Симфония воплощает одну из основных идей бетховенского творчества – героику борьбы и победы. Линию драматургического развития здесь можно представить словами:
«От мрака – к свету, через борьбу – к победе».
этапы драматургии | «Арена борьбы», драматический конфликт. Перевес на стороне зла. | Переход действия в другую сферу. Собирание сил, внутреннее перерождение личности. | |||||||||
1 этап | 2 этап | 3 этап | сильный контраст с 1 частью | ||||||||
Завязка | напряженно - драматическая фаза | ||||||||||
принципы | развитие / столкновение / конфликт | непрерывное развитие и становление героической темы | |||||||||
образная трансформация лейтмотива | |||||||||||
темы образы | тема-эпиграф | Гл. П. | П.П. | эпизоды | разделы | 1 тема (А) / 2 тема (В) | |||||
лейтмотив судьбы –символ зла, трагически вторгающийся в жизнь человека как препятствие, требующее громадных усилий для преодоления. Резко стучащий ритм («стук судьбы») становится лейтритмом и проходит в различных трансформациях через все части симфонии. В 1 части тема судьбы господствует безраздельно. | музыка страха и беспокойства перед необходимостью действия. | Отделена паузой. тема начинается фанфарой валторны на квинтовых ходах. Развитие продолжает уверенная и напевная мелодия струнных. На протяжении всего следования тему сопровождает тревожный «стук судьбы» в басах. З. п. выявляются мужественно-героические черты | господство лейтмотива | кульминация разработки совпадает с началом репризы Гл.П. к тревожному лейтмотиву присоединяется лирико-трагический элемент (речитативное соло гобоя). П.П. фанфара сначала звучит у фагота З.П. яркое героическое звучание. переход к Коде подчеркивается минором | кода открывается тихим звучанием лейтмотива у деревянно-духовых. 1) лики лейтмотива: унисонное и зловещее в аккордовой фактуре. столкновение сил. 2) интонации Гл.П. звучат с обреченностью. Все завершается торжествующим лейтмотивом. | Мир гражданской лирики, благородно-возвышенных чувств. | |||||
тревожное звучание; мотивно-имитационное развитие (Гл.П.) | |||||||||||
А As-dur | Величаво-строгий образ, близкий неторопливой поступи. Тема (мелодия) звучит сначала у виолончелей с контрабасами, а во 2-й раз – светло и пасторально у деревянно-духовых. | ||||||||||
Во всей части тема А получает ведущее значение. Ее развитие подлинно симфоническое. | |||||||||||
св. п. непрерывное восходящее движение на мотивах Г..п., нагнетание напряжения. Кульминация (ff) на уменьшенной гармонии. | 1-я кульминация (tutti), плотное аккордовое звучание на ум. гармонии. | ||||||||||
В As – C | 1) проведение сходно с 1-й темой, в аккомпанементе триольные фигурации. Внезапно развитие тормозится - происходит модуляция в До мажор. 2) героический облик (преддверие Финала) – изложение аккордовое, звучат медно-духовые. | ||||||||||
3-х кратное появление фанфары. затем начинается тональное блуждание. Торможение, преграда в развитии. | А1 | меняется фактурное изложение темы, общий характер не меняется. В вар. В1 тревожно звучит лейтритм. | |||||||||
В 1 | |||||||||||
А2 | мелодия темы проводится: у виолончелей; скрипок; кульминация | ||||||||||
Мотивно-разработочный эпизод (интонации 1 темы). В кульминации появляется 2-я тема в C-dur. Ритм и интонации синтезируются. | |||||||||||
2-я кульминация, возвращение лейтмотива в основном звучании, зловещий характер, аккордовая фактура. | |||||||||||
переход. | |||||||||||
А3 | as-moll, мелодия в высоком регистре, пунктирный ритм. | ||||||||||
А4 | Героическое полнозвучное проведение темы в основном виде. | ||||||||||
Кода | открывается с соло фагота, разрабатывается 1 тема, но вместе с тем происходит утверждение тоники. | ||||||||||
все развитие – развернутое всестороннее раскрытие множественности центрального образа | |||||||||||
тональный план | c-moll | Es -dur | c-moll – C-dur | c-moll | As-dur – C-dur основные тональности | ||||||
этапы формы | э к с п о з и ц и я | разработка | реприза | кода | 9 разделов (с Кодой) | ||||||
I часть Аllegro con brio Сонатное allegro | II часть Andante con moto. Двойные вариации | ||||||||||
Новый подступ к вершине, борьба за ее завоевание. | Героическая развязка драмы. Испытания и борьба приводят к народному ликованию и триумфу. | ||||||||||
