Урок 21. Исторический костюм
Тип урока: решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями фасонов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять основные конструктивные особенности платьев разных эпох; содействовать развитию навыков оклеивать картонные детали тканью; совершенствовать умения работать по алгоритму | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс модой, с особенностями фасонов одежды разных времен; научатсяопределять основные конструктивные особенности платьев разных эпох; оклеивать картонные детали тканью; изготавливать складки из ткани на картонной детали; выполнять проект «Костюм эпохи»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи | Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной ос-новы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с историей костюма; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки; коммуникативные обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки | Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 70–71); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей натурального и искусственного происхождения; ножницы, картон, чертежные инструменты, клей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Решите ребус: – Мы отправимся на карнавал и увидим костюмы различных эпох. Каждое платье, пояс и даже зонтик расскажут нам о своем времени не меньше, чем картина, здание или книга. Тема урока «Исторический костюм». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Отгадывают ребус: «карнавал». Читают стихотворение: Во дворце огромный зал: В нем горят лампады, свечи И послы глаголют речи, А зимой, в морозный вечер, Те, кого король позвал, Нанеся на лица краски, Облачаясь в костюмы, маски, Все придут на КАРНАВАЛ. (Олег Карелин.) – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Объясните с помощью словаря значение слова «костюм». – Объясните с помощью словаря значение слова «стиль». – Объясните с помощью словаря значение слова «мода». – Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. Рассмотрите в учебнике одежду разных времен и государств. Какие у нее особенности? Какими деталями украшали платья? ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ отличается наличием ритмичного орнамента, драпировкой, пластичными тканями, сандалий. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ характеризуется конусообразным головным убором, остроугольным декольте, высокой линией талии, длинными узкими рукавами, укороченным вздернутым подолом, длинным шлейфом. В мужском костюме – фетровая шляпа, высоко поднятый рукав, туго стянутый пояс, шоссы (облегающие штаны), остроносая обувь. РЕНЕССАНС характеризуется воротником «стюарт», отрезным лифом на корсете с острым мысом, верхней юбкой с треугольным разрезом, веерообразным воротником, обилием золотых шнуров и жемчужных нитей. В мужском костюме – рукава с наплечными валиками, ювелирные изделия (цепи, камеи, перстни), прилегающий силуэт с отрезной баской, набедренные короткие штаны, набитые ватой, паклей, соломой или конским волосом. БАРОККО характеризуется длинными баллонообразными рукавами, высокими манжетами, бархатными, парчовыми, атласными тканями, высокой линией талии, корсетом, куполообразной двойной юбкой. В мужском костюме – мягкие широкополые шляпы с перьями, сапоги с раструбами и отворотами, большие воротники с кружевом, манжеты, украшенные панталоны. РОКОКО характеризуется изящной прической, обильно посыпанной пудрой, искусственными цветами, бантами, непомерно большой юбкой на каркасе, обилием оборок, кружев, рюшей. КЛАССИЦИЗМ характеризуется высокой линией талии, тонким муслиновым платьем без отделки и украшений. В мужском костюме – темный фрак, белые панталоны, сапоги. РОМАНТИЗМ характеризуется непомерно широкими рукавами, юбками больших размеров с кринолином, обилием оборок, кружев, лент. В мужском костюме – высокие шляпы с загнутыми небольшими полями, темный фрак, светлые панталоны | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – Костюм – это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения. – Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру. – Мода – непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма. Работают в парах. Выполняют задание на карточках. У учеников на столах есть бумажные куколки и фрагменты одежды. Карточка 1. Представьте, что вы руководитель экспедиции: первая команда – на Северный Полюс, вторая команда – в пустыню Сахара. В какую одежду должны быть одеты члены экспедиции? Карточка 2. Найдите лишнее слово из ряда предложенных: Брюки, свитер, платье, сапоги. Шляпа, панама, берет, шарф. Галстук, пояс, шарф, пуговицы. Брюки, галстук, пиджак, купальник. Карточка 3. Оденьте мужчину и женщину на карнавал в стиле эпохи Средневековья. Карточка 4. По внешнему виду одежды определи профессию. (Предлагаются изображения людей, одетых в разную одежду.) | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций | ||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Разбейтесь на группы. Выберите одежду одной эпохи. – Соберите информацию об эпохе, обсудите костюм, платье и конструктивные особенности, используйте законы композиции. – Продумайте способы изготовления каждого этапа изделия, составьте план работы, изготовьте костюм. – Правильно ли для достоверного исторического костюма использовать синтетические ткани? – Какими способами (художественными техниками) можно изготовить исторический фон и рамку к нему? | Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку деталей манекена. 2. Вырезать детали манекена. 3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить. 4. Прическу выполнить с помощью ниток. 5. Собрать детали манекена в единую композицию. – В историческом костюме нельзя использовать синтетические ткани, так как их в те времена еще не научились изготавливать | Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Строить рабочие отношения, работая в коллективе | ||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из ткани? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Рассказать о разновидностях одежды | Планировать самостоятельную работу |