Одареннсть - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная).
Одаренность принято диагностировать по степени опережения ребенком при равных условиях своих сверстников.
Одаренность определяется 3 параметрами:
1) опережающее познавательное развитие;
2) опережающее психо - социальное развитие;
3) опережающее физическое развитие. Познавательное развитие:
- широта восприятия, очень любопытны и склонны активно исследовать окружающее, способны наблюдать за несколькими объектами одновременно;
- способны воспринимать связи между явлениями, делать выводы, им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы;
- отличная память в сочетании с ранним развитием речи, способностью к классификации; накапливают большой запас информации и интенсивно используют ее:
- обладают большим словарным запасом, позволяющим свободно и четко излагать, изобретать собственные слова;
- отмечается продолжительный период концентрации внимания и большое упорство в решении задач;
- замахиваются на то, что им еще пока не по силам. Психо- социальная чувствительность:
- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;
- остро реагируют на несправедливость окр. мира, предъявляют выс. требования к себе и окружающим;
- живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия;
- отличное чувство юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки;
- недостаток эмоц. баланса, в ран. возрасте нетерпеливы и порывисты;
- характерны преувеличенные страхи и уязвимость;
- эгоцентризм;
|
- нередко развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики:
- высокий энергетический уровень, спят меньше;
- моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
- зрение часто нестабильно.
Проблемы одаренных детей:
1) одаренный ребенок и общество: настороженность по отношению к одаренным детям связана с недопониманием их одаренности; нет тестов, методов для выявления одаренных детей и определенных условий для их полноценного развития;
2) одаренный ребенок и родители:
- родители считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности. Испытывают смущение и растерянность; видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности;
- родители преувеличивают возможности ребенка, всячески подчеркивают одаренность, демонстрируют окружающим; чаще заостряют внимание ребенка на одной области, заставляют ребенка усиленно заниматься;
- родители интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка, пытается помочь в его раскрытии, но им не хватает психолого - педагогической помощи;
3) одаренный ребенок и сверстники: одаренный ребенок не считается ни с кем, может прерывать собеседника, поправлять его, командовать партнером. Такое поведение в свою очередь не только вызывает непонимание со стороны сверстников, но и придает общению конфликтный характер и даже ведет к соц. изоляции, приводит к тому, что одаренный ребенок уклоняется от контактов со сверстниками. Одаренный ребенок в коллективе сверстников может быть либо лидером, либо отверженным;
|
4) одаренный ребенок и его Я-концепция: конфликты с самим собой из - за конфликта с родителями, сверстниками приводят к чувству неполноценности, снижению самооценки, выработки неадекватных механизмов псих, защиты.
Взрослые должны стремиться.развивать у одаренных детей следующие личностные качества:
- уверенность, базирующуюся на сознании сомоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, сопереживанию, терпению;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать, находить общий язык и радость в общении с другими.
Индивидуальный подход
Индивидуальный подход - способность педагога строить пед. процесс с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и перспектив развития каждого ребенка.
Существует 2 подхода к организации и осуществлению инд. подхода:
1) инд. подход к детям, которые отстают в развитии. Был распространен до нач. 90-х гг.
2) создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Сущность инд. подхода заключается в признании неповторимости, уникальности личности каждого ребенка, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей, т.е. признание конструктивного начала в ребенке.
Этапы осуществления инд. подхода.
I этап - изучение развития и актуального состояния ребенка (знание анатомо -физиологических, возрастных, индивидуальных особенностей; определение зоны ближайшего развития каждого ребенка; установление причин формирования характера и поведения; изучения особенностей семейного воспитания, семейной ситуации развития);
|
II этап - разработка индивидуально - дифференцированных программ (определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления инд. подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми).
Принципы инд. подхода:
1) проектирование развития личности;
2) опора на положительное в ребенке;
,„ 3) авансирование успеха в поведении, деятельности;
4) учет возрастных особенностей и индивидуальных различий;
5) учет половых различий;
6) принцип деятельностного подхода (отдавать приоритет ведущим видам деятельности);
7) учет роли взрослого в организации^ инд. подхода (взрослый - партнер, позиция взаимодействия).
Условия, необходимые для развития инд. качеств детей:
1) гуманное отношение;
2) интерес и уважение к личности каждого ребенка (ребенок должен понять, что в д/с он самый главный);
3) стимулирование активности, самостоятельности;
4) эмоциональная поддержка;
5) разнообразие содержания форм, средств, методов воспитания и обучения;
6) создание «развивающей среды».
Ядвига Иосифовна Ковальчук выделяет след. необходимые условия осуществления инд. подхода:.
1) органическое сочетание дифференцированного подхода к каж. ребенку с воспитанием и формированием коллектива;
2) опора на положительное в х/ре, в свойствах личности ребенка (вера и уважение к ребенку должны сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью);
3) необходимо искать причину формирования тех или иных инд. особенностей ребенка (это может быть состояние здоровья, особенности ВНД, условия воспитания и т.п.);
4) единство требований к ребенку как работников ДОУ, так и родителей (связь с семьей);.
5) инд. подход оказывает положит, влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе, как непрерывный, четко организованный процесс.