В) Теория солидаризма Леона Дюги




Впервой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был ЛеонДюги (1859-1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он,опираясь на идеи французских социологовО. Конта,Э. Дюркгейма иЛ. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. ВтеорииЛ. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества.Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневыхсторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорилЛ. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делатьничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляетоснову всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку ониотвечают социальной норме солидарности.Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит надгосударством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создаетее. Вэтом аспекте теорияЛ. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию,в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид- это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социальногостроительства. Для права есть только обязанности. Длякаждого класса существуют свои социальные функции.

Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Онвысказывал уверенность, что современное общество движется к известномуроду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты- синдикальный федерализм.

Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональныхорганизаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональныесоюзы. Отношениямежду классами регулируется не законами,а договорами.

Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будетраспределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических исоциально-политических задач.

Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Некоторые идеи, которые выдвинулЛ. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочегочаса определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;

2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;

3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;

4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона.Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характерправа, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: