Реализация основных прав потребителей: ст. 4, 5, 6, 7




В Законе О защите прав потребителей в статье 3 определены следующие права потребителей:

· право на просвещение в области защиты прав потребителей;

· право на информацию о товарах (работах, услугах), а также изготовителях (исполнителях, продавцах);

· право на безопасность товаров (работ, услуг);

· право на надлежащее качество товаров (работ, услуг);

· право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);

· право на государственную защиту своих прав;

· право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством, а также нормами международных договоров;

· право на общественную защиту своих прав;

· право на создание общественных объединений потребителей.

Рассмотрим содержание основных прав.

В новой редакции закона (2002г.) впервые предусмотрено право потребителя на просвещение в области его правовой защиты (ст.4). И это действительно актуально и необходимо, т.к. оценка сложившейся ситуации по информированию и просвещению населения позволяет сделать вывод, что белорусский потребитель практически беззащитен и не вооружен в борьбе со стихией зарождающегося и не вполне цивилизованного рынка.

Поэтому создание и развитие системы потребительского просвещения является составляющей государственной социальной политики. Цель создания такой системы – распространение среди населения знаний в области прав потребителей, обеспечивающих ему грамотность, компетентность и самозащиту на рынке товаров и услуг.

Одним из фундаментальных прав потребителей признается право на информацию (ст. 5,6,7).

Потребителю должна быть своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, дающая возможность сделать компетентный выбор. Обязанность предоставления такой информации возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).

Своевременность предоставления информации предусматривает ее полное наличие уже при заключении договора купли-продажи товара.

Понятие необходимая информация включает такой объем информации, который достаточен для любого потребителя и для компетентного выбора товара.

Достоверность информации подтверждается тем, что все сведения о товарах и услугах соответствуют действительности и не являются предполагаемыми.

В действующем законодательстве закрепляются:

· общие требования, которые предъявляются к содержанию информации на всех товарах;

· специальные требования, которые предъявляются к содержанию информации о продуктах питания, непродовольственных товарах, услугах.

К общим требованиям относятся: наименование товара; обозначение нормативного требования к качеству товара, требованиям которого должен соответствовать товар (для отечественных товаров); цена и дата изготовления; необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю; наименование, место нахождения изготовителя (исполнителя, продавца); наличие штрихового идентификационного кода.

В ст. 1 Закона О защите прав потребителей понятие «безопасность товара (работы, услуги)» определяется как безопасность товара (результата работ, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Законодательством предусмотрен следующий механизм обеспечения права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг):

· установление обязанностей изготовителей, продавцов и исполнителей, обуславливающих требуемую степень безопасности товаров;

· установление обязанностей и полномочий органов исполнительной власти по контролю за исполнением субъектами хозяйствования по обеспечению безопасности товаров (работ, услуг), реализуемых потребителям.

Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг) обеспечивается комплексом правовых норм, которые заключаются в следующем.

1. Установление срока службы, срока хранения или срока годности товара, в течение которого его использование, хранение и транспортировка являются безопасными для потребителя и окружающей среды.

Срок годности – период, по истечению которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Срок хранения – период, в течение которого товар при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативном документе, устанавливающем требования к качеству товара, и (или) в договоре.

Перечень продовольственных товаров, на которые должны устанавливаться сроки годности, представлен в Приложении В СТБ 11—98.

Срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине. Как правило, срок службы устанавливается на товары длительного пользования.

2. Безопасность товара в период его использования во многом зависит от самого потребителя. Поэтому в обязанности изготовителя входит указание в технической сопроводительной документации, на этикетке, маркировкой или иными способами правил его безопасного использования, хранения, транспортирования и утилизации и доведения этих правил до потребителя.

3. Для обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека осуществляется оценка соответствия продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Оценка соответствия осуществляется в виде аккредитации и подтверждения соответствия. Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом соответствия, декларацией о соответствии.

Право на безопасность тесно связано с правом на качество товара. Качество товара – совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворять установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

Данное право потребителя закреплено в Гражданском кодексе и в ст.12 Закона О защите прав потребителей. Качество товара должно соответствовать предъявляемым требованиям, установленным в документах, по которым осуществляется выпуск товаров (ТУ, СТБ), параметрах изделия, отражаемых в технической сопроводительной документации (техническом паспорте, инструкции по эксплуатации), на этикетке, упаковке или иным способом.

Законом установлено, что потребитель имеет право на свободный выбор товара надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы продавца (ст.11). Все потребители имеют одинаковые права на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания. В то же время отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством предоставлены льготы и преимущества в торговом и других видах обслуживания.

2. Перечень основных прав потребителей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: