Введение.
Игровые упражнения на развитие координации.-10мин.
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата.- 10 мин.
Дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика.-10 мин.
Комбинированные движения руками.-10 мин.
Комбинированные движения руками и ногами.- 5 мин.
Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку у ребенка. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система. Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях. К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие. К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:
А НУ, ПОПРОБУЙ!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.
ДЕЛАЙ ОДНОВРЕМЕННО.
Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.
ВРАЩАЙ ОДНОВРЕМЕННО.
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО.
Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».
|
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.
ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ
Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.
На развитие вестибулярного аппарата и умения уравновешивать предметы
Ходьба
– с предметом на ладони (лучше шариком от малого тенниса)
– с предметом на голове (хорошо использовать плоские предметы – резиновые кружочки, мешочки, книги и т.п.)
– по узкой поверхности (по перевернутой гимнастической скамейке, гимнастическому бревну, бордюрам вдоль дорог)
Ходьба по «кочкам». Есть специальные деревянные кочки – полусферы, с резиновой основой, чтобы кочки не скользили. Но также можно использовать и любые другие удобные предметы, главное, чтобы они надежно стояли на полу и не переворачивались, еще интереснее, если «кочки» будут разноплановые, чтобы к каждой кочке приходилось приспосабливаться отдельно.
Перепрыгивания с «кочки на кочку». Если кочки большие, то можно перепрыгивать на двух ногах, если маленькие, то с ноги на ногу.
Выполняется пять вращение вокруг своей оси и тут же удержание равновесия на двух ногах.
|
Удержание гимнастической палки на ладони вертикально (можно использовать и не гимнастическую палку, а обычную удобную палку, взятую на улице).
Удержание равновесия на одной ноге (вторая нога может прижиматься к опорной, но не может ставиться на стопу опорной ноги).
Удержание равновесия на одной ноге на узкой поверхности. (5—10сек)
И.п.1 – о. с2. Стоять с закрытыми глазами (15—30 сек)
«Ласточка» – стойка на одной ноге с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны
Прыжки на одной ноге – на месте и с продвижением вперед (10 сек)
Прыжки на одной ноге (вправо, влево, вперед, назад) – каждый прыжок выполняется с изменением направления. Лучше, если ведущий будет командовать, в какую сторону выполнять прыжок (называть – вперед, вправо, влево, влево, назад и т.п.). Подряд выполняется 8—10 прыжков.
Упражнения для улучшения координации движений.
Дыхательные упражнения
Сделайте вдох, задержите дыхание, выдох, снова задержите дыхание. Длительность задержки воздуха постепенно увеличивайте. Упражнение повторите 5-6 раз.
Сидя на коленях, поиграйте в “шарик”. Сначала “шарик” надувается — через стороны поднимите руки, сделайте глубокий вдох, потом “шарик” сдувается — руки опустите перед собой и сделайте выдох, произнося звуки “С”, “Ш” или “И”.
Растирание
Потрите ладони одна о другую до появления ощущения тепла.
Теплыми ладошками разотрите сначала уши до покраснения, затем мочки ушей.
Упражнение “Слоненок” Большие пальцы рук прижмите к мочкам ушей и делайте круговые движения кистями рук.
Упражнение “Обезьянка чешется” | Перекрещенными руками сделайте массаж головы в направлении от макушки к ушам, а потом — к шее. Маленький ребенок может руки не перекрещивать.
|
Упражнение “Комарики” | Дважды похлопайте противоположной рукой по предплечью и плечу.
Упражнение “Кулачки” | Постучите кулачками с разных сторон друг о друга.
Пальчиковая гимнастика:
Делайте круговые движения большими пальцами рук.
Делайте массаж каждого пальчика руки, напоминающий стягивание перчатки.
Соедините ладошки и поработайте только пальчиками, которые должны “поздороваться” друг с другом.
Соедините руки в “Замок”.
Упражнение “Лесенка” | Поочередно укладывайте пальчики друг на друга. И точно также поочередно разводите их в стороны.
Лежа на полу
Упражнение “Бревнышко” | Лягте на спину, руки вытяните над головой. Перекатываясь с помощью одних плеч, докатитесь до края коврика и вернитесь обратно.
Упражнение “Солдатик” | Лежа на спине, прижмите руки к бокам. Перекатываясь с помощью одних плеч, доползите до края коврика и вернитесь обратно.
Упражнение “Сфинкс” | Лягте на живот, руки держите впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.
Упражнение “Лягушка” | Лягте на живот, руки держите за спиной, сцепленными в “замок”. С помощью ног проползите до края коврика и обратно.
Упражнение “Лодочка” | Лягте на живот, руки вытяните вперед. Сделайте прогиб, поднимите руки и голову. Потом сделайте “Лодочку” на спине: на весу удерживайте голову и ноги. Время растяжки желательно постепенно довести до 1 минуты.
Лежа на полу, возьмите мяч или яркую игрушку, разведите руки в стороны. Поводите рукой с мячом слева направо, потом вниз вверх. Не двигая головой, с помощью глаз следите за игрушкой. Потом к “работе” глаз добавляется “работа” языка: глаза и высунутый язык двигаются в одном направлении и следуют за игрушкой. После того, как ребенок самостоятельно сделает это 20-25 раз, можно упражнение усложнить: глазами следите за мячом, а языком двигайте в другом направлении.