Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении




Тема 1.3. Методика обучения детей с особенностями развития личности

 

План

1. Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении

2. Приёмы работы с одаренными детьми

 

Литература:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973

2..Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб … СПб.: Речь, 2004.- 345 с 1.

3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.

Одаренные дети – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д.Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., Прогресс, 1991.

4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.

 

Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении

Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений

Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Девиантное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от социальной нормы. важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия.

Е.В. Змановская, основываясь на таких критериях как вид нарушаемой нормы и негативные последствия, выделяет три группы девиантного поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

1. Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

2. Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Границы асоциального поведения изменчивы, так как оно в большей степени находится под влиянием культуры и времени. Это может быть агрессивное поведение, сексуальные девиации, азартные игры, бродяжничество, иждивенчество и пр.

3. Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. К данной группе относятся суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатизм, аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), экстремальные виды спорта и др.

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов: комплексность; адресность; массовость; позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее.

Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика

Формы психолого-педагогической профилактической работы

1.Организация социальной среды создание социальной рекламы в средствах массовой информации, организацию молодежных движений, проведение акций, пропагандирующих здоровый образ жизни.2.Инфор-мирование о сущности девиантного поведения и специфике его влияния на соматическое и психологическое здоровье. Информирование осуществляется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, 3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам, реализуемое преимущественно в форме групповой работы. Это может быть тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. познание, путешествия, походы, спорт, значимое общение, любовь, творчество, профессиональная, девиациями. 5. Организация здорового образа жизни.6. Активизация личностных ресурсов активные занятия спортом, творческое самовыражение, 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения профилактику рецидивов

Психологическое консультирование рассматривается как особый вид социального и межличностного воздействия, направленного на оказание психологической помощи клиенту, в котором специально обученный, компетентный и обеспеченный соответствующими социальными полномочиями консультант помогает клиенту в разрешении его проблем и трудностей психологического характера.

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия

Психолого-педагогическая коррекция – это форма совместной профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей, основная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития с опорой на знаний возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития процесс коррекции часто требует привлечения специалистов из разных областей и их длительного комплексного сотрудничества. Выбор конкретного метода требует тщательного анализа ситуации, индивидуальных особенностей девиантной личности, учет времени существования отклонения и стадии развития данной формы девиации.

Агрессивное поведение

Агрессия является неотъемлемой частью жизни человека. Для детского возраста агрессивное поведение выступает «обычным» явлением.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоре­чащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физи­ческий и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта. Детская агрессивность является следствием беззащитности и страхов, кото­рые ребенок компенсирует агрессивной защитой или аутоагрессией.

Следует различать термин «агрессия», обозначающий действие, и «аг­рессивность», понимаемый как свойство личности.

Агрессивнее поведение связано с негативными эмоциями, мотивами и установками. Чаще агрессия проявляется как конфликтность, злословие, дав­ление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, физическое воздейст­вие; или как скрытые формы — уход от контактов, бездействие, самоповреж­дения и пр.

Представления о механизме возникновения агрессии зависят от точки зрения ученых. Агрессия рассматривается как врожденное инстинктивное поведение (К. Лоренц, 3. Фрейд), как ситуативно-обусловленное поведение (Д.Доллард, Н. Миллер), как результат социального научения (А. Бандура), как когнитивную модель (Л. Берковец) и др.

Факторами, обусловливающими появление и реализацию агрессивного поведения, являются:

1. Социальное окружение. Данный фактор очень широк, включает все аспекты жизни: эмоциональный климат в семье, нарушения семейного вос­питания, адаптация к образовательному учреждению, особенности нефор­мальной детской группы, влияние средств массовой информации и пр. Имен­но социальным условиям отводится ведущая роль в формировании агрессив­ного поведения. А из них приоритет отдается семейным факторам.

2. Возрастные особенности. Адаптация к возрастным требованиям часто сопровождается агрессивными проявлениями, особенно в период воз­растных кризисов, где конфликт (внешний и внутренний) является законо­мерным. Маленькие дети демонстрируют агрессию в виде плача, негативиз­ма, отказов. Они могут кусаться, драться, обзываться, биться головой, обку­сывать ногти и пр. У младенцев такое поведение является условно агрессив­ным, вызывается неудовлетворением потребностей. В раннем детстве преоб­ладают конфликты из-за обладания каким-либо предметом. Для дошкольников и младших школьников характерны потасовки. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение чаще проявляется по отношению к более слабым де­тям. Треть агрессивных актов детей - это ответные реакции. Для подростков агрессивное поведение является, практически, возрастным новообразованием. Оно обеспечивает достижение автономии. Прямо зависит от специфики под­ростковой группы. Пик немотивированной агрессии у девочек отмечается в 11-13 лет, у мальчиков - в 12-14 лет. Подростки оценивают себя как наиболее агрессивные в 11 лет.

3. Индивидуальные особенности, обусловливающие появление агрес­сивного поведения. Такими особенностями являются раздражительность, по­дозрительность, тревожность, низкая самооценка, стрессоустойчивость, де­монстративность и др. Если агрессивное поведение способствует удовлетво­рению фрустрированной потребности, то происходит подкрепление этого по­ведения и закрепление личностной характеристики, его запускающей.

4. Тендерный фактор. Исследователи отмечают, что мужчины в боль­шей степени демонстрируют прямую, физическую агрессию, а женщины склонны более к косвенной, вербальной агрессии и психологическому давле­нию. В последнее десятилетие отмечается рост физической агрессии у дево­чек-подростков.

Существует огромное количество форм проявления агрессии. Обобщив раз­личные критерии классификации, можно выделить следующие виды агрессии.

1. По объекту агрессии выделяется внешняя агрессия, направленная на других людей, и внутренняя (аутоагрессия), направленная на причинение вреда себе. Если внешняя агрессия направлена на конкретного человека, вы­зывающего негативные чувства, то она называется прямой. Если же внешняя агрессия безлична, направлена на вещи, обстоятельства, социальное окруже­ние, то это смещенная или косвенная агрессия. Внутренняя агрессия может выражаться в виде обвинений, требований, обращенных к самому себе, в причинении себе физического вреда, боли, в суицидальных действиях.

2. По наличию произвольности агрессия может быть произвольной и непроизвольной. Для произвольной характерно желание человека воспрепят­ствовать, навредить, оскорбить другого. Непроизвольна агрессия импульсив­на, это аффект.

3. По конечной цели агрессия подразделяется на инструментальную (конструктивная), которая выступает как средство достижения цели, дейст­вия при этом носят часто позитивный характер. Инструментальная агрессия может основываться на индивидуальных и социальных мотивах. Индивиду­ально-мотивированная агрессия может быть своекорыстной и бескорыстной. Социально-мотивированная агрессия делится на асоциальную и просоциаль-ную. Также выделяется враждебная агрессия (насилие). Она основывается на негативных действиях, ее цель — нанести другому вред.

4. По способу выражения агрессия может быть физическая, вербаль­ная, косвенная (направлена окольным путем, на другое лицо, ненаправлен­ная), негативизм (против взрослого, руководства).

Виды агрессивного поведения представлены на схеме 2.

Цели агрессивного поведения ребенка:

1. Привлечение внимания.

2. Власть.

3. Месть.

4. Избегание неудач.

5. Стремление к лидерству.

6. Получение желанного предмета.

7. Манипулирование.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность—7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Направлениякоррекционной работы с агрессивными детьми

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Правила работы с агрессивными детьми (шпаргалка для взрослых).

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Ограбатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Схема работы с агрессивностью (может не сработать в случае импульсивной агрессии) Формирование ощущения безопасности. Формирование мотивации на изменение своих эмоций. Обучение умению распознавать ситуации, провоцирующих вспышки агрессии, и отслеживать начало процесса возбуждения (ухватить эмоцию за хвост).

- исследовать запускающий механизм (слово, событие, действие);

- состояние во время агрессивного поведения;

- последующие события (состояния, мысли, чувства и пр.);

- реакция окружающих;

- что исключает данное поведение, либо снижает его степень. Что можно делать по-другому?

Что получается, что не получается?

Схема контроля аффекта

Мотив ребенка (персонаж, на которого хотел бы быть похож ребенок; «Хочешь, я научу тебя драться правильно?»).

Снижение тревоги. Увеличение времени разворачивания реакции и снижение степени реакции (знак «Стоп», игрушка, «Вспомни меня»).

Выплеск негативных эмоций (игра, выйти из комнаты, побить подушку и пр.).

Формы контроля эмоций.

Вопросы:

1. Что я сделал? Что хотел сделать? Что сделать не удалось?

2. Что за мысли мне лезли в голову в этот момент?

3. Что я чувствовал после этого?

4. Что происходило с моим организмом?

5. Как реагировали на это окружающие?

6. Видел ли кто эту реакцию? Как они это оценивали?

7. Видел ли я реакцию окружения? И как я это оцениваю?

8. Какую оценку я мог дать самому себе? Что я думал о самом себе?

9. Соответствует ли это моему представлению о самом себе? Как я чувствовал себя после этого? Какие можно сделать для последующих ситуаций? Как выйти из этого порочного круга (в случае негативных последствий)?

 

 

Дети с нарушением ОДА

Детский церебральный паралич собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития.

Причина церебрального паралича - поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте. Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов. Слово церебральный" означает "мозговой" (от латинского слова "cerebrum" - "мозг”), а слово "паралич" (от греческого "paralysis" - "расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность. Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо оно остается без изменений. Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния инвалида.

Последствия ДЦП

Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности. Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

Типы церебрального паралича

Существуют три основных типа церебрального паралича:

Спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения:70-80% пациентов;

Атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): 10-20% пациентов;

Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.

Возможен смешанный тип (из вышеуказанных). Существуют и другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются редко.

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной на развитие моторики, речи, интеллекта.

В процессе коррекционной работы не только развивают двигательные навыки, но и активизируют сенсорную систему с опорой на ведущие анализаторы. На основе предметной и игровой деятельности стимулируют сенсорно-моторное развитие и активизируют речевые функции.

Одной из важных задач является организация логопедической работы при ДЦП. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется в том, что видна корреляция между нарушениями артикуляционной моторики и двигательным расстройством.

Система логопедического воздействия при ДЦП имеет комплексный характер и содержит коррекцию звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; формирование смысловой стороны речевой деятельности.

Логопедическая работа при ДЦП, характеризующегося дизартрией, проводится поэтапно. Первый этап — подготовительный. Идёт развитие артикуляционной моторики, уточняется словарный запас, коррекция дыхания и голоса. Второй этап — формирование звукоподражательных комплексов, развитие речевого общения, овладение звуковым анализом, коррекция артикуляционных нарушений.

У детей с детским церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено с рождения.

Большое значение в физическом воспитании детей с ДЦП имеют упражнения, направленные на развитие специфических манипуляций, специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа.

При воспитании ребенка с детским церебральным параличом необходимо обращать внимание на коррекцию эмоционально-волевого развития, предупреждение выраженной неврологической симптоматики, повышенную возбудимость нервной системы.

Особенности работы

Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.

Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.

Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребёнка.

На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

Ранняя логопедическая работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: