Задание 1. Где находится стоянка первобытных людей, впервые обнаруженная на территории Красноярского края?
Ответ _________________________________________________
Задание 2. Кто и когда совершил открытие стоянки первобытных людей «Афонтова гора»?
Ответ _________________________________________________
Задание 3. Перед вами перечень животных: мамонт, лошадь, собака, рысь, медведь, бизон. Какое из перечисленных животных не найдено на Афонтовой горе археологами?
Ответ _________________________________________________
Задание 4. Используя текст, рядом с каждым термином запиши его значение
1) галечные орудия труда
2) археологическая стоянка
Ответ _________________________________________________
Задание 5. При классификации орудий труда, найденных на Афонтовой горе, была допущена ошибка. Исправьте ошибку и объясните её причину.
1 группа | 2 группа |
чопперы | проколки |
скребла | резцы |
микропластина | скребки |
Ответ _________________________________________________
Задание 6. Определите, какие орудия первобытного человека изображены на фотографиях и создайте пояснительный текст к ним, используя текст и словарь.
1) | ||
2) |
Задание 7. Перед вами перечень орудий первобытного человека: рубило, скребок, костяная иголка с ушком, костяные пазовые орудия. Объясните, почему ученые расположили их именно в такой последовательности?
Ответ _________________________________________________
Задание 8. Как вы понимаете выражение «найти в культурном слое стоянки»?
Ответ _________________________________________________
Задание 9. Используя текст, определите, верны ли следующие утверждения:
Первобытный человек со стоянки «Афонтова гора»…
1) был охотником
2) умел пользоваться огнем
3) изготавливал лук и стрелы
|
4) занимался рыболовством
5) изготавливал орудия и украшения из кости
6) умел шить одежду
7) строил жилища
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
Ответ _________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание 10.
На основании находок с Афонтовой горы сделайте вывод об умениях первобытного человека?
Ответ _________________________________________________
Задание 11.
На стоянке Афонтова гора были обнаружены кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки, песца… Какие выводы можно сделать на основании этих фактов?
Ответ _________________________________________________
Задание 12. Можно ли на основе археологических находок с уверенностью сказать, что в районе раскопок Афонтовой горы обитал первобытный человек? Приведите два довода на основании фактов из текста.
Ответ _________________________________________________
Задание 13. На основе текста объясните, почему первобытного человека с Афонтовой горы можно отнести к homo sapiens (человек разумный).
Ответ _________________________________________________
Задание 14.
Определите, к какому периоду в истории становления человека относится стоянка «Афонтова гора»? Для этого вспомните, какие факты вам нужно знать о первобытном обществе, чтобы решить эту задачу. Запишите 3 вещественных источника (факта), которые доказывали бы ваш вывод?
Ответ _________________________________________________
Задание 15. Если бы вы были корреспондентом газеты, и вам нужно было бы придумать заголовок, какое название вы бы дали к прочитанному тексту?
Ответ _________________________________________________
Задание 16. Более 125 лет на Афонтовой горе ведутся комплексные археологические исследования, приносящие человечеству все новые и новые открытия. Приведите 3 примера важных для науки открытий, которые определяют мировую известность раскопок на Афонтовой горе.
|
Ответ _________________________________________________
Задание 17. Вам необходимо рассказать вашим слушателям об уникальном историческом памятнике Красноярского края - Афонтовой горе. Постарайтесь, чтобы вашим слушателям захотелось послушать ваш рассказ. В рамках своего выступления расскажите об истории находки и её первооткрывателе, выделите важные открытия, которые были сделаны на основе раскопок на Афонтовой горе археологами. Подготовьте план своего выступления, уделив особое внимание связям между отдельными частями выступления. Подберите наглядные материалы и выступите перед классом. Будьте готовы ответить на вопросы. Использовать термины из словаря.
Ответ _________________________________________________
Ответы и рекомендации к оцениванию.
Задание 1. Где находится стоянка первобытных людей, впервые обнаруженная на территории Красноярского края?
Ответ:
1 балл: В Красноярске, на Афонтовой горе.
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 2. Кто и когда совершил открытие стоянки первобытных людей «Афонтова гора»?
Ответ:
1 балл: В 1884 году директор красноярской учительской семинарии, археолог и краевед И. Т. Савенков.
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
|
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 3. Перед вами перечень животных: мамонт, лошадь, собака, рысь, медведь, бизон, песец. Какое из перечисленных животных не найдено на стоянке «Афонтова гора» археологами?
Ответ:
1 балл: рысь
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Формулирование заключения о допущенной ошибке на основе фактов, имеющихся в тексте.
Задание 4. Используя текст, рядом с каждым термином запиши его значение.
1) Галечные орудия труда
2) археологическая стоянка
Ответ:
1 балл:
Галечные орудия труда - каменные орудия труда, созданные из речной гальки;
археологическая стоянка - поселение первобытного человека, исследуемое археологами.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её.
Задание 5. При классификации орудий труда, найденных на Афонтовой горе, была допущена ошибка. Исправьте ошибку и объясните её причину.
1 группа | 2 группа |
чопперы | проколки |
скребла | резцы |
микролит | скребки |
Ответ:
2 балла:
1 группа | 2 группа |
чопперы | микролит |
скребла | резцы |
скребки | проколки |
Объяснение: Резцы и проколки относятся к миниатюрным каменным пластинам, которые использовали для создания составных орудий. Скребок же относиться к галечным крупным орудиям.
1 балл: ошибка исправлена, но отсутствует объяснение причины ошибки.
0 баллов: Допущена ошибка в классификации фактов.
2 уровень. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Формулирование заключения о допущенной ошибке на основе фактов, имеющихся в тексте. Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте.
Задание 6. Определите, какие орудия первобытного человека изображены на фотографиях и создайте пояснительный текст к ним, используя текст и словарь.
1) | ||
2) |
Ответ:
2 балла:
Скребло -Представляет собой отщеп камня, у которого тщательной оббивкой или (от)жимом получено рабочее лезвие по одному или обоим длинным краям. Служило для скобления и резания шкур животных и дерева.
Резец - орудие с режущим краем, применявшееся человеком в эпох(у) позднего палеолита, мезолита и раннего неолита для обработки кости, рога и некоторых пород камня.
1 балл: допущено одно несоответствие
0 баллов: дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Соотнесение информации, представленной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье.
Задание 7. Перед вами перечень орудий первобытного человека: рубило, скребок, костяная иголка с ушком, костяные пазовые орудия. Объясните, почему археологи расположили их именно в такой последовательности?
Ответ:
1 балл: В основание перечня орудий заложен процесс развития трудовых навыков первобытного человека.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Деятельность:
Установление причинно-следственных связей и определение оснований объясняющих отбор и последовательность расположения исторических фактов.
Задание 8. Как вы понимаете выражение «найти в культурном слое стоянки»?
Ответ: Культурный слой - это свидетельства о жизнедеятельности человека. Найти в культурном слое – это значит обнаружить факты жизнедеятельности человека определенного исторического периода (в определённом геологическом слое земли).
1 балл:
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 1 - общее понимание текста, ориентация в тексте
Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации.
Задание 9. Используя текст, определите, верны ли следующие утверждения:
Первобытный человек со стоянки Афонтова гора…
1) был охотником
2) умел пользоваться огнем
3) изготавливал лук и стрелы
4) занимался рыболовством
5) изготавливал орудия и украшения из кости
6) умел шить одежду
7) строил жилища
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
Ответ:
2 балла:
верное суждение | подтверждающий факт |
был охотником | археологи обнаружили кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки |
умел пользоваться огнем | археологи обнаружили зольники и кострища |
изготавливал орудия труда и украшения из кости | костяные иголки с ушком, костяные пазовые орудия, костяные бусинки (бисер) для одежды, браслеты |
умел шить одежду | костяные иголки с ушком |
строил жилища | остатки землянок |
1 балл: допущена 1 ошибка.
0 баллов: дан неверный.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.
Задание 10. На основании находок с Афонтовой горы сделайте вывод об основных умениях первобытного человека? Назовите три умения.
Ответ:
2 балла: Первобытный человек умел строить жилища, обрабатывать шкуры животных, шить одежду, изготавливать орудия для охоты из камня и кости, добывать огонь, охотиться на диких животных.
1 балл: Названо два умения.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах.
Задание 11. На стоянке «Афонтова гора» были обнаружены кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки… Какие выводы можно сделать на основании этих фактов?
Ответ:
1 балл: Одновременно с первобытным человеком в данной местности обитали перечисленные представители фауны. Главным занятием человека этого периода была охота.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Деятельность:
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в тексте.
Задание 12. Можно ли на основе археологических находок с уверенностью сказать, что в районе раскопок Афонтовой горы обитал первобытный человек? Приведите два довода на основании фактов из текста.
Ответ:
2 балл: изготовление орудий труда, пользование огнем.
1 балл: приведен один довод.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 13. На основе текста объясните, почему первобытного человека с Афонтово можно отнести к homo sapiens (человек разумный). Приведите два аргумента.
Ответ:
2 балла: (в материалах Афонтовой горы обнаружены кости человека современного физического типа европеоидной и моноголоидной рас). Совершенствование методов обработки камня, например: ретушью. Появление составных орудий, микропластин. Освоение новых трудовых навыков, например: сверление. Освоение новых материалов для создания орудий труда - кости. С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Изготовление бус, украшений. Человек разумный не зависел от естественных укрытий типа пещер, а строил жилища по мере потребности.
1 балл: приведен 1 аргумент
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 14.
Определите, к какому периоду в истории становления человека относится стоянка «Афонтова гора»? Для этого вспомните, какие факты вам нужно знать о первобытном обществе, чтобы решить эту задачу. Подтвердите ваш ответ 3 фактами.
Ответ:
2 балла: Каменный век, неолит.
Факты из текста
1. Появление более совершенных составных орудий
2. Освоение новых трудовых навыков, например: сверление.
3.Освоение новых материалов для создания орудий труда - кости.
4. Строительство жилища, а не использование естественных природных укрытий.
1 балл: назван период, приведен 2 факта в подтверждение своего ответа.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 15. Если бы вы были корреспондентом газеты, и вам нужно было бы придумать заголовок, какое название вы бы дали к прочитанному тексту?
Ответ:
1 балл: первобытный человек со стоянки на Афонтовой горе.
Важно, чтобы в теме отразилось сложившееся историческое представление об историческом явлении (локализация исторического явления во времени и в пространстве).
0 баллов: Дан неверный или ответ отсутствует.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявление и формулирование главной мысли текста.
Задание 16. Более 125 лет на Афонтовой горе ведутся комплексные археологические исследования, приносящие человечеству все новые и новые открытия. Приведите 3 примера важных для науки открытий, которые определяют мировую известность результатов раскопок на Афонтовой горе.
Ответ:
2 балла: Названо 3 примера.
1.Доказательство существования первобытного человека на берегах Енисея
2.Внешний облик первобытного человека.
3.Флора и фауна, окружающая первобытного человека на берегах Енисея в определенный период времени.
4.Орудия, которые мог использовать человек, умения которыми владел, основные занятия.
1 балл: Приведено 2 примера
0 баллов: Дан неверный ответ или приведен только один пример.
3 уровень. Использование информации из текста для различных целей
Деятельность:
Использование данных текста для оценки значения результатов археологических изысканий на Афонтовой горе.
Задание 17. Вам необходимо рассказать вашим слушателям об уникальном историческом памятнике Красноярского края - Афонтовой горе. Постарайтесь, чтобы вашим слушателям захотелось послушать ваш рассказ. В рамках своего выступления расскажите об истории находки и её первооткрывателе, выделите важные открытия, которые были сделаны на основе раскопок на Афонтовой горе археологами. Подготовьте план своего выступления, уделив особое внимание связям между отдельными частями выступления. Подберите наглядные материалы и выступите перед классом. Будьте готовы ответить на вопросы. Использовать термины из словаря.
Ответ:
6 баллов:
Критерии
1) В выступлении присутствует информация об истории находки и её первооткрывателе.
2) В выступлении присутствует информация о важном факте, открытом в результате раскопок на Афонтовой горе археологами.
3) Подобран наглядный материал к выступлению.
4) Использованы научные термины.
5) Составлен план выступления.
6) Текст выступления звучит связно, логично.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Публичное выступление по заданным критериям.
Большая боярская писаница [3]
Источник: М.А. Дэвлет «Большая боярская писаница», Издательство «Наука», г.Москва, 1976, с. 6-13, 26-27
Словарь терминов: Петроглиф - (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros — камень и glyphe — резьба). Источник: Петроглиф [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru: Словари и энциклопедии на Академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1093343 (дата обращения: 20.05.2016). Тагарская культура С.В. Киселёв предложил переименовать «минусинскую курганную культуру» в «тагарскую», по месту основных дореволюционных раскопок под г. Минусинском (на о-ве Тагарском и у оз. Тагарское). Культура в Минусинской котловине представлена главным образом могильниками, единичными кладами, поселениями и медеплавильнями, а также наскальными изображениями и рисунками на стелах и плитах, использованных для сооружения курганов. Э.Б. Вадецкая «Археологические памятники в степях Среднего Енисея»[Электронный ресурс] // https://сибирскаяскифия.рф URL: https://сибирскаяскифия.рф/find/toharkul.html (дата обращения: 20.05.2016). Военная демократия -власть военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения государственности. Источник: Военная демократия. Экономический словарь [Электронный ресурс] // https://enc-dic.com: Энциклопедии. Словари URL: https://enc-dic.com/word/v/Voennaya-demokratiya-32640.html(дата обращения: 20.05.2016). |
Вопросы и задания.
Живопись, созданная в дописьменный период истории человечества, является важным свидетельством об образе жизни первобытного человека. Среди наскальных рисунков Среднего Енисея особое место занимают Боярские писаницы (Большая и Малая). Название писаницы получили по горному хребту Бояры, на склонах которого обнаружены изображения древних художников. Боярские писаницы были открыты известным Российским археологом А.В.Андриановым в 1904г. Они важное значение для реконструкции быта и образа жизни племен динлин, принадлежавших к тагарской культуре VIII—III века до н. э.
Задание 18. Какой теме посвящены петроглифы большой Боярской писаницы?
Задание 19. К какому времени относят историки создание петроглифов? Отметь время существования тагарской культуры на линии времени. Представители какого этноса изображены на Боярской писанице?
Задание 20. В каких сооружениях жили обитатели поселка?
Задание 21. Чем занимаются люди, изображенные первобытным художником? Какие предметы, орудия, созданные человеком, изобразил первобытный художник?
Задания 22. Каких животных смог приручить первобытный человек тагарской эпохи?
Задание 23. Выдели суждение, которое применительно к изображению является неверным.
1) Динлины были кочевниками
2) Одним из ведущих занятий было скотоводство
3) Динлины разводили лошадей, коров, баранов
4) Динлины вели как кочевой образ жизни, так и оседлый
Задание 24. Какие факты «Боярской писаницы» позволяют утверждать, что динлины находились на более высокой стадии развития, чем обитатели стоянки Афонтово.
Приведите 2 факта.
Задание 25. Определите, к какому историческому периоду можно отнести племена динлин, если по данным археологических раскопок известны следующие факты: в основе хозяйства тагарцев лежит поливное мотыжное земледелие и отгонное скотоводство, наряду с бронзовыми орудиями появляются железные, выделяется родоплеменная знать, на смену родовой общине приходит соседская.
Задание 26. В минусинских степях динлины- тагарцы строили внушительные памятники- погребения своим вождям. В урочище Салбык находятся гигантские курганы. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды. Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (Высота насыпи до раскопок — 11,5 м, окружность 496 м) погребальный мавзолей был сооружен ради захоронения в нем одного старца. Замечательным достижением динлинов стало сооружение сети каналов (некоторые из них достигали 15-20 км в длину). В истории какой цивилизации вы сталкивались с подобными фактами? Какие выводы на основании этих фактов вы можете сделать?
Задание 27. С опорой на наскальное изображение и на знания по истории объясните, почему у динлинов появляется неравенство и формируется соседская община.
Задание 28. Ученые относят общественный строй динлинов к типу военной демократии. Каких фактов не хватает в источнике, чтобы подтвердить данный вывод. Назовите 2 факта.
Задание 29. Можно ли наскальные изображения динлинов использовать как исторический источник при изучении эпохи существования первобытного человека? Подтвердите двумя суждениями свою позицию.
Задание 30. Выпишите из списка терминов, те, которые позволяют охарактеризовать образ жизни в поселении, изображенном первобытным художником. Используя термины, опишите жизнь людей в поселении динлинов. Чем занимались? Что умели делать?
Термины: скотоводство, рубило, лошадь, собирательство, петроглиф, оседлость, юрта, мамонт, гарпун, лук и стрелы, землянка.
Задание 31. Если бы вам, представилась возможность выступить в Законодательном собрании Красноярского края, какие доводы вы бы привели, чтобы убедить депутатов в важности охраны и исследования культурного наследия первобытного человека на территории нашего региона.
Ответы и рекомендации к оцениванию.
Задание 18. Какой теме посвящены петроглифы большой Боярской писаницы?
Ответ:
1 балл:
0 баллов: Дан неверный или ответ отсутствует.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявление и формулирование главной идеи изображения.
Задание 19. К какому времени относят историки создание петроглифов? Отметь время существования тагарской культуры на линии времени. Представители какого этноса изображены на Боярской писанице?
Ответ:
1 балл: VIII- III века до н.э.; племен динлин, принадлежавших к тагарской культуре.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде. Локализация во времени
Задание 20. В каких сооружениях жили обитатели поселка?
Ответ:
1 балл: юрты, деревянные избы.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1 - Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задание 21. Что умеют люди, изображенные первобытным художником? Какие предметы, орудия, созданные человеком, изобразил первобытный художник?
Ответ:
1 балл: охотится, изготавливают посуду, изготавливают оружие, занимаются скотоводством. Лук и стрелы, посуда, жилища.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1 - Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задания 22. Каких животных смог приручить первобытный человек тагарской эпохи?
Ответ:
1 балл: лошадь, овца, корова, собака, коза.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1 - Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задание 23. Выделите суждение, которое применительно к изображению является неверным.
1) Динлины были кочевниками
2) Одним из ведущих занятий было скотоводство
3) Динлины разводили лошадей, коров, баранов
4) Динлины вели как кочевой образ жизни
Ответ: Динлины были кочевниками
1 балл: 1). Динлины были не только кочевниками, об этом говорят изображенные в петроглифах сложенные из дерева дома.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1 - Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Деятельность:
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её.
Задание 24. Какие факты боярской писаницы позволяют утверждать, что динлины находились на более высокой стадии развития, чем обитатели стоянки Афонтово.
Приведите 2 факта.
Ответ:
2 балла: Динлины находились на более высоком уровне развития, потому что:
1) приручили животных и стали заниматься скотоводством; производящее хозяйство.
2) изготавливают лук и стрелы.
1 балл: приведен верно 1 факт.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 2 - глубокое и детальное понимание содержания текста.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Сравнение данных из разных источников и их интерпретация. Сравнение развития человечества на различных исторических этапах.
Задание 25. Определите, к какому историческому периоду можно отнести племена динлин, если по данным археологических раскопок известны следующие факты: в основе хозяйства тагарцев лежит поливное мотыжное земледелие и отгонное скотоводство, выделяется родоплеменная знать, на смену родовой общине приходит соседская. Дополните признак, который может характеризовать данный период.
Ответ:
2 балл: переход от бронзового века к железному или раннежелезный век, разложение первобытного строя. Появление металлических орудий труда.
1 балл: определен период, но не назван признак, дополнительно характеризующий данный период.
0 баллов: Дан неверный ответ или отсутствие ответа.
Уровень 3.Использование информации текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность: Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации. Формулирует собственное утверждение на основе сопоставления характерных черт, особенностей развития человечества в определенный период и данных в условии задачи фактов.
Задание 26. В минусинских степях динлинцы- тагарцы строили внушительные памятники- погребения своим вождям. В урочище Салбык находятся гигантские курганы. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды. Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (Высота насыпи до раскопок — 11,5 м, окружность 496 м) погребальный мавзолей был сооружен ради захоронения в нем одного старца. При раскопках обнаружили сооружения сети каналов (некоторые из них достигали 15-20 км в длину). В истории какой цивилизации вы сталкивались с подобными фактами? Какие выводы на основании этих фактов вы можете сделать?
Ответ:
2 балла: Египетская цивилизация.
Зарождение неравенства у динлинов.
Развитие ирригационного земледелия.
1 балл: не указана цивилизация или не сделан вывод
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность: глубокое и детальное понимание содержания текста.
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов Применение ранее полученной информации для собственной интерпретации.
Задание 27. С опорой на наскальное изображение и на знания по истории объясните, почему у динлинов появляется неравенство и формируется соседская община.
Ответ:
1 балла: Развитие производящего хозяйства (скотоводство, земледелие, ремесло) привело к возможности прокормиться отдельной семье. Исчезла необходимость в совместном труде родовой общины. Результаты труда распределялись не между членами рода, а оставались в семье, что способствовало появлению неравенства между ними.
0 баллов: Дан неверный ответ. Отсутствует причинно-следственная связь между такими явлениями как появление производящего хозяйства, появление соседской общины и неравенства.
Уровень 2 - глубокое и детальное понимание содержания текста.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов. Выявление причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Задание 28. Ученые относят общественный строй динлинов к типу военной демократии. Каких фактов не хватает в источнике, чтобы подтвердить данный вывод. Назовите 2 факта.
Ответ:
2 балла: Сведения о выделении вождя и дружины.
Сведения о военных походах с целью захвата добычи и новых земель.
1 балл: назван 1 факт.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов Применение ранее полученной информации для собственной интерпретации. Определение недостающей информации для собственной интерпретации.
Задание 29. Можно ли наскальные изображения динлинов использовать как исторический источник при изучении эпохи существования первобытного человека? Подтвердите двумя суждениями свою позицию.
Ответ:
1 балл: Да, можно. Петроглиф создан во времена существования динлинов и отражает их основные занятия, достижения, используемые орудия труда, образ жизни.
0 баллов: Дан неверный ответ или отсутствие ответа.
Уровень 3. Использование информации из текста для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Применение информации источника для оценки аргументации его полезности (праксиологическая оценка источника).
Задание 30. Выпишите из списка термины, которые позволяют охарактеризовать образ жизни в поселении, изображенном первобытным художником. Используя термины, опишите жизнь людей (возможно от лица участника событий) в поселении динлинов. Чем занимались? Что умели делать?
Термины: скотоводство, рубило, лошадь, собирательство, петроглиф, оседлость, юрта, мамонт, гарпун, лук и стрелы, землянка.
Ответ:
2 балла: Не менее трех исторических терминов корректно использовано для описания уклада жизни в поселке динлинов. Указаны основные занятия, умения, которыми обладали динлины.
1 балл: Допущено некорректное использование исторического термина или фактологическая неточность.
0 баллов: Некорректное использование терминов и источника для описания образа жизни динлинов. Допущена фактическая ошибка.
Уровень 3 - Использование информации из текста для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность:
Реконструкция исторического прошлого в форме свободной интерпретации на основании частных фактов с использование научной терминологии.
Задание 31. Если бы вам, представилась возможность выступить в Законодательном собрании Красноярского края, какие доводы вы бы привели (не менее двух), чтобы убедить депутатов в важности охраны и исследования культурного наследия первобытного человека на территории нашего региона.
1 балл:
Наличие двух суждений аргументируемых фактами.
0 баллов: Отсутствие фактов подтверждающих суждение или присутствуют факты, но отсутствует суждение.
Коммуникативная компетентность, публичное выступление.
Деятельность:
Аргументированное суждение.
[1] Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014.
[2] Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная шко- ла): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
[3] Для работы с учащимися предложен петроглиф «Большая боярская писаница».