контраст / конфликт полярных тем | перелом в борьбе | трансформация лейтмотива переход к Финалу (Кода) создает колоссальное динамическое нагнетание. Непрерывно в басах, как отдаленный гул, звучит лейтритм («стук судьбы»), исполняемый литаврами (сначала звук as, затем g). К стуку присоединяется мотивное развитие темы а, которая звучит все настойчивее. Звучание постепенно высветляется. Непосредственно к Финалу ведет появление резких аккордовых звучаний на гармонии доминанты к До мажору, которые разрешаются в тоику, знаменующую начало Финала. | сонатная форма лишена контрастирующих драматических моментов, в Разработке и Коде происходит напоминание о прошедшей борьбе ведущих сил. | ||||||||
тема a | тема b | Гл. П. | П.П. | укрощение враждебных сил | |||||||
«тема-диалог», воплощение ищущих, страстно-вопрошающих мыслей. Структура темы членится на «вопрос» (взлет струнных по аккордовым тонам в нижнем регистре) и «ответ – жалобу». | тема-лейтмотив неожиданно вторгается с драматичной силой. Роковое зловещее начало подчеркнуто тембрами медных (валторны) и чеканным аккордовым сопровождением к «долбящей» мелодии. Этот вариант темы звучит еще более властно и категорично. При повторении эта тема звучит яростно и непреклонно. | Сфера проявления юмора, народного колорита. Характер этого раздела скерцо активный, оптимистичный, что и оказывает решающее влияние на дальнейший ход развития и торжество героических сил в Финале. Тема фугато подобна стремительно раскручивающейся пружине, ее исполняют вначале виолончели и контрабасы. Простая 3-х ч. Форма. | в Репризе острый драматизм развития и контраст тем уходят. Оркестровка прозрачная (деревянно-духовые, струнные pizzicato). Все темы звучат тихо, много пауз - создается образ неизвестности, неуверенности - возврат к прошлому невозможен. | темы обобщенного героического характера, в каждой из которых немалую роль играют тембры медных как проявление героики. Впервые в симфонии Бетховен использует здесь тромбоны. | Разработка начинается с героического звучания tutti (З.П.). 1) мотивное развитие темы П.П. (начинается в Ля мажоре, потом минорное звучание). В развитие П.П. включается новая тема героического характера (наступательное мелодическое движение, яркое звучание медных). Этот момент можно назвать «эпизодом борьбы». но без конфликтного столкновения - здесь соединяются героическая линия и стучащий лейтмотив судьбы. заканчивается раздел фанфарами, в Соль мажоре. 2) начинается с повторения одного звука соль, который приводит к появлению 2-й темы Скерцо. Здесь лейтмотив звучит (после героики предыдущих разделов) тихо – как напоминание о прошедшей борьбе. | Возвращается сверкающее звучание tutti. Все темы подчинены общему ликованию. З.П. заканчивается на неустойчивой гармонии и ведет к Коде. | 1) раздел напоминает «героический» эпизод Разработки – с интонациями П.П. соединяется восходящая мелодическая линия героической темы. Все звучит на доминантовом басу. 2) появляются интонации Св.П. поочередно у деревянно-духовых и валторны. Дополнительный блеск оркестровке придает звучание флейты-пикколо. Отголосок лейтмотива появляется в высоком регистре у флейт. 3) Presto Ликование принимает характер массового пляса. многократно повторяются интонации З.П. и Гл.П, фанфары. Пульсирующий лейтритм становится музыкой победы. | ||||
Гл.П – триумфальный марш (мощное аккордовое изложение на гармонии тоники и доминанты, блестящая инструментовка), который напоминает героические темы Французской Революции. Марш сменяется ликующими интонациями. Св. П. на фоне пульсирующих фигураций парит мелодия, сотканная из интонаций - возгласов по звукам аккордов | всю тему пронизывает лейтритм (триоль и четверть в мелодии). Строение мелодии волнообразное, сопоставляются фразы forte и piano, а также фразы скрипок и деревянно-духовых. З.П. Повторяется один нисходящий утверждающий мелодический оборот, но закрепления в побочной тональности не происходит - начинается переход к Разработке. | ||||||||||
после 2-х кратного чередования тем наступает спад динамики. Внезапно возникает полная отчаяния 3-я тема, близкая жалобе 1-й темы. | |||||||||||
c-moll - f-moll | c-moll | C-dur | c-moll | c-moll - C-dur | C-dur | G-dur | C-dur | C-dur | |||
А (1-я часть) темы чередуются: а – b – a – b – c – b | Т Р И О фугато | А1 (Реприза) а – b – a– c | переход к Финалу b – a | Э К С П О З И Ц И Я | Р А З Р А Б О Т К А вступление и два раздела | Реприза | К О Д А три раздела | ||||
III часть Скерцо* сложная 3-х ч. форма; allegro | IV часть Финал сонатное allegro |