ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. ПЯТАЯ СИМФОНИЯ ДО МИНОР (1805-1808)




Симфония воплощает одну из основных идей бетховенского творчества – героику борьбы и победы. Линию драматургического развития здесь можно представить словами:

«От мрака – к свету, через борьбу – к победе».

этапы драматургии «Арена борьбы», драматический конфликт. Перевес на стороне зла. Переход действия в другую сферу. Собирание сил, внутреннее перерождение личности.  
1 этап 2 этап 3 этап сильный контраст с 1 частью  
Завязка напряженно - драматическая фаза  
принципы развитие / столкновение / конфликт непрерывное развитие и становление героической темы  
образная трансформация лейтмотива  
темы образы тема-эпиграф Гл. П. П.П. эпизоды   разделы 1 тема (А) / 2 тема (В)  
лейтмотив судьбы –символ зла, трагически вторгающийся в жизнь человека как препятствие, требующее громадных усилий для преодоления. Резко стучащий ритм («стук судьбы») становится лейтритмом и проходит в различных трансформациях через все части симфонии. В 1 части тема судьбы господствует безраздельно. музыка страха и беспокойства перед необходимостью действия. Отделена паузой. тема начинается фанфарой валторны на квинтовых ходах. Развитие продолжает уверенная и напевная мелодия струнных. На протяжении всего следования тему сопровождает тревожный «стук судьбы» в басах. З. п. выявляются мужественно-героические черты господство лейтмотива кульминация разработки совпадает с началом репризы Гл.П. к тревожному лейтмотиву присоединяется лирико-трагический элемент (речитативное соло гобоя). П.П. фанфара сначала звучит у фагота З.П. яркое героическое звучание. переход к Коде подчеркивается минором кода открывается тихим звучанием лейтмотива у деревянно-духовых. 1) лики лейтмотива: унисонное и зловещее в аккордовой фактуре. столкновение сил. 2) интонации Гл.П. звучат с обреченностью. Все завершается торжествующим лейтмотивом. Мир гражданской лирики, благородно-возвышенных чувств.  
    тревожное звучание; мотивно-имитационное развитие (Гл.П.)  
А As-dur Величаво-строгий образ, близкий неторопливой поступи. Тема (мелодия) звучит сначала у виолончелей с контрабасами, а во 2-й раз – светло и пасторально у деревянно-духовых.  
Во всей части тема А получает ведущее значение. Ее развитие подлинно симфоническое.  
св. п. непрерывное восходящее движение на мотивах Г..п., нагнетание напряжения. Кульминация (ff) на уменьшенной гармонии.     1-я кульминация (tutti), плотное аккордовое звучание на ум. гармонии.  
В As – C 1) проведение сходно с 1-й темой, в аккомпанементе триольные фигурации. Внезапно развитие тормозится - происходит модуляция в До мажор. 2) героический облик (преддверие Финала) – изложение аккордовое, звучат медно-духовые.  
    3-х кратное появление фанфары. затем начинается тональное блуждание. Торможение, преграда в развитии. А1 меняется фактурное изложение темы, общий характер не меняется. В вар. В1 тревожно звучит лейтритм.  
В 1  
А2 мелодия темы проводится: у виолончелей; скрипок; кульминация  
  Мотивно-разработочный эпизод (интонации 1 темы). В кульминации появляется 2-я тема в C-dur. Ритм и интонации синтезируются.  
  2-я кульминация, возвращение лейтмотива в основном звучании, зловещий характер, аккордовая фактура.    
  переход.  
А3 as-moll, мелодия в высоком регистре, пунктирный ритм.    
А4 Героическое полнозвучное проведение темы в основном виде.  
Кода открывается с соло фагота, разрабатывается 1 тема, но вместе с тем происходит утверждение тоники.  
все развитие – развернутое всестороннее раскрытие множественности центрального образа    
тональный план   c-moll Es -dur   c-moll – C-dur c-moll As-dur – C-dur основные тональности  
этапы формы э к с п о з и ц и я разработка реприза кода 9 разделов (с Кодой)  
I часть Аllegro con brio Сонатное allegro II часть Andante con moto. Двойные вариации  
                       
  Новый подступ к вершине, борьба за ее завоевание. Героическая развязка драмы. Испытания и борьба приводят к народному ликованию и триумфу.  
  контраст / конфликт полярных тем перелом в борьбе трансформация лейтмотива   переход к Финалу (Кода) создает колоссальное динамическое нагнетание. Непрерывно в басах, как отдаленный гул, звучит лейтритм («стук судьбы»), исполняемый литаврами (сначала звук as, затем g). К стуку присоединяется мотивное развитие темы а, которая звучит все настойчивее. Звучание постепенно высветляется. Непосредственно к Финалу ведет появление резких аккордовых звучаний на гармонии доминанты к До мажору, которые разрешаются в тоику, знаменующую начало Финала. сонатная форма лишена контрастирующих драматических моментов, в Разработке и Коде происходит напоминание о прошедшей борьбе ведущих сил.  
    тема a тема b     Гл. П. П.П.   укрощение враждебных сил  
«тема-диалог», воплощение ищущих, страстно-вопрошающих мыслей. Структура темы членится на «вопрос» (взлет струнных по аккордовым тонам в нижнем регистре) и «ответ – жалобу». тема-лейтмотив неожиданно вторгается с драматичной силой. Роковое зловещее начало подчеркнуто тембрами медных (валторны) и чеканным аккордовым сопровождением к «долбящей» мелодии. Этот вариант темы звучит еще более властно и категорично. При повторении эта тема звучит яростно и непреклонно. Сфера проявления юмора, народного колорита. Характер этого раздела скерцо активный, оптимистичный, что и оказывает решающее влияние на дальнейший ход развития и торжество героических сил в Финале. Тема фугато подобна стремительно раскручивающейся пружине, ее исполняют вначале виолончели и контрабасы.     Простая 3-х ч. Форма. в Репризе острый драматизм развития и контраст тем уходят. Оркестровка прозрачная (деревянно-духовые, струнные pizzicato). Все темы звучат тихо, много пауз - создается образ неизвестности, неуверенности - возврат к прошлому невозможен. темы обобщенного героического характера, в каждой из которых немалую роль играют тембры медных как проявление героики. Впервые в симфонии Бетховен использует здесь тромбоны. Разработка начинается с героического звучания tutti (З.П.).   1) мотивное развитие темы П.П. (начинается в Ля мажоре, потом минорное звучание). В развитие П.П. включается новая тема героического характера (наступательное мелодическое движение, яркое звучание медных). Этот момент можно назвать «эпизодом борьбы». но без конфликтного столкновения - здесь соединяются героическая линия и стучащий лейтмотив судьбы. заканчивается раздел фанфарами, в Соль мажоре.   2) начинается с повторения одного звука соль, который приводит к появлению 2-й темы Скерцо. Здесь лейтмотив звучит (после героики предыдущих разделов) тихо – как напоминание о прошедшей борьбе. Возвращается сверкающее звучание tutti. Все темы подчинены общему ликованию. З.П. заканчивается на неустойчивой гармонии и ведет к Коде. 1) раздел напоминает «героический» эпизод Разработки – с интонациями П.П. соединяется восходящая мелодическая линия героической темы. Все звучит на доминантовом басу.   2) появляются интонации Св.П. поочередно у деревянно-духовых и валторны. Дополнительный блеск оркестровке придает звучание флейты-пикколо. Отголосок лейтмотива появляется в высоком регистре у флейт.   3) Presto Ликование принимает характер массового пляса. многократно повторяются интонации З.П. и Гл.П, фанфары. Пульсирующий лейтритм становится музыкой победы.  
Гл.П – триумфальный марш (мощное аккордовое изложение на гармонии тоники и доминанты, блестящая инструментовка), который напоминает героические темы Французской Революции. Марш сменяется ликующими интонациями.   Св. П. на фоне пульсирующих фигураций парит мелодия, сотканная из интонаций - возгласов по звукам аккордов всю тему пронизывает лейтритм (триоль и четверть в мелодии). Строение мелодии волнообразное, сопоставляются фразы forte и piano, а также фразы скрипок и деревянно-духовых. З.П. Повторяется один нисходящий утверждающий мелодический оборот, но закрепления в побочной тональности не происходит - начинается переход к Разработке.  
после 2-х кратного чередования тем наступает спад динамики. Внезапно возникает полная отчаяния 3-я тема, близкая жалобе 1-й темы.  
  c-moll - f-moll c-moll   C-dur c-moll c-moll - C-dur C-dur G-dur   C-dur C-dur  
  А (1-я часть) темы чередуются: а – b – a – b – c – b Т Р И О фугато А1 (Реприза) а – b – a– c переход к Финалу b – a Э К С П О З И Ц И Я Р А З Р А Б О Т К А вступление и два раздела Реприза К О Д А три раздела  
  III часть Скерцо* сложная 3-х ч. форма; allegro IV часть Финал сонатное allegro  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: