

Примечание: при печатании Жуковский заменил сцену «бунта» Евгения в 14 эпизоде многоточием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: