Приёмы работы с одаренными детьми




Одареннсть - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная).

Одаренность принято диагностировать по степени опережения ребенком при равных условиях своих сверстников.

Одаренность определяется 3 параметрами:

1) опережающее познавательное развитие;

2) опережающее психо - социальное развитие;

3) опережающее физическое развитие. Познавательное развитие:

- широта восприятия, очень любопытны и склонны активно исследовать окружающее, способны наблюдать за несколькими объектами одновременно;

- способны воспринимать связи между явлениями, делать выводы, им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы;

- отличная память в сочетании с ранним развитием речи, способностью к классификации; накапливают большой запас информации и интенсивно используют ее:

- обладают большим словарным запасом, позволяющим свободно и четко излагать, изобретать собственные слова;

- отмечается продолжительный период концентрации внимания и большое упорство в решении задач;

- замахиваются на то, что им еще пока не по силам. Психо- социальная чувствительность:

- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;

- остро реагируют на несправедливость окр. мира, предъявляют выс. требования к себе и окружающим;

- живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия;

- отличное чувство юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки;

- недостаток эмоц. баланса, в ран. возрасте нетерпеливы и порывисты;

- характерны преувеличенные страхи и уязвимость;

- эгоцентризм;

- нередко развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики:

- высокий энергетический уровень, спят меньше;

- моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;

- зрение часто нестабильно.

Проблемы одаренных детей:

1) одаренный ребенок и общество: настороженность по отношению к одаренным детям связана с недопониманием их одаренности; нет тестов, методов для выявления одаренных детей и определенных условий для их полноценного развития;

2) одаренный ребенок и родители:

- родители считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности. Испытывают смущение и растерянность; видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности;

- родители преувеличивают возможности ребенка, всячески подчеркивают одаренность, демонстрируют окружающим; чаще заостряют внимание ребенка на одной области, заставляют ребенка усиленно заниматься;

- родители интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребенка, пытается помочь в его раскрытии, но им не хватает психолого - педагогической помощи;

3) одаренный ребенок и сверстники: одаренный ребенок не считается ни с кем, может прерывать собеседника, поправлять его, командовать партнером. Такое поведение в свою очередь не только вызывает непонимание со стороны сверстников, но и придает общению конфликтный характер и даже ведет к соц. изоляции, приводит к тому, что одаренный ребенок уклоняется от контактов со сверстниками. Одаренный ребенок в коллективе сверстников может быть либо лидером, либо отверженным;

4) одаренный ребенок и его Я-концепция: конфликты с самим собой из - за конфликта с родителями, сверстниками приводят к чувству неполноценности, снижению самооценки, выработки неадекватных механизмов псих, защиты.

Взрослые должны стремиться.развивать у одаренных детей следующие личностные качества:

- уверенность, базирующуюся на сознании сомоценности;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, сопереживанию, терпению;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение помогать, находить общий язык и радость в общении с другими.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход - способность педагога строить пед. процесс с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и перспектив развития каждого ребенка.

Существует 2 подхода к организации и осуществлению инд. подхода:

1) инд. подход к детям, которые отстают в развитии. Был распространен до нач. 90-х гг.

2) создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Сущность инд. подхода заключается в признании неповторимости, уникальности личности каждого ребенка, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей, т.е. признание конструктивного начала в ребенке.

Этапы осуществления инд. подхода.

I этап - изучение развития и актуального состояния ребенка (знание анатомо -физиологических, возрастных, индивидуальных особенностей; определение зоны ближайшего развития каждого ребенка; установление причин формирования характера и поведения; изучения особенностей семейного воспитания, семейной ситуации развития);

II этап - разработка индивидуально - дифференцированных программ (определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления инд. подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми).

Принципы инд. подхода:

1) проектирование развития личности;

2) опора на положительное в ребенке;

,„ 3) авансирование успеха в поведении, деятельности;

4) учет возрастных особенностей и индивидуальных различий;

5) учет половых различий;

6) принцип деятельностного подхода (отдавать приоритет ведущим видам деятельности);

7) учет роли взрослого в организации^ инд. подхода (взрослый - партнер, позиция взаимодействия).

Условия, необходимые для развития инд. качеств детей:

1) гуманное отношение;

2) интерес и уважение к личности каждого ребенка (ребенок должен понять, что в д/с он самый главный);

3) стимулирование активности, самостоятельности;

4) эмоциональная поддержка;

5) разнообразие содержания форм, средств, методов воспитания и обучения;

6) создание «развивающей среды».

Ядвига Иосифовна Ковальчук выделяет след. необходимые условия осуществления инд. подхода:.

1) органическое сочетание дифференцированного подхода к каж. ребенку с воспитанием и формированием коллектива;

2) опора на положительное в х/ре, в свойствах личности ребенка (вера и уважение к ребенку должны сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью);

3) необходимо искать причину формирования тех или иных инд. особенностей ребенка (это может быть состояние здоровья, особенности ВНД, условия воспитания и т.п.);

4) единство требований к ребенку как работников ДОУ, так и родителей (связь с семьей);.

5) инд. подход оказывает положит, влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: