СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И
ПРАВЕ В США И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
ВВЕДЕНИЕ
ХХ век привнес целый ряд новых тем и настроений в политическую и правовую науку Запада. Развитие специализации в сфере научной деятельности привело квыделению политологии в относительно самостоятельную отрасль исследований и ее размежеванию с правыми науками. Но взаимосвязь и взаимовлияние сохранилось.
Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества,привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса. Работы О. Шпенглера и А. Тойнби,получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и приближение ее заката.
По демократическим идеалам и ценностям был нанесен серьезный удар трудами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и М. Вебера, которые послужили методологическойосновой для создания многочисленных элитарных концепций. В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась. Теория же "технократии"(Дж. Бернхем, О. Тоффлер) пытался скорее доказать совместимость корректного использования идеи "народоправства" с фактической элитарностью политическихсистем западных демократий.
Социологическая концепция права
Социологическая теория права - базируется на понимании права как фактического укладажизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", тоесть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, ане системе официальных норм.
|
Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использованииправа в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества(обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях право- применяющей деятельности.
Вэтой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э.Дюркгейм, Л. Дюги), свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха), социальной инженерии в праве (социологическаяюриспруденция Р. Паунда).
а)Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862-1922)
Вначале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права. Ихназывают также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалосьтесным для монолистической эпохи.
Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей,правосознание общества). Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение права подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.
Австрийский правоведЕ. Эрлих всвоей работе " Основы социологии права " (1913г.) выдвинул теорию " живогоправа союзов ", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.
|
Социология права, поЕ. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции, исследует право эмпирически, какопытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.
Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе.Поэтому источник познания права - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретногоосуществления права (договоры, завещания, сделки ит.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.
Пример: Бартолиус (средневековой юрист) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждениев законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.
Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности правафактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями.
Новая методология вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучать право не в качестве самодовлеющей, оторванной от жизни системыабстрактных норм, формализованных предписаний, акак "живой порядок", как сеть конкретных правоотношений, как систему действующихнорм.
Право целиком, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеется существенное расхождение междуправом, как оно выражено в законе, и "живым правом", т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутреннийпорядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества ит.п.). Исходные начала самого права следует искать вобществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. "Чтобы понять истоки,развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить правосостояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка".
|
Ив далеком пошлом, и в современном обществе право "представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, а также внормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Каждая фабрика,банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое сами создают, - считалЕ. Эрлих.
Подобная констатация на практике подводила к мысли о том, что "если гражданский и торговый кодекс не дают конкретных предписаний к решению данногоконфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза",т.е. к правовым нормам союза, которые имеютпрямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть "живое право".
Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права",поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебногоразбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения.
Судебные решения старше, чем нормы права, "право юристов" старше и богаче, чем установленное государством право. Поэтомузаконодатель, поЕ. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму уже после того, как она найдена юристом в повседневнойпрактике. Но,говоря о праве союзов, он относит это к сфере частного права. Присутствовало разделение между частным и публичным правом.